Все умрут, а я останусь
09 Мар 2017, 12:15

Все умрут, а я останусь

Бессмертный Александр Ольшанский об убийстве печатных СМИ и трансформациях производства контента без занудства

Интернет убил печатные СМИ. Та же судьба ожидает и видеоимперии. Так утверждает отец iForum Александр Ольшанский. О том, как iForum станет лучшей версией себя, трансформациях производства контента и перспективах традиционного медиарынка Александр эксклюзивно рассказал главреду MMR Ирине Рубис.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Какая миссия iForum — быть образовательной платформой? 

Миссия, скорее, быть тусовочной платформой. Я все время пытаюсь объяснить людям, что есть разница между обменом знаниями и обменом идеями. Я не верю в обмен знаниями в режиме 20-минутных докладов в течение одного дня. А вот обмен идеями — более крутая штука. Это может быть кратко по времени, но здесь важно очное присутствие, возможность подойти с кем-то пообщаться. Общение в сети не заменяет обычное общение. Нашей миссией было создание такого места, где один раз в год можно увидеть сразу всех, показать себя, посмотреть на других.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Расскажите о своей команде 

Это волонтерский проект, люди, которые в нем участвуют, на этом не зарабатывают. Тут все состоит из двух частей: есть команда, которая обеспечивает техническую реализацию, и оргкомитет, который обеспечивает контент и рулит всем процессом. В оргкомитете достаточно известные люди, интернет-деятели, каждый год состав разный. Конечно, есть какое-то ядро, которое не меняется, но в целом состав разный каждый год, что позволяет создавать разнообразие. 

Со смежных рынков, постсоветского пространства докладчиков привозите или нет смысла? 

У нас нет каких-либо ограничений по докладчикам. Кто хочет, тот докладывает. Кто не хочет, тот не докладывает. Денег мы не платим и с докладчиков денег не берем. Единственное требование — правда, это не для докладчиков, а для спонсоров — быть готовым выходить на пресс-конференцию и отвечать на вопрос «Чей Крым?». Потому что интернет безграничный, компании разные и определить принадлежность компании иногда достаточно трудно, да и дело не в принадлежности. 

И если ответ не такой, как ожидается, чем это чревато? 

Такая компания не будет нашим спонсором. 

Класс! Значит, вам нужны не любые деньги 

Еще раз скажу, iForum — это волонтерская штука, делается на энтузиазме. И люди, которые ее делают, хотят получать моральное удовлетворение. А получать моральное удовлетворение от обслуживания компаний, которые нам не нравятся, тяжело. Поэтому в этом году решили сделать так.

Нашей миссией было создание такого места, где один раз в год можно увидеть сразу всех, показать себя, посмотреть на других

Александр Ольшанский
президент в Imena.ua, Mirohost, Ольшанский и партнеры, Internet Invest

iForum — это самое посещаемое мероприятие в Украине. За счет чего? Это каналы продвижения так хорошо работают? Что дает такой трафик? 

Основные фишки заключаются в следующем: формат, много параллельных панелей, относительно короткие доклады, без занудства, отсутствие рекламных докладов, достаточная широта этих докладов и фактически возможность самому себе сформировать программу. 

А какие каналы коммуникации лучше всего работают? 

Конечно, интернет. Наружка — это имиджевая штука. Там все-таки есть какая-то экономика, есть спонсоры, которые хотят видеть какой-то объем наружки. Это, скорее, потребность B2B. А так, все в интернете. Трудно найти человека, который занимается интернетом, и ни разу не был на iForum. 

Сейчас все живут в парадигме, что ты должен каждый день, каждый год становиться лучшей версией себя. Как в этом году iForum станет лучшей версией себя? Что там будет такого, чего не было раньше? 

Я не живу в этой парадигме. Чем лучше? Относительно кого лучше — других или себя? Кто определит, лучше или хуже? Что означает слово «лучше»? Это опасная, на мой взгляд, парадигма, потому что нет конкретного определения слова «лучше», нет какой-либо метрики. Лучше, как мне самому кажется или кому-то кажется? А почему я должен слушать этого «кого-то»? А если самому кажется, это тоже странно. Такая парадигма, скорее, относится к психоанализу, а не к реальной жизни. 

iForum каждый год точно отличается от предыдущего. Разница между двумя последовательными годами, казалось бы, не очень большая. А разница между тремя годами — первым и третьим, к примеру, или пятым и седьмым — большая. Описать ее вербально довольно тяжело. Во-первых, меняются темы: на каждом iForum есть три стабильных потока — это продвижение, бизнес и технологии. И на каждом iForum есть два, три, четыре тематических потока. 

Что в этом году будет? 

В прошлом году было образование, в этом году будет повторно образование. У нас обычно так бывает: первый год пробуем в маленьком масштабе, если пилот получился, в следующем году лупим на полную катушку. В этом году снова будет образование. Мы считаем, что это будет суперпоток. Также в этом году будет отдельно киберспорт и видео. 

А кибербезопасность? 

Кибербезопасности не будет. Не очень понимаем, как организовать такой поток. Сильно немассовая штука, в наш формат не попадает, очень специализированная тема. В большую лекцию верю, в 20-минутный доклад нет.

Интернет предложил не новый способ доставки, как все думали, а новый способ производства контента, который на порядок дешевле

Александр Ольшанский
президент в Imena.ua, Mirohost, Ольшанский и партнеры, Internet Invest

Вы будете говорить о новых форматах медиа? Что нас ожидает в будущем? 

Я могу рассказать интересную историю. Интернет убил все печатные СМИ. А как он это сделал? 

Я думаю, что скоростью 

Все думали: «ну зачем покупать газету, если все это можно бесплатно почитать в интернете, еще и быстрее». Но убил он их не этим. А тем, что газету теперь не читают ни в интернете, ни в офлайне. Он убил их тем, что предложил другой способ производства контента и совершенно другой контент, который не продуцировался традиционными издательскими домами. То есть интернет предложил не новый способ доставки, как все думали, а новый способ производства контента, который на порядок дешевле. Да, он хуже по качеству. Но оказалось, что бОльшая часть людей готова пожертвовать качеством. 

Ради скорости и удобства 

Да, и они мирятся не только с грамматическими ошибками, но и с недостаточной глубиной изложения. 

Та же самая история сейчас происходит с видео. Интернет «съест» все существующие видеоимперии. Он их «съест» не из-за пиратства, а потому что их контент перестанет быть нужным. Он их убивает сейчас с колоссальной скоростью. Мои дети не смотрят телевизор ни платно, ни бесплатно. И дело не в Youtube, а в контенте, который мы потребляем. 

С чем воюют медиагруппы и борцы с пиратами? С распространением традиционного видеоконтента через Интернет. Они уже выиграли эту войну. Потому что есть там традиционный видеоконтент или нет, с каждым годом спрос на него падает просто экспоненциально. И дети, которым сейчас 13–15 лет, уже не смотрят традиционный контент ни на Ex.ua, ни в Youtube, нигде. 

Дело не в тяжбе между пиратами и производителями медиа, а в том, что и те, и другие проигрывают Youtube

Александр Ольшанский
президент в Imena.ua, Mirohost, Ольшанский и партнеры, Internet Invest

Фильмы еще смотрят 

Любые оценки — статистические. Когда людям говорить, что не смотрят, они скажут — у меня ребенок вчера смотрел фильм. Да смотрел, но соотношение, сколько он потратил времени на просмотр традиционного контента против просмотра Facebook и прочего нетрадиционного контента, -это число все время растет. 

Летом было мероприятие «Видеожара». Я всем задаю вопрос: «были ли вы там?». Никто там не был. 

Моя дочка там была и журналисты MMR 

И моя дочка была. А представителей медиаиндустрии не было. И они не понимают, что там происходит. А ведь пройдет 3–5 лет, и именно эти люди будут представлять основную платежеспособную аудиторию, именно эти люди будут влиять на мнение своих бабушек, за кого голосовать и так далее. 

Как насчет оплота пиратского видеоконтента — онлайн-кинотеатров ex.ua, fs.to и прочих? Что с ними происходит? 

В значительной степени эти сервисы почувствовали, что они теряют рынок сбыта, поскольку были нацелены на традиционный контент. Дело не в тяжбе между пиратами и производителями медиа, а в том, что и те, и другие проигрывают Youtube. С колоссальной скоростью. Поскольку пираты более подвижны и имели меньше жира, в какой-то момент они поняли, что вся эта деятельность ведет в тупик, и решили заняться чем-то другим. А большие медиапроизводители не могут все бросить, поэтому они погибнут, как большие издательства. Ты знаешь, как это происходило, ни одно большое издательство не смогло трансформироваться. Дело не в распространении, а в производстве. Потому что одна тысяча знаков в традиционном производстве стоит в тысячу раз дороже, чем та же тысяча знаков, произведенная в интернете. Интернет изобрел новый способ производства. Одна минута видео, произведенная видеоблогером, стоит в десять тысяч раз дешевле, чем одна минута, произведенная известным телеканалом. И видеоблогеры в состоянии производить миллиарды этих минут, а телеканалы с горем пополам максимум тысячи. 

А разве радио настолько высокоэффективно? 

С радио очень простая история. Люди потребляют радио в салоне автомобиля. Как только в салон автомобиля ворвется интернет — не 3G со смартфона, я имею в виду специализированные приложения, соцсети, адаптированные к автомобилю — а это случится в течение ближайших 2–3 лет, радио умрет просто мгновенно. По тем же причинам. 

Я уже вижу, как наше интервью называется, — «Все умрут!» 

Когда я говорю «умрут», нужно понимать, что мы имеем дело с огромной трансформацией. И это не трансформация доставки чего-либо, а это трансформация производства чего-либо. Суть информационной революции не в изменениях средств доставки контента, а в изменении способа его производства.

Суть информационной революции не в изменениях средств доставки контента, а в изменении способа его производства

Александр Ольшанский
президент в Imena.ua, Mirohost, Ольшанский и партнеры, Internet Invest

Расскажите друзьям про новость