09 Дек 2008, 14:26

Стоп кадр?

Прозвучал финальный аккорд второй Всеукраинской Фабрики звезд – одного из самых дорогих телепроектов года. Сможет ли дальше телевидение предоставлять первосортный продукт, а также как телеиндустрия провожает 2008-й и с какими мыслями встречает 2009 год, интересовался MMR

Стоп кадр?

Прозвучал финальный аккорд второй Всеукраинской Фабрики звезд — одного из самых дорогих телепроектов года. Сможет ли дальше телевидение предоставлять первосортный продукт, а также как телеиндустрия провожает 2008-й и с какими мыслями встречает 2009 год, интересовался MMR.Фабрика звезд — один из немногих достойных проектов украинского телевидения формата реалити-шоу. Окончание его огорчило не одного телезрителя подросткового возраста (доля смотрения финала — 20,22% по аудитории 14-49 (возраст), GFK). Но плакали не только участники и болельщики, а и работники продакшена музыкального шоу. Причины слез имеют абсолютно разную природу. «Что будет дальше?» — спрашивали сотрудников Стар Медиа в будуарах студии Film.ua, где проходили съемки. И неспроста. Хоть они и получают зарплату с месячным опозданием, в общем как все структуры в последнее время, дальше идти-то некуда. Новые кадры никому не нужны, проект закончен… В целом, в украинской ТВ-сфере уже сейчас можно увидеть явные сокращения дохода от рекламы, урезание и увольнение значительной части сотрудников, закрытие проектов собственного производства и т. д. К примеру, уже в середине осени телеканал 1+1 заработал почти на $20 млн. меньше, чем за аналогичный период 2007 года. А теперь, по распространенной информации в сети, он вынужден сократить до 80% штата некоторых департаментов. Такие данные PR-служба телеканала опровергает: «Сокращения затронут 10-15% штата», — сообщает PR-директор телеканала Анастасия Жук. Все остальное, видимо, можно приписать к черному PR. Но проблема увольнений не единственная. Счастливчикам, сохранившим местонахождение трудовой книжки, значительно сократили оплату труда. Так, продюсерам телефильмов из Ассоциации теле- и кинопродюсеров, заполняющим 80% телевизионного контента, для сохранения рентабельности производства пришлось в два раза снизить гонорары всех участников съемочных групп. Телеканалы уже ведут переговоры о новых закупочных ценах, предлагая меньшую стоимость — от 20 до 50%. А так как статья гонораров составляет до половины сметной стоимости, ее будут сокращать больше всех. Еще 25-35% в структуре себестоимости составляют затраты на стоимость пленки, экспедиторские расходы, аренду павильонов и оборудования, на что также есть тенденция снижения цен. Украинские производители, снимающие телефильмы для России, считают, что в Украине масштабы телепроизводства сократятся минимум на 20% (хотя есть мнения, что и до 50%). Закупочные цены уменьшаются в среднем на 30% (пример телесериалов: с $300-310 тыс. за серию до $200-220 тыс.).Если уж так пострадает телеиндустрия, что говорить о кино. Здесь половинное сокращение прогнозируют без лишних иллюзий: «Если объем телепроизводства уменьшится на 30%, то заниматься кинопроизводством вообще рискованное предприятие», — считает глава совета директоров группы компаний Стар Медиа Влад Ряшин. Но для украинского кино, которое и без того производит мало картин, эта потеря несущественная.Что по этому поводу думают работодатели медиа и как на них влияет экономическая неразбериха, MMR спросил у ведущих персон рынка.ТВВольдемар Дзики, генеральный директор ТРК Украина:Рост рынка и его объем — под большим вопросом. Что касается производства — конечно, если денег на рынке будет меньше, нужно строить планирование следующего года по-другому. Насколько будет уменьшен объем производства — вопрос количества денег на рынке. Сокращать пока никого не будем потому, что кадров и так не хватает. Важно знать уменьшение стоимости рынка в 2009 году. Я думаю, объем денег на рынке сократится приблизительно на 20% по сравнению с 2008 годом. Может уменьшиться и количество телеканалов — от числа сегодняшних останется, возможно, 60%.Рудольф Кирнос, генеральний директор телеканалов RU Music и News One:Основная проблема для нас — несвоевременные платежи от рекламодателей. Штат же сокращать не приходится из-за того, что он изначально не был раздутым. Каналам-лидерам бояться нечего — зрелищ и информации хочется всегда. А из нишевых телеканалов 90% создавались для перепродажи и поэтому являются убыточными и без кризиса. Григорий Тычина, глава правления ЗАТ Телекомпания ТЕТ:В данный момент последствия только начинают проявляться. Мы уже частично сократили текущие затраты. В 2009 году последствия станут более очевидны, ведь будем работать по новому бюджету.Сокращения штата и закрытия проектов пока нет. Но мы пересматриваем вакансии и хотим от некоторых отказаться в пользу повышения материальной выгоды существующих работников.СЕЙЛЗ-ХАУСЫАндрей Партыка, генеральный директор Новой коммерческой телегруппы: Говорить о кризисе в НКТ (Новый, СТБ, ICTV) нельзя, потому что уже сейчас у нас 17%-ный рост поступлений от непрямой рекламы по сравнению с 2007 годом (хотя рассчитывали на большее). И это еще не конечная цифра. Активно продолжаются продажи, особенно алкогольными брендами (подакцизные бренды и фармацевтика увеличили рекламные бюджеты и частично компенсировали сокращение рекламной активности других категорий продуктов), которые после принятия Кабмином постановления об установлении размера минимальной цены на алкоголь могут выделять большие деньги на рекламу, рассчитывая на большие продажи. Конечно, процент роста доходов ниже, чем мы ожидали, а ожидали не менее 40%, но причины такой ситуации сегодня понятны всем.В следующем году мы также не ожидаем падения рекламных поступлений группы. Причин для этого несколько. Во-первых, в условиях кризиса рекламодатели сосредоточат свои бюджеты на ведущих каналах, либо на каналах с сильными брендами, каковыми являются Новый, СТБ и ICTV. Во-вторых, мы в 2009 году, помня, что новые законодательные ограничения для алкоголя вступят в действие, предложим нашим клиентам комплексное решение их задач. Для этого в рамках НКТ создаем рекламный продакшн, который возглавит украинский видеодизайнер Герман Глинский. Тут будут создаваться новые креативные решения и ходы, которые компенсируют законодательные ограничения.Виктория Семененко, управляющий партнер группы компаний Maxximum: Если говорить о рынке ТВ-рекламы в 2009 году, не вдаваясь в причины живо обсуждаемого вопроса и выходя за рамки общего психоза, то в ответ напрашивается известный афоризм: «Собаки лают, караван идет…». Рынок телевизионной рекламы был, есть и будет. Конечно, хотелось бы более динамичного развития. Объем рынка в 2009 году будет зависеть от взаимопонимания всех игроков: телеканалов, сейлеров, агентств и рекламодателей.ПРОДАКШНСергей Антонов, директор компании FILM.UAВ связи с кризисом значительно сократился объем производства. Компании, которые работали на кредитных средствах, в связи с тем, что кризис начался именно в банковской сфере, вынуждены не только не запускать новые проекты, но и зачастую останавливают текущее производство. Компании, у которых свои финансовые возможности, очень осторожно относятся к запуску новых проектов, но, как правило, стараются закончить текущие проекты.В 2009 году ожидаем установления кризисных правил игры. Как только это произойдет, компании начнут запускать новые проекты, естественно, в гораздо меньшем объеме, чем это было в предыдущие два года. Скорее всего, по величине бюджетов весь рынок откатится на уровень 2004-2005 годов.Защита от финансового кризиса — принять правила игры, которые он диктует, и его пережить. По нашему мнению, пик финансового кризиса придется на весну, выход из него будет продолжаться следующие полтора-два года.В кризисе мы видим и положительные моменты, т. к. он поможет остаться на рынке только сильным игрокам, отсеяв случайно попавших сюда людей.Анастасия Буковская, генеральный продюсер Production FamilyСегодня, насколько я знаю, многие крупные продакшн-компании пытаются сократить свои расходы. Большие офисы содержать накладно. Сотрудников просят взять отпуск за свой счет. FAMILY — не фабрика и не завод. Мы всегда производили штучный продукт. Поэтому наша структура и стратегия сейчас оказалась более стойкой и гибкой. Мы смотрим на кризис оптимистично и реагируем на все быстро и своевременно.Наши клиенты продолжают снимать и находят ресурсы на новые проекты. В 2009-м будет нелегко, определенные группы товаров на какое-то время перестанут рекламироваться, но мы в большей степени делаем рекламу для товаров, которые все равно, независимо от кризиса, будут в эфире.Егор Бенкендорф, директор Интер Медиа Продакшн: Компании вложили деньги в новые проекты, но, судя по всему, эти проекты не скоро окупятся. По имеющимся у меня данным, телекомпании сократили объемы закупок новых медиапродуктов. Нам, как и большинству продакшенов, пришлось несколько сократить бюджет. К сожалению, ни о какой индексации или повышении зарплат сотрудникам говорить не приходится. В большинстве продакшенов начатые проекты приостанавливаются. Это очень плохо, потому что остановить производство фильма — это как остановить доменную печь. Остановил и сразу потерял очень большие деньги. Но для Интер Медиа Продакшн пока все складывается удачно — мы продолжаем работать над всеми запущенными проектами. Не могу сказать, что мои прогнозы на 2009-й радужные. Очевидно, что в наступающем году участникам рынка придется тяжело. Небольшие продакшены по инерции будут продолжать снимать, но когда не смогут найти покупателя фильмов, многим придется прекратить или же приостановить деятельность на очень долгое время. У больших продакшенов возникнет проблема с окупаемостью материальных ресурсов, таких как техника, павильоны. Думаю, что в следующем году также следует ожидать массового сокращения штатов в продакшен-компаниях. Как вариант возможен перевод многих хороших специалистов в режим фри-ланса, не выплачивая жалования, а приглашая для участия только в определенных проектах. Велика вероятность экспансии дешевой российской телепродукции на украинский рынок. Думаю, поворот произойдет где-то года через два. К тому времени цены на технику, актеров и режиссеров станут меньше в несколько раз, и кино снова станет выгодным бизнесом.В сложившейся ситуации есть и свои плюсы — цены на российских актеров упали, пересматриваются договоры с подрядчиками в сторону понижения стоимости их услуг. Если можно доверять историческим аналогиям, то период экономического спада часто означал подъем культуры. Может потому, что художник должен быть голодным? Честно говоря, не знаю. Но возьмем, например, период Великой депрессии в США. Это время стало золотым веком американского кинематографа. Были созданы фильмы, позднее ставшие классикой мирового кино, появились звуковые картины… Думаю, можно надеяться на то, что нынешний кризис принесет много нового.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео