ВР расмотрит закон о запрете рекламы лекарств
На рассмотрение Верховной Рады вынесен законопроект депутата от ПР Нестора Шуфрича относительно запрета рекламы целительства и лекарственных препаратов во всех отечественных медиа.
В случае его принятия вслед за производителями алкоголя и табака рекламный рынок покинет еще одна довольно весомая группа товаров — медпрепараты. Отметим, что законопроект №1103, поданный в парламент еще в декабре 2007 г., предполагает полный запрет рекламы не только лекарственных средств, но и косметических препаратов, пищевых продуктов, витаминных и других пищевых добавок, имеющих лечебные свойства, а также услуг народной медицины и лиц, которые их предоставляют.
Специалисты отмечают, что полный запрет рекламы лекарств не даст рекламистам возможности нормально пережить уход алкогольщиков и табачников. Ведь только на телевидении, по словам директора компании Cortex Андрея Колесника, категория лекарств занимает не менее 7% объема рекламы (WGRP;s 18+), а суммарный годовой бюджет всех фарма-клиентов составляет не менее $30-35 млн. Более того, запрет косметики и пищевых добавок, имеющих лекарственные свойства, вообще выглядит смешным, так как исчезнет полностью реклама йогуртов, шампуней против перхоти и зубной пасты от пародонтоза. Приблизительные потери рекламного рынка при всех этих нововведениях составят не менее $100 млн. А размытая формулировка «имеющих лечебные свойства» освобождает место для различных коррупционных схем.
Руководитель центра законодательных инициатив Независимой ассоциации телерадиовещателей Ольга Большакова считает, что адекватной мерой ограничения в данном случае является предупреждение о необходимости прочесть инструкцию перед применением препарата. А сам законопроект имел очень призрачные шансы на прохождение в парламенте. «Такая формулировка закона противоречит международному законодательству, потому что любое ограничение свободы слова, коммерческой рекламы в том числе, допускается лишь в том случае, если такое ограничение крайне необходимо в демократическом режиме. То ограничение, которое предлагает господин Шуфрич, является настолько жестким, что не может быть объяснено этой крайней необходимостью. Реклама лекарственных средств, косметики и пищевых добавок, которые находятся в свободном для покупателя доступе, не может быть запрещена. Это противоречит всем европейским нормам»,— сообщила госпожа Большакова.