Какая миссия iForum — быть образовательной платформой?
Миссия, скорее, быть тусовочной платформой. Я все время пытаюсь объяснить людям, что есть разница между обменом знаниями и обменом идеями. Я не верю в обмен знаниями в режиме 20-минутных докладов в течение одного дня. А вот обмен идеями — более крутая штука. Это может быть кратко по времени, но здесь важно очное присутствие, возможность подойти с кем-то пообщаться. Общение в сети не заменяет обычное общение. Нашей миссией было создание такого места, где один раз в год можно увидеть сразу всех, показать себя, посмотреть на других.
Расскажите о своей команде
Это волонтерский проект, люди, которые в нем участвуют, на этом не зарабатывают. Тут все состоит из двух частей: есть команда, которая обеспечивает техническую реализацию, и оргкомитет, который обеспечивает контент и рулит всем процессом. В оргкомитете достаточно известные люди, интернет-деятели, каждый год состав разный. Конечно, есть какое-то ядро, которое не меняется, но в целом состав разный каждый год, что позволяет создавать разнообразие.
Со смежных рынков, постсоветского пространства докладчиков привозите или нет смысла?
У нас нет каких-либо ограничений по докладчикам. Кто хочет, тот докладывает. Кто не хочет, тот не докладывает. Денег мы не платим и с докладчиков денег не берем. Единственное требование — правда, это не для докладчиков, а для спонсоров — быть готовым выходить на пресс-конференцию и отвечать на вопрос «Чей Крым?». Потому что интернет безграничный, компании разные и определить принадлежность компании иногда достаточно трудно, да и дело не в принадлежности.
И если ответ не такой, как ожидается, чем это чревато?
Такая компания не будет нашим спонсором.
Класс! Значит, вам нужны не любые деньги
Еще раз скажу, iForum — это волонтерская штука, делается на энтузиазме. И люди, которые ее делают, хотят получать моральное удовлетворение. А получать моральное удовлетворение от обслуживания компаний, которые нам не нравятся, тяжело. Поэтому в этом году решили сделать так.
iForum — это самое посещаемое мероприятие в Украине. За счет чего? Это каналы продвижения так хорошо работают? Что дает такой трафик?
Основные фишки заключаются в следующем: формат, много параллельных панелей, относительно короткие доклады, без занудства, отсутствие рекламных докладов, достаточная широта этих докладов и фактически возможность самому себе сформировать программу.
А какие каналы коммуникации лучше всего работают?
Конечно, интернет. Наружка — это имиджевая штука. Там все-таки есть какая-то экономика, есть спонсоры, которые хотят видеть какой-то объем наружки. Это, скорее, потребность B2B. А так, все в интернете. Трудно найти человека, который занимается интернетом, и ни разу не был на iForum.
Сейчас все живут в парадигме, что ты должен каждый день, каждый год становиться лучшей версией себя. Как в этом году iForum станет лучшей версией себя? Что там будет такого, чего не было раньше?
Я не живу в этой парадигме. Чем лучше? Относительно кого лучше — других или себя? Кто определит, лучше или хуже? Что означает слово «лучше»? Это опасная, на мой взгляд, парадигма, потому что нет конкретного определения слова «лучше», нет какой-либо метрики. Лучше, как мне самому кажется или кому-то кажется? А почему я должен слушать этого «кого-то»? А если самому кажется, это тоже странно. Такая парадигма, скорее, относится к психоанализу, а не к реальной жизни.
iForum каждый год точно отличается от предыдущего. Разница между двумя последовательными годами, казалось бы, не очень большая. А разница между тремя годами — первым и третьим, к примеру, или пятым и седьмым — большая. Описать ее вербально довольно тяжело. Во-первых, меняются темы: на каждом iForum есть три стабильных потока — это продвижение, бизнес и технологии. И на каждом iForum есть два, три, четыре тематических потока.
Что в этом году будет?
В прошлом году было образование, в этом году будет повторно образование. У нас обычно так бывает: первый год пробуем в маленьком масштабе, если пилот получился, в следующем году лупим на полную катушку. В этом году снова будет образование. Мы считаем, что это будет суперпоток. Также в этом году будет отдельно киберспорт и видео.
А кибербезопасность?
Кибербезопасности не будет. Не очень понимаем, как организовать такой поток. Сильно немассовая штука, в наш формат не попадает, очень специализированная тема. В большую лекцию верю, в 20-минутный доклад нет.
Вы будете говорить о новых форматах медиа? Что нас ожидает в будущем?
Я могу рассказать интересную историю. Интернет убил все печатные СМИ. А как он это сделал?
Я думаю, что скоростью
Все думали: «ну зачем покупать газету, если все это можно бесплатно почитать в интернете, еще и быстрее». Но убил он их не этим. А тем, что газету теперь не читают ни в интернете, ни в офлайне. Он убил их тем, что предложил другой способ производства контента и совершенно другой контент, который не продуцировался традиционными издательскими домами. То есть интернет предложил не новый способ доставки, как все думали, а новый способ производства контента, который на порядок дешевле. Да, он хуже по качеству. Но оказалось, что бОльшая часть людей готова пожертвовать качеством.
Ради скорости и удобства
Да, и они мирятся не только с грамматическими ошибками, но и с недостаточной глубиной изложения.
Та же самая история сейчас происходит с видео. Интернет «съест» все существующие видеоимперии. Он их «съест» не из-за пиратства, а потому что их контент перестанет быть нужным. Он их убивает сейчас с колоссальной скоростью. Мои дети не смотрят телевизор ни платно, ни бесплатно. И дело не в Youtube, а в контенте, который мы потребляем.
С чем воюют медиагруппы и борцы с пиратами? С распространением традиционного видеоконтента через Интернет. Они уже выиграли эту войну. Потому что есть там традиционный видеоконтент или нет, с каждым годом спрос на него падает просто экспоненциально. И дети, которым сейчас 13–15 лет, уже не смотрят традиционный контент ни на Ex.ua, ни в Youtube, нигде.
Фильмы еще смотрят
Любые оценки — статистические. Когда людям говорить, что не смотрят, они скажут — у меня ребенок вчера смотрел фильм. Да смотрел, но соотношение, сколько он потратил времени на просмотр традиционного контента против просмотра Facebook и прочего нетрадиционного контента, -это число все время растет.
Летом было мероприятие «Видеожара». Я всем задаю вопрос: «были ли вы там?». Никто там не был.
Моя дочка там была и журналисты MMR
И моя дочка была. А представителей медиаиндустрии не было. И они не понимают, что там происходит. А ведь пройдет 3–5 лет, и именно эти люди будут представлять основную платежеспособную аудиторию, именно эти люди будут влиять на мнение своих бабушек, за кого голосовать и так далее.
Как насчет оплота пиратского видеоконтента — онлайн-кинотеатров ex.ua, fs.to и прочих? Что с ними происходит?
В значительной степени эти сервисы почувствовали, что они теряют рынок сбыта, поскольку были нацелены на традиционный контент. Дело не в тяжбе между пиратами и производителями медиа, а в том, что и те, и другие проигрывают Youtube. С колоссальной скоростью. Поскольку пираты более подвижны и имели меньше жира, в какой-то момент они поняли, что вся эта деятельность ведет в тупик, и решили заняться чем-то другим. А большие медиапроизводители не могут все бросить, поэтому они погибнут, как большие издательства. Ты знаешь, как это происходило, ни одно большое издательство не смогло трансформироваться. Дело не в распространении, а в производстве. Потому что одна тысяча знаков в традиционном производстве стоит в тысячу раз дороже, чем та же тысяча знаков, произведенная в интернете. Интернет изобрел новый способ производства. Одна минута видео, произведенная видеоблогером, стоит в десять тысяч раз дешевле, чем одна минута, произведенная известным телеканалом. И видеоблогеры в состоянии производить миллиарды этих минут, а телеканалы с горем пополам максимум тысячи.
А разве радио настолько высокоэффективно?
С радио очень простая история. Люди потребляют радио в салоне автомобиля. Как только в салон автомобиля ворвется интернет — не 3G со смартфона, я имею в виду специализированные приложения, соцсети, адаптированные к автомобилю — а это случится в течение ближайших 2–3 лет, радио умрет просто мгновенно. По тем же причинам.
Я уже вижу, как наше интервью называется, — «Все умрут!»
Когда я говорю «умрут», нужно понимать, что мы имеем дело с огромной трансформацией. И это не трансформация доставки чего-либо, а это трансформация производства чего-либо. Суть информационной революции не в изменениях средств доставки контента, а в изменении способа его производства.