19 Май 2010, 12:54

Учить или не учить – вот в чем вопрос

Учить или не учить – вот в чем вопрос

Стоит ли обучать своих  специалистов? Размышления Валентина Калашника, президента Украинской Ассоциации Директ Маркетинга (УАДМ), об этом вопросе. 

 

Любой бизнес держится на экспертах. Сегодня настоящих экспертов в сегменте Директ Маркетинга и дистанционной торговли (DM&MO, а в большинстве отраслей экономики — например, колл-центрах, мобильном маркетинге, почтовой логистике, менеджменте и проектном менеджменте) — единицы. Академическое образование готовых экспертов не дает, да и не может дать. Экспертами становятся только в результате практической деятельности. Компании вынуждены «выращивать» экспертов «внутри». Практически все руководители опрошенных мною компаний, подтвердили, что «…дефицит интеллектуального ресурса — один из главных сдерживающих факторов развития бизнеса…» Но понимание этого факта пока не привело к каким-либо активным действиям. Многие компании не умеют, не могут (или и не хотят) учить свой персонал. Почему так? Вот несколько наблюдений, которые я сделал в ходе общения с коллегами: 

 

  1. В Украине очень  мало экспертов в сегменте DM&MO (это говорят почти все руководители). И за тех, что есть, мы с Вами держимся «зубами» (точнее значительными зарплатам и бонусами).
  2. Практически никто не рассматривает вариант найма экспатов (т.е. иностранных граждан, носителей компетенций), как способ привлечения знаний в компанию (выращивания собственных экспертов через «заражение» знаниями). Отечественные работодатели аргументируют это «незнанием рынка», «языковым барьером», «отсутствием доверия». На самом деле компании просто не хотят тратиться на решение бухгалтерских и юридических сложностей оформления, переезд специалистов и обустройство их жизни тут. Они не видят в этом выгодны, потому что, эксперт-экспат будет обойдется на порядок дороже своего украинского «коллеги». Но в том, то и дело, что «коллеги» они «в кавычках» — только по названию должности. Профессиональный уровень часто отличается кардинально. Руководителям и собственникам украинских компаний пока не приходит в голову «сеять» компетенции в своей компании через такого экспата. Но уже многие попробуют покупать услуги дорогих (очень) консалтинговых компаний — результаты не радуют. Возможно после этого наступит время здравого смысла и мы получим волну экспертов-экспатов? (к слову, все азиатские «тигры», начиная с Японии, Тайваня, Кореи, и т.д. начинали свой прыжок с массового привлечения в страну технологий, и самого простого способа — мотивировать переехать носителей знания — экспертов!)
  3. Имеющиеся «свои» эксперты накапливают опыт «варясь в собственном соку», «изобретая велосипед», там, где зарубежными коллегами наработаны четкие рецепты. Отечественные компании расплачиваются за эти эксперименты низкими результатами деятельности, недополученным откликом, убытками…. А этого можно было бы избежать, используя проверенные методики зарубежных коллег.
  4. Большинство руководителей скептически реагируют на предложение обучить свой персонал. Аргументы: «учредители (главный офис) бюджет не дают» (полагаю, на компенсацию убытков и недополученную прибыль бюджет есть), «у нас только внутренние обучение» (а фактически никакого!). Особенно «радуют» цинично-логичные ответы типа: «зачем учить — он все равно потом уволится», «специалисту потом нужно будет больше платить…», «не хочу светить эксперта на публичном мероприятии — уведут». Отечественные руководители не рассматривают свой персонал и его компетенции в качестве актива, они не готовы повышать заработную плату специалиста в соответствии с ростом компетентности эксперта.
  5. Есть популярный стереотип — «Обучение на внешних курсах не приносит пользы».Я был такого же мнения еще пару лет назад. Но прочитал о любопытной практике — после обучения (без разницы внешнее или корпоративное, платное или бесплатное) сотрудники проводят обучающее мероприятие для коллег внутри компании. Идея очень проста — мы намного лучше усваиваем информацию, когда пытаемся научить другого, но вместе с этим знания «сеются» в бОльшее количество мозгов. На своей практике я уже убедился — это грандиозно (!) повышает общий уровень компетентности коллектива, дает сильный «пинок» докладчикам (ключевая мотивация — не упасть в глазах товарищей и хорошо подготовиться), четко проявляет, кого нужно развивать и двигать по карьерной лестнице и вообще сильно мотивирует людей к работе в конкретной организации. Я убедился — эти не сложные приемы отлично работают!
  6. Украинская Ассоциация Директ Маркетинга (УАДМ) регулярно проводит заседания тематических образовательных клубов (для руководителей компаний каталожной и электронной коммерции — MailOrder&E-CommerceLeadersClub, для руководителей колл-центров — HotSkills, для директ-маркетологов — DirectHit). Каждое заседание и интересное, и информационно очень насыщенное, и, главное, бесплатное. При этом каждое заседание собирает 50-60 человек, но вот вопрос. Почему не 200-300 человек? Где сотни желающих получить актуальные практические знания? Повторюсь, бесплатно! Почему руководители не обязали своих менеджеров придти, изучить, конспектировать, пересказать в офисе? И почему просто не прислали своего HR-директора «хетхантить» светлые головы среди участников? Так есть у Вас дефицит интеллектуального ресурса или нет? В этой связи хочется вспомнить об очень развитой практике «семинаров» (по разным темам) где-то в Турции или Египте. На такие «учебные» мероприятия бюджет всегда найдется….
  7. 3-4 июня пройдет Международный бизнес-форум «Дни Директ Маркетинга в Украине». Это возможность услышать доклады лучших ДМ практиков Европы, получить ответы на свои вопросы, найти потенциальных партнеров и клиентов. Ни для кого не секрет, что до 01.05 действовала специальная скидка 20% (это при цене билета всего 250 евро!). Логично предположить, что украинские компании, стесненные узкими бюджетами захотят сэкономить и массово воспользуются скидкой? Но нет же — воспользовались единицы. На словах каждый говорит о нужном и полезном для рынка мероприятии. Но потом добавляет «дорого» или «нет денег». Так нужно или дорого?

К чему все  это? Что бы сообщить о двух инициативах  УАДМ

  1. О создании реестра вакансий украинских компаний и поиске интересных экспертов за границей. Компании могут предоставить информацию о требованиях к вакансии и других условиях — мы ищем интересных экспатов.
  2. УАДМ имеет предварительную договоренность о проведении в Киеве 20.09.2010 года семинара доктора Бернда Фогта (Короткая справка: с 1981 по 2001 год доктор Фогт занимал пост директора по развитию Otto Group. За это время помог компании стать мировым лидером отрасли дистанционной торговли — Dr. Bernd Vogt, http://www.drberndvogt.de/vitae2_en.html). На последней конференции Mail Order in Russia я присутствовал на его мастер- классе (3,5 часа) и провел это время вслушиваясь в каждое слово — было по настоящему интересно. Особенно, о том, как связывается маркетинг через каталог с интернетом, как делать так, что бы эти каналы взаимно усиливали друг друга и т.д. Фишек у него много, а эксперт такого уровня в Украину еще не приезжал! Стоимость билета всего 400 евро. И сейчас есть хорошая возможность сэкономить  — часть билетов (только 30 шт.) можно выкупить на льготных условиях: при оплате до 01.06 за 200 евро, до 01.07 — 250 евро, до 01.08 — 300 евро, при оплате до 01.09 — 350 евро, при оплате после 01.09 — 400 евро. Если от одной компании направляются 3 и больше человек дается дополнительная скидка в размере 10%.

 

Надеюсь, эта  статья подтолкнет многих из нас к  переосмыслению подходов к развитию нашего ключевого актива — нашего персонала. Я бы очень этого хотел — от этого зависит и будущее нашего бизнеса и будущее нашей страны (об азиатских тиграх и экспатах помните?)

 

Всегда с  Вами, Валентин Калашник, Президент  УАДМ.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео