Итоги 2018 |
Прогноз 2019 |
||||
Маркетинговые сервисы |
Скорректированный Объем 2017г., млн грн. |
Объем 2018г., млн грн. |
% изменения 2018 к 2017 |
Объем 2019р., млн грн. |
% изменения 2019 к 2018 |
Объем ринау МС, ВСЕГО |
4 548 |
5 321 |
17% |
6 295 |
18% |
В том числе: |
|||||
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) |
1 700 |
1 955 |
15% |
2 248 |
15% |
Loyalty marketing (Mailing, DB management, Contact-Center) |
850 |
935 |
10% |
1 029 |
10% |
Consumer marketing |
950 |
1 140 |
20% |
1 368 |
20% |
Event Marketing and Sponsorship |
920 |
1 150 |
25% |
1 495 |
30% |
Non-standart communications (life placement, ambient media ) |
128 |
141 |
10% |
155 |
10% |
Consumer Marketing прибавил + 20%, покупатели эффективно реагируют на диалог с производителями, потребительские интересы и вариабельность выбора также активизировались.
Но сама механика проектов стала другой, что позволяет минимизировать затраты на техническую сторону проекта, и сфокусироваться на сути и мотивации. Очень точный комментарий от Натальи Боярчук, Управляющего партнера Adsapience: «Рекламный рынок демонстрирует устойчивый рост не только за счет инфляции. Мы видим всеукрепляющийся спрос на качественные мероприятия и experiential marketing. Очевиден запрос на большую продуманность и стратегичность при разработке идей. Клиенты целенаправленно ищут максимальную отдачу от вложенных средств, поэтому все чаще выбирают более легко измеряемый диджитал канал для коммуникации с потребителем. В унисон с растущей популярностью биг дата, увеличивается важность решений, построенных на выверенных инсайтах, поэтому важны данные и аналитика изменяющихся паттернов поведения шопперов и консьюмеров. В трейде главный продолжающийся тренд — оптимизация бюджетов посредством автоматизации процессов».
Суммарный объем рынка в 2018 году составил 5321 млн.грн., что на 17% больше по сравнению с 2017.
И еще несколько важных цитат от экспертов о минувшем годе:
- Эмоции стоят бюджета!
Светлана Гукова, Операционный директор TWIGA’GO!: «Приятно наблюдать, как бренды в Украине становятся смелее, выходят за рамки, предлагают потребителям новый эмоциональный опыт. В настоящем только рациональное не работает, особенно для молодежи — они требуют живого, неформального контакта с брендом».
- Финальное влияние решающее!
Наталья Крысько, директор ARR: «Традиционные методы воздействия на решение покупателя в ритейле стали еще более эффективными в сочетании с современными технологиями коммуникации. Диджитал помогает нам легко и недорого привести потребителя в место покупки, заинтриговать, заинтересовать. Но живое внимание промоутеров, персонализированный диалог, человеческий контакт является решающими по покупке. В 2018 мы почувствовали рост спроса на эти направления, то есть компании ориентируются не только на долгосрочную коммуникацию, но и на продажу «здесь и сейчас». Считаю, этот тренд будет продолжаться и следующие несколько лет».
Прогноз на 2019: количество или качество?
Поскольку рынок маркетинговых услуг зависит от политической и экономической ситуации в стране, прогнозы экспертов довольно осторожны, и это понятно. Но в одном топы отрасли согласны: движение вперед началось. Даже если бюджетные настроения будут сдержанными, спрос на мастерство, экспертизу, креатив уже не остановить. И бизнес, и агентства хотят развития, поэтому проекты-миксы на стыке различных механик, интеграция, гибкость, инновационность — этот тренд станет главным в 2019. Сергей Старуш, CEO Media Arts Group Ukraine, комментирует: «Все сложнее определять границы сервисов — проекты становятся многослойными, интегрированными. Соответственно, гораздо сложнее четко определить бюджеты по видам сервисов».
О распределении активности по дисциплинам, Виктория Гречок, Client Service Director RAM 360 Agency высказала свое мнение: «Мы не прогнозируем большого роста в Trade и Loyalty marketing, ведь когда улучшается ситуация на рынке, инвестиции в трейд приостанавливаются — там уже все хорошо 🙂 В такой ситуации существенно возрастает Consumer marketiпg и Event Marketing / Sponsorship. На данный момент это связано с развитием фестивальной культуры в Украине — появляются новые фестивали, уже существующие становятся более масштабными (яркий пример в этом году — это Atlas Weekend). Поскольку это отличная площадка для consumer experience, все больше брендов будут интегрироваться в такого рода ивенты».
Свою точку зрения на следующий год предлагает Владимир Зборовский, директор Havas Engage Ukraine: «Рост отрасли уже несколько лет подряд опережает рост экономики Украины в целом, надеемся, так будет и впредь. И прогноз бизнеса на следующий год достаточно осторожен. Надеяться на стремительный рост в 2019 не стоит, однако, анализируя настроение и планы наших клиентов, не видим предпосылок к спаду, и можем говорить об укреплении рынка». Макроэкономический взгляд на события 2019 дополняет осторожный прогноз Романа Швець, Управляющего партнера We’Story Advertising Agency: «Есть вероятность появления «черного лебедя» как следствие политических и экономических изменений после выборов власти в 2019. Оптимистический прогноз может измениться на пессимистический — не исключается значительное замедление роста рынка или даже его новое падение».
Итоговую позицию выскажем словам Марии Дахлалла, CEO All Motion Group: «Американские горки продолжаются. Мы настолько привыкли к резким изменениям в политической и экономической действительности нашей страны, что в рейтинге гибкости точно занимаем высокую позицию. В 2018 настроение общества было в норме и наша отрасль показала стабильный рост. Если 2019 будет беспокойным, то рост рынка вновь может замедлиться. Хотя определенная тактика для кризисных ситуаций уже выработана у всех участников рынка, и существенного (как в 2014) снижение активности брендов мы не ожидаем. Скорее произойдет перераспределение расходов из одних инструментов на другие».
Таким образом, общий прогноз на 2019 экспертов рынка и руководства МАМИ балансирует между осторожным и оптимистичным. Новый год, новый вызов требует от каждого из нас еще большего мастерства, креативности, и умения сотрудничать, потому что только эти качества в любом году не теряют своей ценности и эффективности.