14 Дек 2009, 15:29

Виртуальный круглый стол: как реанимировать имидж Украины

Виртуальный круглый стол: как реанимировать имидж Украины

Украина исключительно мало значит на «шахматной доске» современного мира. И ничего не делает, чтобы изменить ситуацию. Первые лица ведущих PR- агентств страны отвечают на вопрос: «Что будет если Украина исчезнет с политической карты мира и как нам реанимировать имидж страны?»

 

Елена Деревянко, управляющий партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги

Если говорить об исчезновении Украины с политической карты мира в результате ее аннексии (к примеру, Россией, где потенциальную аннексию предпочитают стыдливо именовать «реинтеграцией»), то мир, к сожалению, этого даже не заметит. Как бы не клялись высокопоставленные зарубежные златоусты в приверженности интересам нашей несчастной Родины, эти самые интересы им глубоко безразличны. И аналог Мюнхенского сговора применительно к Украине часть из них молчаливо одобрит, часть в душе порадуется (может, Россия угомонится), часть прольет крокодильи слезы и постарается поскорее забыть.

 

Поэтому мир (опять же, увы) может заметить только физическую гибель Украины. Да и то, только в том случае, если эта гибель повлечет за собой угрозу безопасности «золотого миллиарда/полумиллиарда» — так, как это произошло при Чернобыльской катастрофе. Если же Украина одномоментно (не приведи Господь) провалится в тартарары, ее исчезновение пройдет незамеченным для 99,9 % населения планеты. За исключением представителей украинской диаспоры, имевших живых родственников или дорогие могилы на исторической родине, отдельных безумных ученых  и политических элит сопредельных государств, которым придется озаботиться вопросом делимитации границы в новых условиях.

 

Занять достойное место в «повестке дня» мировых СМИ нам пока не помогают даже события масштаба Евро-2012. Если о нас и пишут применительно к этому информационному поводу, то только в негативной тональности.

Прежде всего, необходимо начать уважать самих себя и прекратить хаять родной дом при каждом удобном и неудобном случае. И плюс к этим масштабным изменениям — целенаправленная внутренняя и внешняя информационная политика. Даже, не побоюсь этого слова, мощная внутренняя пропаганда одной единственной идеи — уважайте себя, живите достойнее, и будет вам счастье.

 

Оксана Войнич, директор агентства «People Republic»

Украина — государство относительно молодое, с одной стороны, достаточно сильно отягощенное советскими устоями, а с другой стороны,  имеющее возможность (здесь в прошедшем времени) построить свою историю с нуля и заявить о себе и своем имидже.

Надежда умирает последней.  И мы, украинцы, все время надеемся, что наша история и репутация еще впереди.  Искренне гордимся то Шевой, то экспортом Немирова, то победой Клочковой.  Что же касается каких-то планомерных стратегий или успехов — здесь все тяжелее.

Успехи в таких проектах не строятся за день или даже год.  Здесь каждое непродуманное слово стоит миллионы и может обернуться потерянной репутацией.  Даже очень короткое слово.  Например, газ.  Или демпинг.  Или коррупция.  Или Чернобыль.

 

Информационная политика государства должна быть прежде всего единой, продуманной на много шагов вперед, выверенной и уважающей себя- государство, граждан, бизнес и другие страны.  И тогда потихоньку, проанализировав наши информационные сообщения, начнут потихоньку уважать, понимая, что Украина, возможно, страна профессионалов и хороших, трудолюбивых, радушных и грамотных людей.  А иначе так и будем видеть в западных газетах урывки статей в колонках вроде «А в это время в мире…», что у нас то лифт поломался и 40 сотрудников сидели 8 часов, то просроченным молоком люди отравились и в больницу попали, то политики в Парламенте подрались, то парки вырубили.

 

Евгения Панкратьева, Генеральный Директор NOBLET MEDIA CIS

Мы находимся на границе пост-советсткого пространства, на границе Европы и России, через нас идет газ, у нас выход в море — слава богу, географические факторы не позволяют нас игнорировать. Кроме того, у нас есть Чернобыль — судя по всему, европейцев он беспокоит гораздо больше, чем украинцев. Об этом всем уже много лет в своих отчетах пишут Всемирный Банка и ЕБРР.

 

Для большинства крупных компаний Украина перспективна как страна с населением около 45 млн человек, рынок которой пока не насыщен в разных категориях товаров — именно наш рынок демонстрирует много лет подряд увеличение потребления  по категориям товаров от 10 до 80%.  Не знаю что будет, если Украина исчезнет: за эти 2 года большинство инвесторов и так ведет себя, как будто этой страны нет, и в этом их трудно винить.

 

Каким образом поддерживать интерес  к нашей стране? Как специалист по PR, я могу просто перечислить огромный список действий, который стоит практически ничего, но дает иностранцам полное и постоянное впечатление о нашей стране. Вот самые необходимые:

1.      Ежеквартальный экономический отчет (ВВП, как дела обстоят в ключевых 10 отраслях, какие экономические события на что влияют, какие глобальные изменения или тенденции имеют место в экономике страны)

2.      Ежеквартальный  юридический отчет (Какие нормативные акты приняты, влияющие на политические и экономические аспекты деятельности международных компаний в Украине, обзор судебной практики)

3.      Туристические сезонный ежеквартальный гид (виды отдыха, которые рекомендуются ближайшие 3 месяца и каким образом это надо делать в нашей стране)

4.      Ежеквартальные дайджесты с точкой зрения различных представителей бизнеса и политики с точкой зрения на ближайший квартал и критикой и предложениями по текущим ситуациям

Это нам необходимо как минимум.

 

Олег Богатов, генеральный директор Издательского дома «Прессинг

Всего за два десятилетия 8 социалистических государств Восточной Европы превратились в 28 больших и маленьких стран, разбросанных по просторам Евразии. Подавляющее большинство из них — молодые государства, малоизвестные для всего остального мира. И в этой пестрой и разношерстной толпе Украине очень трудно выделиться

 

Тем более, что большинство наших соотечественников не могут объяснить ни себе, ни окружающим, что же для них Украина. И прежде чем представлять себя окружающему миру, необходимо, как минимум, решить проблему самоидентификации страны.

 

По сути, страна Украина нуждается в брендинге. Причем, рассчитанном, в первую очередь, на внутреннею аудиторию. Цель его — изменить негативные или фальшивые стереотипы относительно нас и нашей страны, повысить самооценку нации, продемонстрировать ее роль в окружающем мире и, в итоге, сформировать собственную национальную идентичность.

 

Брендинг подразумевает, что у государства есть понимание, какой должна быть страна, например, к 2030 году. К сожалению, нынешний политический хаос и отсутствие у основных игроков внятной стратегии развития страны делает проведение долгосрочной кампании по формированию и продвижению национального бренда пока маловероятной.

 

Примером здесь может служить наш сосед Беларусь. Ее руководство в 2007 году сделало ставку на более разновекторную политику и запустило в западных медиа кампанию с целью улучшения репутации страны. Два направления этой кампании касались привлечения инвесторов и туристов в страну. В рамках первого — упор делался на то, что Беларусь является самым хорошо скрываемым секретом для инвесторов в Европе. Для туристов был разработан мессидж «Беларусь — самый нетронутый уголок природы в Европе». Обе кампании дали свой эффект — западный капитал составил в стране достойную конкуренцию российскому. Параллельно, вырос въездной туризм в Беларусь.

 

Ирина Харченко, управляющий  партнер Коммуникационной группы «Новая концепция» 

Сегодня существует консенсус по поводу того, что каждая страна имеет бренд (по сути, это удобная метафора ее восприятия в мире), но нет единства относительно того, может ли этот бренд целенаправленно изменяться. Во всяком случае, ясно, что эта задача не может быть решена исключительно в сфере коммуникаций. Необходима своеобразная дипломатия действий, то есть должны предприниматься конкретные шаги, которые получат правильное освещение в медиа.  

 

Исходя из этого, рекламные кампании, представляющие собой размещение роликов об Украине на международных телеканалах, способны решить только одну задачу — повысить уровень информированности, что такая страна существует, но не более.

 

Именно дипломатия действий, в первую очередь, формирует восприятие любой страны в мире. Например, символические суммы дотаций (несколько сотен тысяч евро), которые правительство Словении регулярно отправляет Албании, Черногории и Македонии, создают ощущение, что эта страна не является частью такого неблагополучного региона как Балканы. А фискальная политика правительства Ирландии (художники, писатели и поэты освобождены от подоходного налога) демонстрирует, что эта страна поддерживает таланты. 

 

Остается надеяться, что по итогам президентских выборов, руководство страны наконец-то получит возможность осуществлять реальные шаги, способные эффективно разрешать хотя бы текущие проблемы. Уже само по себе, это способно выровнять отношение к Украине в мире. Тем не менее, в перспективе нашей политической элите не уйти от необходимости сформулировать долгосрочную стратегию развития страны, без которой невозможно улучшение репутации Украины. И при этом желательно не забыть, что ожидание перемен, как и количество шансов на успех, имеют свои границы.

 

Марина Стародубская, Генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры. Украина»

Поскольку мы живем в эпоху интернета и всепроникающей информации, если Украина вдруг исчезнет с политической карты мира, как минимум, мир об этом услышит из новостей.

 

Завоевывать и поддерживать  авторитет  страны нужно PR-работой по формированию и поддержанию имиджа страны за рубежом, в рамках стратегии на государственном уровне — должно быть министерство, ответственное за такую работу. Должны привлекаться на прозрачной основе профессиональные опытные агентства к такой работе, поскольку PR страны существенно отличается от PR продукта или компании. Должна быть налажена туристическая, транспортная и деловая инфраструктура (дороги, гостиницы, авиа- и ЖД транспорт, пр.), должна вестись грамотная, продуманная реклама страны. Государственная экономическая политика должна не отпугивать от страны инвесторов и туристов, а способствовать их привлечению. Подобная работа выходит далеко за рамки PR и коммуникаций.

 

Малайзия, Китай, Сингапур, Ирландия, Гонконг, Испания, Кипр, США — все эти страны имеют постоянно действующие целенаправленные стратегии поддержания имиджа страны, вплоть до слогана (Malaysia Truly Asia, Work and Study in the US, Cyprus — the Year Round Island, Invest Hong Kong и др.). Экономика этих стран построена таким образом, чтобы в них хотелось жить, работать и отдыхать. У каждой из стран есть правительственные органы и неправительственные организации, ответственные за продвижение четко определенных аспектов имиджа каждой из стран.

 

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео