09 Дек 2008, 14:38

«В новых условиях сокращение себестоимости – единственный выход для того, чтобы производство проектов не прекращалось»

Глава совета директоров группы компаний Стар Медиа Владислав Ряшин рассказал ММR о том, как отразится мировой финансовый кризис на отечественном телерынке и как смягчить его негативные последствия

«В новых условиях сокращение себестоимости – единственный выход для того, чтобы производство проектов не прекращалось»

Глава совета директоров группы компаний Стар Медиа Владислав Ряшин рассказал ММR о том, как отразится мировой финансовый кризис на отечественном телерынке и как смягчить его негативные последствия.Какие основные тенденции на украинском телевизионном рынке cформировались в осенний период?Одна из основных тенденций — прямая зависимость между количеством и качеством производства телевизионного контента и объемом рекламного рынка. Положительным здесь является то, что развитие происходит естественным путем: с ростом рекламного рынка каналы постепенно позволяют себе инвестировать большие средства в производство собственного контента. Минус — отсутствие поддержки производства отечественного контента со стороны государства. На сегодняшний день бюджет производства сериала для прайм-тайма составляет $200-300 тыс. за один эпизод, $350-400 тыс. за фильм. Украинский рекламный рынок показывает стремительный рост — от $20 млн. в 1999 году после дефолта до $650 млн., ожидаемых сейлз-хаусами в этом году. Этих денег достаточно, чтобы телеканалы вкладывали достаточное количество средств в производство качественного местного продукта. Но их недостаточно, чтобы они или продакшн-компании могли производить качественный продукт в этих бюджетах исключительно для Украины. В этой ситуации есть два варианта: либо производить качественный контент для рынков нескольких стран, либо сокращать инвестиции в производство, надеясь на возврат с внутреннего рынка. Какой вариант предпочтителен?Украинский зритель уже привык к довольно качественному продукту — американским и российским фильмам, и нам необходимо работать на более широкий рынок. В структуре доходов Стар Медиа, к примеру, 85% поступает от русского рынка, 13% — от национального, 1% — от Беларуси и 1% — от других стран. Мы планируем увеличить доход за счет других стран.Какие последствия кризиса вы можете отметить уже сегодня?Кризис, так или иначе, затронул всех участников рынка производства телеконтента. Сейчас главная проблема в том, что телеканалы, ожидая спада рекламного рынка, сокращают свои бюджеты, выделяемые на производство и закупку программного продукта. Соответственно, производители вынуждены задумываться о том, как снизить его себестоимость, не потеряв при этом в уровне качества, к которому уже успел привыкнуть зритель в России и Украине. Надо отметить, что в последние годы себестоимость производства неуклонно росла (порядка 50-60% составил рост в 2007 году по отношению к 2006-му), и не за счет инфляции, а в первую очередь за счет гонораров актеров, режиссеров, сценаристов, членов съемочных групп и цен на технические услуги, аренду павильонов и оборудования, предоставляемых производителям. Самые существенные расходы приходились не на дорогие спецэффекты, а на зарплаты — до 50% себестоимости. Их рост был так стремителен, что стоимость производства практически сравнялась с ценой, которую были готовы платить каналы. В новых условиях сокращение себестоимости, с одной стороны, единственный выход для того, чтобы производство проектов не прекращалось, с другой — закономерный шаг, чтобы установить более реальные расценки на услуги и особенно уровень гонораров. Что происходит с начатыми проектами? Приостанавливают ли съемки или откуда черпаются ресурсы на продолжение работы?Мы не останавливаем все проекты, которые находятся в работе. Хотя те проекты, которые с точки зрения бизнес-плана были рискованными, приходится приостанавливать. Эти проекты пойдут в ход, когда будут видны четкие перспективы будущего года. Гонорары, разумеется, уменьшаются. Нужно искать компромиссы.Наши креативные группы заняты разработкой идей, которые при сохранении качества за счет определенных технологических решений были бы интересны для каналов и позволяли экономить бюджет. Мы работаем дальше — у нас на разных стадиях ряд исторических проектов, на которых нельзя экономить, но можно оптимизировать бюджет. Что касается других компаний, непрофильные продакшны и инвесторские проекты уйдут с рынка, а крупные игроки продолжат работу.Ситуация на рынке сейчас такова, что практически все производители были вынуждены заморозить значительную часть своих проектов — как кинопроектов, так и телевизионных. Мы тоже приостановили работу по нескольким фильмам, еще для нескольких пересмотрели бюджеты, но основные уже запущенные в производство проекты остаются «в строю». Так, совсем недавно закончили съемки теленовеллы Жаркий лед — она уже транслируется в Украине (на канале 1+1), а также права на ее показ проданы телеканалам Румынии, Израиля, Латвии, Литвы, Беларуси. На Первом канале в России этот сериал будет показан в начале 2009 года. Также в начале следующего года выпускаем в кинотеатральный прокат авантюрную комедию О, счастливчик! Это, кстати, будет наш первый прокатный фильм. Продолжаются съемки нескольких сериалов, ряда исторических анимационных циклов, а также сейчас на стадии завершения работы над сценарием находится полнометражный мультфильм Пираты острова сокровищ.Какое состояние рынка вы можете спрогнозировать на 2009 год? Каковы его тенденции?Кризис отразится на количестве и в какой-то мере на качестве выпускаемых фильмов. При этом на производстве прокатного и телевизионного кино кризис отразится по-разному. Кинотеатральные проекты сократятся в первую очередь количественно. Рынок прокатного кино у нас во многом строился на рискованных бизнес-планах, а многие проекты были инвесторскими. В новых же условиях, особенно у непрофильных инвесторов, больше не будет желания играть в эти рискованные игры. Продюсеры станут подходить к каждому проекту более взвешенно, тщательнее будут просчитывать его рентабельность. И в этом смысле кризис пойдет на пользу индустрии в целом. Что же касается телефильмов, то в этой нише еще до кризиса наметилось перепроизводство. Кризис, усугубивший эту ситуацию, приведет и к резкому сокращению числа новых ТВ-муви, и к серьезному сокращению их производственных бюджетов, напрямую зависящих от цен, по которым их покупают каналы. Производство сериалов также пострадает, а проблема рентабельности будет решаться в основном за счет сокращения себестоимости и в первую очередь, как я уже говорил, непомерно высоких гонораров. Результатом кризиса для рынка в целом станет сокращение числа игроков и укрупнение тех, что останутся. Поглощений на уровне компаний пока не случилось, зато на уровне проектов это уже происходит. Некоторые незавершенные проекты вскоре могут быть разморожены и завершены совместными усилиями нескольких производителей. Прибыль, естественно, будет делиться с учетом вложений каждого из участников. Какие пути защиты от финансового кризиса вы видите?Защищаться от влияния кризиса рынок может только сообща. И именно кризис послужил катализатором к тому, чтобы было принято решение о создании Ассоциации теле- и кинопродюсеров. Организация уже объединила более 80% производителей теле- и кинопродукта в России, в том числе Star Media приняла решение о вхождении в Ассоциацию. Рынок давно нуждается в организации, которая будет его консолидировать. Но, конечно, конкуренцию никто не отменял, и все решения Ассоциации будут носить рекомендательный характер. Придерживаться этих рекомендаций или действовать по-своему — каждый будет выбирать для себя сам. Ясно одно — телевизионному рынку необходимо стать более цивилизованным и принять единые для всех правила игры. Однако борьба с кризисом — это только одна из текущих, хотя на данный момент и первоочередная, задача для Ассоциации. Стар Медиа — российско-украинская группа компаний, основной деятельностью которой является производство и дистрибуция фильмов, теленовелл, телесериалов и телевизионных программ. Группа компаний Стар Медиа занимает лидирующие позиции по производству теле- и кинопродукции на украинском и российском медиарынках.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео