13 Мар 2013, 11:41

Сторителлинг на сайтах: увлекайте и убеждайте клиентов интересными историями

Любовь к историям у человека заложена на генетическом уровне. Любая информация выглядит более увлекательной и воспринимается легче, когда она изложена в формате рассказа, а не перечня сухих фактов.

Сторителлинг на сайтах: увлекайте и убеждайте клиентов интересными историями

Автор статьи — Екатерина Девяткина, маркетолог в компании Artjoker, оказывающей услуги по разработке сайтов и комплексному интернет-маркетингу. Как говорит сама Екатерина, у нее есть писательское альтер-эго, которое выражается в ведении корпоративного блога компании.

Любовь к историям у человека заложена на генетическом уровне. Любая информация выглядит более увлекательной и воспринимается легче, когда она изложена в формате рассказа, а не перечня сухих фактов. Был даже такой прием в школе: чтобы запомнить экзаменационные билеты, нужно было положить все те цифры и имена на какую-то сюжетную линию. Благодаря этому просыпался интерес и возникала эмоциональная связь, что позволяло пропустить сквозь себя все данные и запомнить их надолго.

Психологическое воздействие на слушателей значительно сильнее, когда информация преподносится на блюдечке с каемочкой в виде истории. Конечно же, этим не могли пренебречь в бизнес-среде. Презентации новых идей, рекламных концепций, продуктов приправляют историями. Такой вот метод получил название «сторителлинг» (от англ. storytelling — «рассказывание историй») — искусство рассказывать истории.

Отличительные черты, делающие из обычного изложения информации историю:

  1. Персонаж — в каждой истории должно быть хотя бы одно действующее лицо, главный герой, вокруг которого разворачиваются все самые интересные события.

  2. Интрига — просто так читать про героя никто не будет, ему нужно какое-то испытание, для разогрева интереса публики.

  3. Сюжет — естественно, что все события должны быть логически связаны, иметь структуру «завязка — развитие — кульминация — развязка». В общем, все как в традиционных рассказах.

Естественно, что меня как маркетолога с любовью к писанине данный метод заинтересовал. Ведь если правильно применять его, насколько можно усилить все маркетинговые активности! Внимание, интерес и — самое ценное — доверие, можно будет завоевать значительно быстрее.

Я задумалась о том, как можно рассказывать истории своей целевой аудитории, не имея возможности вещать устно. Например, на сайте. Поэтому, в сегодняшней статье я подробно рассмотрю использование сторителлинга в интернет-коммуникациях с клиентами.

Виды историй в сторителлинге

1. Истории о компании

Самый логичный вариант — это рассказать историю там, где ее ждут. То есть, в разделах, название которых подразумевает более близкое знакомство с информацией о компании.

Только в случаях, когда пишут «Наша компания была образована в 1995 году в городе Минск…» и далее 1000 символов сухой хронологии событий, текст вряд ли будет прочитан, да и не вызовет тех эмоций, которые так нам нужны.

А что, если попробовать рассказать историю? Персонажем в данном случае выступит основатель компании. Сюжет — как вообще родилась у него эта идея, кто помогал, как развивалась компания. Интрига — подводные камни, переломные моменты, преодоление преград.

К примеру, страницы сотрудников креативного агентства Red Keds сделаны с применением частичного сторителлинга. То есть, это не то чтобы полноценный рассказ, но на мини-эссе точно тянет! И читать интересно, и воспринимается легко, и запоминается.

С помощью интересного рассказа о компании, открывая все карты, вы сближаетесь с аудиторией. Вы предстаете перед ними не обезличенной машиной по производству товаров, а человеком, сумевшим преодолеть трудности, поднять компанию. Например, в бизнес-литературе, когда автор приводит в пример истории какой-то компании, ее становления, пути к успеху, мне жутко хочется попробовать ее товары. Почему Ричард Брэнсон и его Virgin так популярны даже на тех рынках, где их нет физически? Это сторителлинг, детка!

2. Истории в портфолио и кейсах

Сторителлинг на страницах с результатами работы компании также очень эффективен. Вместо скучного показа того, что вы сделали, подробно расскажите о том, как вы это сделали.

Персонажем в данном случае может быть клиент, чью проблему вы решили. Либо команда, которая эту проблему, собственно, решает. Интригой выступят трудности, с которыми столкнулись в работе с поставленной задачей. Не бойтесь о них рассказывать, все равно живем не в розовом замке, понимаем же, что идеально гладким процесс работы не бывает. Сюжет — как проблема была решена, какие этапы прошли, как рождались идеи, как был выбран оптимальный вариант.

Например, в этой статье процесс работы над проектом описан с элементами сторителлинга.

3. Истории на главной странице

Подходит в тех случаях, когда ваша компания представляет довольно специфическую услугу, суть которой малопонятна. Это может быть какая-то инновация, сервис, продукт, с немногочисленной аудиторией. С помощью сторителлинга вы сможете наглядно продемонстрировать сам продукт, ответить одним махом на вопросы по эксплуатации и призвать всех к действию — попробовать ваше предложение.

4. Истории от клиентов

Вместо традиционных отзывов, можно предложить истории от клиентов, в которых они расскажут об опыте работы с вами. Это значительно усилит эмоциональную составляющую коммуникаций, а вместе с тем и желание самим пополнить число историй с хорошим концом.

Чтобы взять у клиента отзыв в формате «сторителлинг», можно провести с ним мини-интервью, записав на диктофон. Ибо писать мало кто любит, да и лень. А так устное общение займет минут 10, высока вероятность, что клиент согласится.

5. Истории в новостях

Блок новостей есть практически на каждом сайте. Только преподносятся они сухо и не интересно. Читать не хочется. Рекомендую для повышения уровня вовлеченности использовать сторителлинг.

Например, вот история в картинках о том, как мы в компании рассылали коллегам шуточные подарки перед Концом Света по календарю Майа:

6. Истории в социальных сетях

В Instagram и Pinterest можно публиковать посты-истории в формате фото-репортажа, инфографики, комикса и другого графического контента. Рекомендую обратить внимание на сторителлинг именно на этих платформах в тех случаях, если ваша целевая аудитория мобильна.

В Facebook и «ВКонтакте» очень активно распространяются истории, сопровождающиеся яркой картинкой, иллюстрирующей суть рассказа. Если история цепляет, ее будут активно «лайкать» и «репостить», что нам и надо.

В Twitter, где история ограничивается 140 символами, сторителлинг тоже возможен. Вспоминаем о сестре таланта, и рассказываем истории в паре предложений.

Как вариант, в социальных сетях можно провести конкурсную механику, в которой пользователи могут выступить как создатели историй. Так вы повысите уровень вовлеченности аудитории во взаимодействие с вашей компанией и значительно укрепите эмоциональную привязку к бренду.

7. Истории в email-переписке

В связи с тем, что порой мы не можем встретится лично с клиентом для презентации наших идей и концепций, предлагаю использовать сторителлинг в переписке по электронной почте. Личный контакт, конечно, ничего не заменит, но попробовать стоит.

Основные правила написания хороших историй

Отмечу, что в случае со сторителлингом в интернете очень важно помнить, что люди не будут читать пять тысяч символов на главной странице, да и вообще, на любой другой странице, если это только не познавательная статья или отрывок из книги Достоевского. Поэтому нужно постараться сделать так, чтобы история все же была прочитана. Как это сделать?

1. Качественный текст

Написать хорошую историю не легко. Здесь нужно больше, чем умение складывать слова в предложения. Нужны идея и умение вызвать у читателя неподдельный интерес к написанному. В общем, вам нужен истинный писака. Причем грамотный, ведь ошибки недопустимы, и могут стоять вам слишком дорого.

2. Соблюдайте правила читабельности

Помимо содержания, важно уделить внимание визуальному оформлению текста. То есть, соблюдать все правила читабельности. А к ним относят: адекватный кегль, ширину колонок, выравнивание по левому краю или по ширине, структурирование, гармоничность цветового оформления, чтобы глаза не резало и читать было комфортно и легко. Помните, что восприятие текста с монитора отличается от книги и даже журнала.

3. Используйте картинки

Обязательно сопровождайте текст иллюстрациями. О самых важных моментах не только напишите, но и покажите в картинках, фотографиях. Изображения обрабатываются мозгом в 80 тысяч раз быстрее, чем текст, поэтому используйте их силу во благо. Например, можно предоставить историю в виде инфографики или комикса. Люди такое любят! Важно только не поскупиться на дизайнера, который всю вашу информацию отобразит в достойном виде.

***

Подводя итоги скажу, что истории можно рассказывать везде, было бы желание. Попробуйте сторителлинг в своем проекте, и, возможно, результаты вас приятно удивят. Тем более, что это поле еще не пахано, и вы можете быть первопроходцем в своей сфере. Так что, вперед, к экспериментам:-) И, конечно, используйте строрителлинг в личных встречах с клиентами, на презентациях и в других оффлайновых коммуникациях, где вы можете вещать истории сколько душе угодно, и заряжать энергией своего рассказа слушателей.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео