03 Ноя 2010, 11:33

Вернет ли рынок доверие потребителей?

Вернет ли рынок доверие потребителей?

После оптимистичного начала 2010 года, с последовательным повышением уровня глобального Индекса потребительского доверия, в третьем квартале 2010 Индекс упал на три пункта вместе с надеждами потребителей на полное восстановление экономики в текущем году, составив 90 пунктов. Таковы данные исследования, проведенного международной исследовательской компанией Nielsen в 53 странах мира. Результаты опроса мировых потребителей показывают, что потребители во всем мире сегодня пессимистичнее оценивают свои перспективы трудоустройства, состояние собственных финансов и возможности покупать товары, которые им нужны или хотелось бы иметь.

Если в первой половине года в настроениях глобальных потребителей наблюдались оптимистичные ожидания, к концу 2010 Индекс потребительского доверия упал в 20 из 53 рынков в мире. «Причина такого падения проста: ожидания потребителей не подпитывались постоянным потоком позитивных новостей со стороны рынка», — комментирует доктор Венкатеш Бала, Главный экономист The Cambridge Group (входит в состав The Nielsen Company). «Такая реакция глобальных потребителей демонстрирует нестабильность текущего состояния мировой экономики и разрыв в скорости восстановления отдельных рынков и регионов», продолжает Бала.

Многие потребители стали еще более умеренными в тратах сверх основных расходов по сравнению с периодом двумя годами ранее, в самый разгар кризиса. В третьем квартале 2010 уровень свободно располагаемых средств у потребителей достиг самого низкого уровня: 27% американцев, 19% европейцев, 17% жителей Ближнего Востока/Африканцев, 16% латиноамериканцев ответили, что у них не остается свободных средств после оплаты основных расходов на проживание. В России 10% опрошенных онлайн пользователей говорят также.  

 

В России же показатели Индекса потребительского доверия впервые сравнялись с глобальным уровнем, хоть и за счет падения последнего. После весеннего затишья, когда российские потребители замерли в ожидании изменений экономической конъюнктуры, Индекс медленно, но верно стал расти, достигнув 90 пунктов в третьем квартале 2010 года. 

Потребители и ритейлеры корректируют свои ожидания
Более половины респондентов в мире (56%) полагают, что их страны все еще находятся в экономическом кризисе, и 48% не верят, что страны выйдут из рецессии в ближайший год. По-прежнему высокий уровень безработицы в США и продолжающийся рост безработицы в целом ряде европейских стран оказывает наибольшее влияние на показатели потребительского доверия в третьем квартале 2010. 64% американцев и 70% европейцев говорят, что перспективы трудоустройства в следующий год не очень хорошие или вовсе, плохие. 

«Состояние американской экономики вынуждает потребителей идти на компромисс и покупать меньше, приоритет остается за продуктами питания. Как следствие, продажи непродовольственных категорий страдают больше, демонстрируя снижение в объемном выражении, в то время как продуктовый сектор продолжает расти в последние годы по этому показателю. Несмотря на то, что потребитель сегодня экономит, новинки — по-прежнему хороший инструмент для роста продаж, как для брендов, так и для ритейлеров», — говорит Тодд Хейл, Старший вице-президент, Consumer & Shopper Insights, The Nielsen Company. 

Европа демонстрирует наиболее противоречивые тенденции: в Северо-Западной Европе восстановление экономики уже началось, в то время как в Южной Европе ощущение рецессии остается в умах потребителей. «В странах, особенно пострадавших от кризиса — Греции, Италии, Испании и Португалии — Индекс потребительского доверия продолжил свое падение. И здесь надежды на восстановление экономики становятся все более туманными по мере того, как потребители потуже затягивают пояса, готовясь к новому этапу аскетичной жизни. На контрасте страны Северо-Западной Европы демонстрируют стабильное восстановление», — комментирует Кристоф Камбурнак, президент «Nielsen Европа».

В России потребители по-прежнему осторожны в своих тратах, несмотря на сравнительно высокую оценку собственных финансов. 56% российских онлайн пользователей расценивают свого финансовое состояние на ближайший год как хорошее и отличное.  Но что касается готовности тратить, 58% считают, что сейчас не самое лучшее время для совершения покупок. 

Потратить свободные средства на товары, которые им нужны или хочется иметь, российскому потребителю мешают растущие цены на продовольствие — это первый пункт в списке главных источником для беспокойства у россиян (16%). На втором месте — здоровье (14%), на третьем -баланс между работой и домом и образование и благополучие детей (по 10%). В противовес глобальным потребителям (13%) и американцам, для которых главным источником для беспокойства остается экономика (28%), лишь 4% российских потребителей разделяют их опасения.

«Похоже, что россияне устали бояться и ждать худшего от будущего, и сосредоточились на каждодневных заботах и себе, — говорит Ольга Малинкина, директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия». А заботиться есть о чем: рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ, все меньший располагаемые свободные средства заставляют россиян быть более изобретательными в расходовании свободных средств».

Самым популярным способом снижения своих расходов для россиян остается сокращение трат на развлечения вне дома (63% говорят, что продолжают экономить на этой статье расходов) и покупку новой одежды (55%). 

«А учитывая, что для более чем половины (58%) участников исследования в России обновление гардероба — самый популярный и доступный способ применения свободных средств, видимо, экономия означает не столько снижение частоты покупок, сколько переход на более дешевые марки»,  — говорит Ольга Малинкина. 

 

Глобальное онлайн исследование, в ходе которого Nielsen измерила Индексы потребительского доверия в 53 странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Америки,  было проведено в период с 3 по 21 сентября 2010 года. В нем приняли участие более 26 тысяч регулярных онлайн пользователей, которые отвечали на вопросы об уровне их потребительского доверия и оценке экономических перспектив. Индекс потребительского доверия Nielsen разработан на основе таких показателей, как уровень доверия потребителей к рынку труда, оценка ими состояния личных финансов и готовности тратить деньги. Выборка квотирована по полу и возрасту и репрезентативна взрослой аудитории пользователей Интернет в каждой стране и.  Максимальная статистическая погрешность не превышает ± 0,6%.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео