07 Июн 2017, 11:00

Выйти из комы: метаморфоза сайта о музыке в нишевый медийный бренд

Главред Comma Сергей Кейн о перезапуске сайта и музыкально-информационном медиаполе Украины

Внимание MMR привлек онлайн-журнал о музыке Comma, который за три года объединил вокруг себя сообщество крайне лояльных меломанов, готовых не только читать, но и бесплатно писать о музыке. Вчера Comma представила обновленный сайт, и MMR поговорил с главредом о релонче, состоянии нишевых изданий и музыкальном рынке Украины. Сергей Кейн рассказал, за чей счет перезапускался сайт, как монетизировать и продвигать нишевое медиа и к чему готовиться энтузиастам, задумавшим создать свой медиапродукт. А заодно мы узнали, какая музыка сейчас в тренде, и обновили свой плейлист. 

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Как начинался проект Comma? И почему три года спустя вы решили перезапустить сайт? 

Мы с двумя друзьями запустили проект весной 2014-го, после переломных событий на Майдане. Тогда в стране все стало стремительно меняться, в том числе и в культурном плане. Если до этого я семь лет писал в основном о мировой музыке, то теперь у меня в плеере стало появляться всё больше украинских артистов: плотнее всего с тех пор засели в наушниках ONUKA, Джамала, Blooms Corda, Tik Tu, Hidden Element. В общем, музыкальные медиа как явление становились все более актуальными.

Хорошее нишевое медиа – это медиа с характером, и этот характер после перезапуска мы хотим показать.  

Сергей Кейн
главред Comma

Недавно сайту исполнилось три года, все это время мы старались пробовать новое, развиваться, продвигать современную культуру. Провели у себя конкурс групп для фестиваля Sziget, в котором победила ONUKA. При поддержке «Першої приватної броварні» устроили уикенд молодой украинской музыки с бесплатной сценой на Контрактовой площади, где выступили восемь ярких артистов. А недавно я зашел на сайт и понял, что мы пишем не о той музыке, которую слушаю лично я. Мой вкус менялся, а политика сайта – не так сильно. Настало время все менять. Хорошее нишевое медиа – это медиа с характером, и этот характер после перезапуска мы хотим показать. 

Релонч сайта финансирует билетный сервис Karabas.com. 

Основатель компании Максим Плахтий позвал нас на разговор еще три года назад, но тогда и у них было другое видение, и мы были недостаточно охватными. А в прошлом году Karabas пришел к тому, что для работы их бизнеса должна функционировать и бурлить вся музыкальная индустрия. В частности, стоит подтянуть музыкальные медиа. Фактически перезапуск происходит на их деньги.
Это хороший пример для культурной индустрии в целом. Я, конечно, не в теме нюансов смежных сфер, но мне кажется, похожим образом компании вроде «Планеты Кино» могли бы поддерживать медиа о кинематографе, ну и так далее. 

Что «Карабасу» с перезапуска сайта: возврат инвестиций, реклама, изображение их лого на всех статьях? Что-то мало верится, что это просто поддержка украинских медиа о музыке. 

Если мы пишем о концертах, то стараемся давать ссылки на продажу билетов на «Карабасе», это нормальное рыночное условие. Но инвестор не диктует, о чем писать и уж тем более, как писать. К примеру, мы стали медиа-партнерами фестивалей Zaxidfest и Brave! Factory, хотя они распространяют билеты через других операторов. 

Итак, есть ссылки на билеты, баннеры концертов с плашкой Karabas.com и партнерские материалы. Единственное требование «Карабаса» – чтобы мы наращивали аудиторию. Чем больше у нас людей, чем больше они интересуются музыкой, тем больше «Карабас» доволен своими инвестициями.

Не думаешь, что «Карабас» будет вмешиваться в редакционную политику? 

У них просто не получилось бы. Надо понимать, что мы сделали это медиа на энтузиазме – днем работали в digital-агентствах, по ночам писали о музыке. Если вдруг нас поставят в неудобные условия, попробуют диктовать, о чем писать, мы просто откажемся от такого формата финансирования и спокойно выживем. Свобода и читатели важнее. 

Помимо финансирования Comma, «Карабас» помогает другому изданию о музыке LiRoom и запустил свое музыкальное издание о культурных мероприятиях. Намечается конкуренция? 

Это ресурсы с разной аудиторией и целями, вместе они формируют разноплановую музыкально-информационную среду в стране. Я бы не назвал это конкуренцией. LiRoom пишет о молодой украинской музыке в форматах, которые нам не так интересны. Ко мне часто стучатся молодые артисты с просьбой анонсировать их альбомы, песни, концерты – мы беремся за единичные случаи, а остальных направляем к нашим коллегам на LiRoom, это их прерогатива. Ну а если я вижу, что тема слишком попсовая для нас, направляю на Karabas Live. Просто каждый выбрал свой угол обзора происходящего. И редакция, и главные редакторы всех трех ресурсов – люди с разным мировоззрением. Я слукавлю, если скажу, что они мне не конкуренты. Все-таки я отслеживаю статистику. Но это три разных очага и каждый сам выбирает, вокруг какого из них группироваться. 

Сколько денег было инвестировано? Это был однократный транш или планируется поэтапная выплата суммы в течение периода действия контракта? 

Это небольшие деньги, но пока что их хватило, чтобы собрать команду авторов и устроить перезапуск. Речь идет о ежемесячной поддержке.

Comma – это идея, рассредоточенная между сайтом, Facebook, Instagram, Twitter, Telegram и офлайном.  

Сергей Кейн
главред Comma

В какие сроки планируете окупить эти инвестиции? 

Нам не ставят цели окупить инвестиции. Нам дают деньги, а мы распоряжаемся ими, как угодно. В первую очередь, это гонорары авторам. В первую неделю после запуска мы получили около 300 писем от людей, которые хотели бы стать частью проекта. И такое внимание к нам продолжается до сих пор. Я благодарен всем и каждому, кто нам написал. Но мы понимаем: чтобы делать что-то качественно, труд нужно оплачивать. Конечно, гонорары у нас весьма средние для культурных медиа в стране, но это старт. 

Кто занимается разработкой и дизайном нового сайта, инхауз-специалисты или вы обратились к услугам агентства?

Виновники перезапуска – это, прежде всего, двое моих друзей, с которыми мы и затеяли медиа. Арт-директор Рома Сапелкин, который параллельно работает в Petcube, продумывает всю визуалку. Менеджер проекта и талантливый организатор Юлианна Слипченко, возглавляющая команду «Громадське Культура», держит связь с программистами-фрилансерами, которых мы нашли через друзей и соцсети. 

В каком формате мы увидим новое издание Comma? 

Первое и самое важное – мы будем больше писать о музыке, которую любим. Полгода назад мы виделись с продюсером группы «Бумбокс» Лешей Согомоновым, и я в пылу сказал, что никто не хочет читать о музыке, которая меня захватывает, никому не нужен, скажем, японский вибрафонист Масайоши Фуджита или квир-рэпер Зебра Кац, или духовная музыка Элис Колтрейн, или даже наш местный электронный проект Grisly Faye, собирающий на концертах несколько десятков человек, и то в основном друзей. На что Леша ответил: «А ты дай Потапу послушать своего японского вибрафониста, пусть он напишет рецензию, это все прочитают». И я понимаю, что он прав, ведь все дело в призме, через которую ты смотришь на музыку, и в том, как ты ее преподносишь. Самую дикую и непонятную музыку можно подать увлекательно. 

Второе – обновленная редакционная политика, пора быть жестче. После Майдана все стали по умолчанию хвалить и поддерживать происходящее у нас в культуре, часто за этим теряется трезвость мышления. 

Третье – наконец-то – удобная мобильная версия. 

Четвертое – тесная работа с брендами. Партнерские материалы, спецпроекты, медийка. 

Пятое – и такого, кажется, никто из украинских культурных медиа еще не пробовал делать – англоязычный раздел. Тексты для него готовит украинское бюро редактуры, корректуры и переводов Correctarium. Для вычитки они привлекают британских native speakers. В англоязычном разделе будут появляться тексты об украинской музыке, интересной для экспорта – «ДахаБраха», ONUKA, Stoned Jesus, SINOPTIK, совсем новые бриллианты, о которых никто не знает. Заодно будем переводить на английский наши интервью с заезжими музыкантами, первыми станут выдающийся армянский пианист Тигран Амасян и легенды мировой альтернативы Swans. 

Ну и еще один важный момент – наше стремление в полной мере стать нишевым медийным брендом. Давно прошло время, когда главным показателем для медиа была статистика посещаемости сайта. Важно, чтобы сообщество разрасталось. Мы изначально топили за тусовочку и продолжим это делать. Comma – это идея, рассредоточенная между сайтом, Facebook, Instagram, Twitter, Telegram и офлайном. Где-то контент будет пересекаться, где-то он будет уникальным – stories, трансляции, розыгрыши, что угодно.

Ты раньше работал и сейчас работаешь в интернет-рекламе. Как этот опыт помогает в продвижении своего детища? 

Как копирайтер, контент-редактор, руководитель контентных команд я за девять лет поработал со многими брендами – от кофе и прохладительных напитков до умных домов и швейцарских люксовых часов. Этот опыт помогает доносить свои идеи до аудитории, продавать их. Это раньше работа журналиста заключалась в том, чтобы сесть за ноутбук и написать текст, а работа редактора – его опубликовать. Сегодня журналист должен провести анализ аудитории, понять, для кого пишет, как это оформить, как разбросать материал по разным каналам связи, создать мульти-платформенную историю. Рекламная сфера научила меня мыслить шире. 

Как проект монетизируется сейчас? И что планируется в будущем в плане монетизации? 

К началу лета мы впервые более-менее грамотно продумали сценарий работы с брендами – уже сейчас есть контракты с двумя, в переговорах еще пять. Это партнерские материалы, спецпроекты, баннерные кампании. Опираясь на инвестиции Karabas.com, мы начинаем зарабатывать сами. Получилась такая схема развития: ты начинаешь с идеи, привлекаешь инвестора и эту прокачку используешь, чтобы научиться зарабатывать самостоятельно. В будущем нам интересно податься на гранты, чтобы воплотить несколько больших проектов.

Какие форматы промо и каналы коммуникации используете? Что из этого работает лучше всего? 

Facebook, прежде всего. Развиваем Instagram, Twitter, Telegram. 75% трафика на сайт идет из социальных сетей. Любое нишевое медиа – это прежде всего соцсети. Остальное набираем как угодно: поисковые системы, прямые заходы, некоторые узнают о нас от друзей или по нашим офлайн-проектам вроде концерта на Контрактовой. Везде, где есть хорошая музыка в Украине, там есть и мы. Ну или скоро будем. 

Дай советы начинающим нишевым медиа: как им стать хотя бы на 50% такими крутыми, как вы? 

Если вы хотите сделать медиа – дважды подумайте. Есть риск, что вы испортите себе сначала зрение, а потом жизнь. Будете ночами сидеть за ноутбуком, чтобы получить тонны негатива в свой адрес, разочароваться и прожить остаток жизни в депрессии. Но если вам по кайфу, если вы хотите взаимодействовать с аудиторией, доносить какие-то смыслы – тогда вперед. Учитесь новому, развивайтесь, уважайте свою публику, кружите ее, оставайтесь верным своей идее. 

А еще, как сказал один саунд-продюсер, критикуя работу своих известных украинских подопечных, – давайте представим, что мы живем не в Украине, а в мире. Этому подходу хочется следовать: соревноваться по качеству не с локальным уровнем, а с мировым. Что, конечно, почти невозможно, но это же такой запал – всегда стремиться к новому, пробовать, познавать. Да, у нас не та экономика, не то медиаполе, возможно, все будет хорошо лет через двести, но мы все можем приблизить этот момент на пару лет, если будем со страстью делать свое дело, уважать людей вокруг, ну и слушать классную музыку, конечно.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео