29 Янв 2008, 21:29

Ускорение нон-стоп

В минувшем году бурная политическая жизнь и репутационное взросление украинского бизнеса позволили отечественному PR-рынку осуществить существенный скачок в своем развитии – на 30-100%, в зависимости от типа услуг и категории клиентов. Наступивший год обещает быть не менее динамичным: выстрелит PR-сопровождение M&A сделок и пойдет в рост IR

Ускорение нон-стоп

В минувшем году бурная политическая жизнь и репутационное взросление украинского бизнеса позволили отечественному PR-рынку осуществить существенный скачок в своем развитии — на 30-100%, в зависимости от типа услуг и категории клиентов. Наступивший год обещает быть не менее динамичным: выстрелит PR-сопровождение M&A сделок и пойдет в рост IR. Особенностью развития отрасли стало то, что она вошла в стадию активного развития, не пройдя до конца стадию формирования. «В классическое понимание украинского PR начали внедряться новые, более прогрессивные инструменты. Взять хотя бы меценатство, фандрайзинг, нетрадиционные методы продвижения. Причем последние особенно активно проявились в интернет-пространстве. Прогрессивные технологии проникли в современный PR и стали незаменимым инструментом коммуникаций», — отмечает директор «Коммуникационной группы PRT» Ирина Филенко. «Взросление» украинского бизнеса (структуризация, осознание необходимости описания и оптимизации бизнес-процессов) в целом, и в направлении PR в частности, отметила и Елена Деревянко, управляющий партнер «Агентства PR-Service», вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью, кандидат экономических наук. Все больше компаний осознает необходимость институционального оформления PR как отдельной бизнес-функции и интеграции репутационного менеджмента в систему стратегического управления бизнеса. А значит, появляются внутренние PR-службы, что закономерно стимулирует дальнейшее развитие рынка. Возникает осознание значимости формирования привлекательного имиджа компании как работодателя в условиях дефицита квалифицированных кадров. «Вырос профессионализм как PR-специалистов, работающих в корпоративном секторе, так и PR-грамотность лиц, принимающих решение о выделении денег, — СЕО, собственников бизнеса. Пришло понимание эффективности PR как инструмента брендинга в ситуациях, когда речь идет об «ироническом потреблении» (потребитель покупает товар благодаря рекламе, в душе презирая себя за это, PR помогает ему оправдать такой поступок в своих собственных глазах)», — убеждена эксперт. Иными словами понятия «имидж», «репутация» плотно вошли в ежедневный деловой обиход в однозначной привязке к понятию «успешный бизнес». Тому способствовала и необходимость антикризисного реагирования в ситуациях рейдерских атак или конкурентных войн, подготовка к выходу на IPO и другим формам привлечения внешнего финансирования (Investor Relations, формирование международного финансового имиджа для компаний, работающих в глобальной конкурентной среде). В коммуникационной группе «Новая концепция» отметили, что стали намного очевиднее изменения в самой матрице коммуникаций. «Фактически безуспешными стали попытки контролировать информацию. Благодаря Интернету формируется так называемый бесконечный диалог, в котором благодаря избытку информации и разных точек зрения есть большое пространство для формирования своей личной позиции по тому или иному вопросу. Естественно, что данная тенденция ведет к увеличению числа интерпретаций любого события. С другой стороны — появилась возможность создавать виртуальные события, которые при определенном искусстве их исполнения все труднее отличать от реальных», — поясняет партнер компании Ирина Харченко. Также в прошлом году ярко проявил себя и политический PR. Многообещающей для рынка стала полученная Украиной возможность проведения Евро-2012 совместно с Польшей. Проведение мероприятия подобного уровня будет способствовать не только динамике в украинском бизнесе (PR будет развиваться не только в разрезе бизнеса, но и отдельных стран и даже городов), но и повышению имиджа Украины в мире. Там, за горизонтом Все вышеописанные тенденции — итог развития рынка — среднесрочные (3-5 лет) либо и вовсе долгосрочные (от 5 лет), будут действовать не один год. Елена Деревянко высказывает надежду, что базовые тренды, присущие предыдущему периоду, не изменятся. К их числу может добавиться еще и такая тенденция, как выравнивание межрегиональных перекосов в уровне развития рынка. К основным тенденциям развития PR-отрасли в Украине в 2008 г. в Publicity Creating относят: рост объема аутсорсинга — увеличение количества компаний, привлекающих к своей PR-деятельности внешние структуры, и, в первую очередь, специализированные PR-агентства; рост объема рынка на 40-50%; увеличение количества операторов рынка PR; увеличение инвестиционной привлекательности украинского PR-рынка и начало его структуризации; повышенное внимание к стандартам обслуживания. «По-прежнему будут пользоваться спросом услуги в сфере связей со СМИ (отдельные мероприятия, пресс-служба или пресс-офис на аутсорсинге, пресс-посредничество), организация и проведение PR-мероприятий — но операторы премиум-сегмента занимаются этим обычно в комплексе, а не в виде разовых услуг. Однако наиболее востребованной РR-услугой на рынке станет комплексное PR-продвижение (коммуникационные программы, рассчитанные на квартал, полгода-год, которые осуществляются на условиях абонентского обслуживания). Также вырастет популярность такой услуги как PR-аудит», — прогнозирует Руслана Плис. Ирина Харченко из коммуникационной группы «Новая концепция», оценивая перспективы развития рынка, отмечает, что отечественная индустрия PR станет более технологичной, но основная ее часть вряд ли сразу выйдет из тени. Особенно если в стране возобновятся реприватизационные процессы, в чем уже практически нет сомнений. Однако данная тенденция, скорее, будет иметь и положительные последствия. В условиях кризисов, связанных с переделом собственности, вырастет роль таких направлений, как IR (связи с инвесторами) и корпоративная социальная ответственность. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что наступивший PR-год не сулит никаких катаклизмов — рынок демонстрирует завидную устойчивость, посему его развитие будет поступательно-прогрессивным. PR-рынок-2007 в цифрах По оценкам Службы аналитики Publicity Creating, объем украинского рынка PR в 2007 году составил не менее $250 млн., темпы роста составили 50% в год. В Агентстве PR-Service динамику роста средств, выделяемых на PR за последний год, оценивают на уровне 30-100%, в зависимости от типа услуг и категории клиентов. Давать оценку «в деньгах» в компании не рискуют, связывая это с тем, что существующие количественные оценки объема рынка, которые время от времени обнародуются в качестве результата более-менее адекватных маркетинговых исследований, очень далеки от действительности. Хотя UAPR неоднократно в 2007 году объявляла о намерениях провести исследование украинского рынка PR, к сожалению, эти планы так и не осуществились. В то же время Всеукраинская рекламная коалиция, основываясь на экспертном мнении UAPR, обнародовала объем рынка в $80 млн. и фантастические темпы роста в 400% (на самом деле — 450%, если учесть, что в прошлом году объем рынка PR в Украине был оценен UAPR в $15 млн.). В то же время, прогноз UAPR и, соответственно, ВРК на следующий год — 25% роста рынка. Возникает вопрос — насколько это логично? В 2007 году 533%, а в 2008 — 25%. Получается, рынок ожидает коллапс? «Вероятно, такой скачок, а потом спад (судя по оценкам) можно объяснить только одним — занижением объема рынка PR в прошлые годы», — делится взглядом на рыночные оценки управляющий партнер Publicity Creating Руслана Плис. С точки зрения объема предложения качественных PR-услуг, за последние 2 года рынок существенно уплотнился. Тем не менее, он еще далек от насыщения, ужесточения конкуренции не чувствуется. Одни объясняют ситуацию засильем дилетантов — компаний-аутсорсеров, подменяющих PR-коммуникацию рекламными и BTL-активностями, а в сфере персонального PR — имиджмейкингом. Другие — достаточно четкой сегментацией рынка, тем, что каждое агентство придерживается своей исторически сложившейся специфики. А что, если?.. Страну постигнет системный экономический кризис Елена Деревянко, управляющий партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью, к. э. н. Это заставит компании провести секвестр своих PR-бюджетов. Если это произойдет, то нам придется наблюдать наглядную иллюстрацию теории Дарвина: из аутсорсинговых агентств выживут только сильнейшие. Активизируется законодательная деятельность, касающаяся рынка Руслана Плис, управляющий партнер Publicity Creating Рынок может сильно измениться в случае, если будет принят Закона о PR, введены обязательные программы формирования репутации для финансовых структур, информационной политики для государственных структур и т. д. В этом случае отдельные направления пиар и/или рынок в целом начнут развиваться ускоренными темпами. Представим, что правительство «настоятельно рекомендовало» финансовым структурам системно заниматься своей репутацией (как это произошло в России), то есть у каждого банка должна быть информационная политика, структуры должны быть открыты для СМИ и общественности и т. д. Четкое разграничение пиара и рекламы в том же Законе о рекламе — это также шаг вперед. Закона о PR в других странах нет, но возможно в Украине на переходном этапе он был бы оправдан. Либо же введение сертификации или лицензирования на деятельность PR-консультанта (на эту тему много дискутируют в последнее время на Западе, она и для нас будет актуальной) и многое другое.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео