Валерий Вареница: Прогноз на следующий квартал — сдержано пессимистический
Как украинские телеканалы планируют преодолевать проблему заполняемости рекламных блоков — МБ обратился за комментариями к руководителям сейлз-хаусов и РА. Валерий Вареница, коммерческий директор сейлз-хауса "Плюсы", прокомментировал МБ ситуацию с ТВ-рекламой и спрогнозировал, как будет развиваться ситуация во втором квартале 2014 года.
— В начале марте РА и сейлз-хаусы высказывали преимущественно оптимистические прогнозы развития рекламного рынка, по итогам марта — забили тревогу, так как заполняемость рекламных блоков на ТВ упала . Как обстоят дела сегодня? Выравнивается ли ситуация в апреле?
— На самом деле, еще в конце декабря мы прогнозировали определенную стагнацию и сокращение рынка. Февральские прогнозы агентств мы не разделяли тогда и не разделяем сейчас. Потому что ситуация в феврале ухудшалась по сравнению с январем, а в марте по сравнению с февралём.
Сейчас прошла определенная стабилизация, но это никак не восстановление рынка, это просто стабилизация, хотя, возможно, это еще и не дно. Хочется верить, что нынешняя ситуация на рынке — это уже худший сценарий, хотя политические события в стране наталкивают на мысль, что может быть и еще хуже.
— Все ли дело в российских рекламодателях или существуют другие объективные и субъективные причины?
— Дело здесь не в отдельно взятых рекламодателях — российских или иностранных. Разные из них сокращают свою активность по разным причинам. Кто-то из чисто экономических — мы уже не раз повторяли, что для импортеров очень важен курс гривны к доллару, и при резких колебаниях, они пытаясь хоть немного экономить, по понятным причинам, сокращают в первую очередь, маркетинговые издержки. Да, российские рекламодатели иногда останавливали свою активность по политическим причинам, но это была не политика штаб-квартир, а политика локальных офисов, которые видели происходящее вокруг, видели попытки бойкота российской продукции. Все это не могло не сказаться на их активности.
— Ваши прогнозы на второй квартал? Исправится ли ситуация и каким образом?
Прогноз на следующий квартал — сдержано пессимистический. Надеемся, что ситуация несколько стабилизируется и оттока рекламодателей не будет. Большого возврата тех рекламодателей, которые остановили свою активность, мы также не ожидаем. Во-первых, по сезонным причинам, так как второй квартал — вхождение в лето — это не лучший период для большей части рекламодателей. И все, конечно же, будет зависеть от того, как пройдут выборы, и от того будет ли после выборов наведен хоть относительный порядок на востоке Украины, где только в Донецкой и Луганской областях проживает более 7 млн. человек. Конечно, если эскалация и противостояние будут усиливаться, то ни о каких ростах продаж, будь то русские или не русские продукты, речь не идет.
Поэтому мы в очередной раз констатируем, что рекламный рынок является, может быть лучшим индикатором развития экономики как таковой. Потому что это непосредственная связь производителей с потребителями и если эта связь нарушается или ухудшается — это приводит к ситуации, которая сейчас возникла.