09 Сен 2008, 15:37

Выживают сильнейшие: печатная эволюция

Появление новых изданий и увеличение их тиражей подталкивают лидеров рынка к улучшению качества услуг, модернизации оборудования, широкому использованию маркетинговых инструментов. Однако высокая конкуренция стремительно уменьшает уровень рентабельности печатного бизнеса

Выживают сильнейшие: печатная эволюция

Появление новых изданий и увеличение их тиражей подталкивают лидеров рынка к улучшению качества услуг, модернизации оборудования, широкому использованию маркетинговых инструментов. Однако высокая конкуренция стремительно уменьшает уровень рентабельности печатного бизнеса. Редакция журнала MMR решила провести эксперимент — сравнить условия печати в разных киевских типографиях 32-страничного полноцветного журнала на скрепке. Как оказалось, напечатать визитку, листовку или рекламный плакат сегодня не составляет труда — только в Киеве типографий больше сотни. С печатью периодических изданий дело обстоит сложнее — услуги газетной и журнальной печати предоставляют всего около 20 типографий. Журналист, представившись сотрудником отдела распространения, пытался выяснить условия и сроки печати, но, как оказалось, выполнить печать подобного формата и необходимого тиража взялись только шесть киевских типографий. При этом сотрудники всех опрошенных типографий честно предупредили: «У нас строгая очередь, не факт, что успеем в срок. В первую очередь обслуживаем постоянных клиентов. Лучше поищите другую типографию». Игры в монополию Подобное поведение не случайно — сегодня весь украинский рынок условно можно разделить на две неравные части. Львиную долю рынка (около 90%) контролирует четверка лидеров — Блиц-Принт (30% рынка), Юнивест Принт (около 24%) , Новый друк (20%) и Укрполиграфмедиа (15%). Кроме журнально-газетной продукции, монополисты не брезгуют и печатью рекламных листовок. «Сейчас загрузка идет не периодическими печатными изданиями, а большими объемами продукции массового маркетингового характера, такими, как буклеты, листовки. И, конечно же, выходят новые периодические печатные издания — наши «родные» заказчики. Могу сказать, что полиграфическое производство — это высокорентабельный бизнес», — говорит Григорий Шверк, первый вице-президент УМХ. Средние и мелкие типографии, в свою очередь, жестко конкурируют друг с другом и их перспективы и прогнозы не так радужны. «Несмотря на то, что каждый участник ведет ценовую политику так, как ему выгодно, в целом рентабельность полиграфического рынка большинства игроков, за исключением крупных, невысока, около 8-20%», — говорит Иван Рудюк, маркетолог типографии Вольф. Конкуренция = дифференциация Жесткая конкуренция и борьба за сотые доли рынка вынуждает типо-графии, не входящие в большую полиграфическую четверку Украины, активно использовать разнообразнейшие инструменты маркетинга. Так, например, типография Вольф использует интернет-рекламу, активно продвигая свой сайт, кроме этого компания разрабатывает программу лояльности. Однако даже при такой маркетинговой активности типография столкнулась с трудностями, решить которые в одиночку она не может. «Очень тяжело делать даже примерные замеры рынка. В Украине нет независимой компании, которая бы этим занималась», — сетует Иван Рудюк. Программы лояльности разрабатывают и крупные игроки рынка, предлагая разнообразные скидки и льготы постоянным клиентам. Кроме этого, активно используются элементы директ-маркетинга, разнообразные рассылки и вирусная реклама. Так, например, Юнивест Принт запустил сеть вирусных роликов в сети, рекламирующих услуги типографии. При этом компании не забывают и о наращивании производственных мощностей, обновляя парк машин и предлагая новые эксклюзивные услуги. «Никакая, даже самая сильная реклама, не поможет, если потенциальные клиенты увидят некачественно напечатанный журнал», — говорит Татьяна Митина, маркетолог компании Юнивест Принт. Еще одной уловкой, позволяющей типографиям выживать в насыщенной конкурентной среде, является уход в ниши. Так как крупные игроки уже давно поделили сферы влияния (Блиц-Принт специализируется на журнальной продукции, Новый друк — на производстве газет, журналов и каталогов, Юнивест Принт работает на рынке журналов, рекламных каталогов и партвоков), то мелкие и средние игроки вынуждены искать собственную специализацию или выступать в качестве субподрядчиков, в случае если крупные типографии не справляются с заказами. Но, как уверяют игроки печатного рынка, подобные форс-мажорные ситуации возникают редко. «Мы же украинцы, нам надо все яблоки надкусить, у нас все боятся, чтобы кто-то вдруг больше не заработал, вот и пытаемся все дружно целые полиграфические комплексы покупать. А рядом, в той же Чехии, к примеру, полиграфисты все работают в кооперации — «я печатаю, ты ламинируешь», — смеется Надежда Квитка, заместитель генерального директора Нового друка. Кроме этого, конкуренция вынуждает компании идти на уменьшение себестоимости путем реформирования организационной структуры и повышения квалификации кадров. «Полиграфия, наверное, единственная отрасль промышленности, где цены все время падают, и мы вынуждены постоянно что-то придумывать для повышения доходности», — говорит Надежда Квитка. Казнить нельзя помиловать По мнению многих игроков рынка, сложившаяся ситуация не была бы такой острой, если бы существовало профессиональное объединение украинских полиграфистов. «Рынок полиграфии подходит к этапу систематизации, и данная инициатива поможет дальнейшему развитию рынка», — говорит Татьяна Митина. Эту инициативу поддерживает и Григорий Шверк: «Можно встречаться, обсуждать проблемы отрасли, выступать с консолидированной позицией перед властью и ассоциациями заказчиков. Думаю, если бы возникла инициатива создания такого объединения, мы бы в него вошли». Пока же нежелание многих издателей, типографий и распространителей раскрывать реальные тиражи бьет по самим же печатникам, не имеющим эффективного органа, который мог бы служить не только дискуссионной площадкой, но и инструментом лоббирования интересов полиграфистов на законодательном уровне. «Пока владельцы полиграфического бизнеса не готовы открывать реальное положение выпусков тиражей своим потенциальным конкурентам», — говорит Иван Рудюк. Симбиоз станка и пера Многие издательства инвестируют в строительство собственных типографий, предпочитая самостоятельно контролировать весь процесс печати и не зависеть от прихотей печатников. Так, ЗАО Сегодня Мультимедиа, входящее в структуру СКМ, владеет типографией в Вышгороде. Укрполиграфмедиа входит в структуру УМХ. Образцовая типография Блиц-Принт входит в холдинг Блиц-Информ и, кроме печати изданий 13 издательских домов, типография специализируется на производстве рекламной полиграфии и упаковок. Компания Юнивест Маркетинг, владеющая Юнивест Принт, издает журналы Пропозиція и Огородник. По мнению игроков рынка, инвестирование в полиграфический бизнес имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести независимость от привлеченных типографий и возможность создания типографии «под себя» с необходимыми мощностями и качеством (для издательств), а также возможность контроля качества печати. К минусам — это высокозатратый бизнес, требующий постоянной модернизации. «Типография — это не бизнес-проект. Она нам нужна для улучшения качества наших изданий. Мы хотим иметь очень хороший продукт с четкими и яркими фотографиями. А такие производства могут и через 25 лет не окупиться. Во всем мире сроки окупаемости типографий очень длительные», — говорит Гильермо Шмитт, генеральный директор Сегодня Мультимедиа. Сколько стоит типографию построить В апреле этого года Гильермо Шмитт, генеральный директор Сегодня Мультимедиа, говоря о постройке собственной типографии в Днепропетровске, озвучил сумму в несколько миллионов долларов. По мнению экспертов, инвестиции в собственное полиграфическое производство могут составить от 500 тыс. евро до десятка миллионов евро, в зависимости от мощностей и модернизации типографии. Мнения экспертов Об отсутствии картельных соглашений Григорий Шверк, первый вице-президент УМХ На рынке листовой печати очень большая конкуренция. Если говорить о мощных типографиях, которые выпускают большое количество многостраничной продукции высокого качества, то таких типографий немного. Естественно, их небольшое количество позволяет полиграфистам держать достаточно высокие цены и обеспечивать нормальную рентабельность предприятий. Но и в этой ситуации нельзя сказать, что цены запредельные, они вполне рыночные. Никаких картельных соглашений в этой зоне не существует. Каждый пытается, в том числе и за счет ценовых показателей, привлечь к себе того или иного заказчика. Серьезное снижение цен возможно в случае создания в Украине полиграфического производства на базе типографий глубокой печати, но рынок еще не созрел к этой теме. О силе, движущей прогресс Игорь Агарков, главный редактор журнала Принт+ Потенциал роста рынка полиграфии связан, прежде всего, с изменением политического климата в стране, более активным размещением в Украине заказов от ведущих мировых брендов (сегодня украинские типографии далеко не всегда могут выполнить пожелания западных заказчиков по качеству продукции и оборудованию, которое используется для ее производства). В частности, ведущие производители табачной продукции требуют, чтобы упаковка печаталась на машинах глубокой печати. И здесь происходят некие подвижки. Например, ХК Издательство Блиц-Информ приобрела две машины глубокой печати именно для таких целей. Об амбициях лидера Татьяна Митина, маркетолог типографии Юнивест Принт За последний год типографские мощности выросли на треть. Цены на полиграфические услуги практически не изменяются, а материалы дорожают. Любой заказчик, не только иностранный, но и наш, уже выдвигает высокие требования к качеству продукции. Чтобы гарантировать высокое качество печати и услуг, Юнивест Принт проводит мероприятия по подготовке к сертификации ИСО 9001. Ежегодная суммарная мощность типографии составляет 700 млн. оттисков. В 2007 году объемы производства увеличились на 66%, в текущем году мы намерены вырасти не менее чем на 30%. Доход от продаж в 2007 году вырос на 30%, в планах на 2008-й — 24%.



Расскажите друзьям про новость

Новое видео