11 Дек 2007, 15:35

Шаровая экспансия

Маркетинг-директор сети боулинг-клубов Club300 Руслан Богайчук о перспективах и сложностях создания и продвижения молодого, но крайне востребованного бизнеса с рекордными сроками окупаемости

Шаровая экспансия

Маркетинг-директор сети боулинг-клубов Club300 Руслан Богайчук о перспективах и сложностях создания и продвижения молодого, но крайне востребованного бизнеса с рекордными сроками окупаемости. Уже несколько лет к ряду рынок развлечений развивается взрывными темпами. Сейчас он достиг насыщения? Наоборот, рост в самом разгаре. Рынок по-прежнему не насыщен, и насыщения можно ждать только года через три. Киев растет, уровень доходов населения — тоже. Индустрия развлечений развивается очень динамично. Сейчас стратегия развития боулинг-клубов в Киеве сводится именно к дорожкам в торговых центрах — это самый прибыльный и удобный вариант. Люди готовы тратить на развлечения больше, поэтому существующих развлекательных центров уже сейчас не хватает. Так, только на примере нашего боулинг-клуба могу сказать, что в пятницу-воскресенье свободных дорожек нет, и их нужно заказывать дня за два-три. Город свободно «проглотит» еще несколько развлекательных центров. В целом с рентабельностью в боулинге все в порядке. Если клуб закрывается, то причина только одна — менеджмент не справился с управлением. Есть погрешности, конечно, но это зависит от условий аренды, ее стоимости, расположения клуба. Так, например, «Хамелеон» находится в центре, рядом несколько ночных клубов. Такое расположение подразумевает своеобразную целевую аудиторию посетителей — наши посетители молодые, драйвовые. «Махаон» находится между двумя спальными районами — там другая аудитория, более семейного типа. Много составляющих успеха и неуспеха. Главное, помнить, что концепт прошлого века, когда человек приходил просто играть, уже не востребован. Развлечения нужно продавать комплексно. Конкуренция между клубами не в стоимости дорожки или часа игры, а в сервисе, количестве дополнительных услуг и так далее. Так, к примеру, в нашем клубе кроме игровых дорожек есть дискотека. Считаю, что это очень хороший способ привлечения клиентов — кто-то приходит потанцевать и в результате остается играть, кто-то играет, но в перерывах забегает на танц-пол.Кстати, о стоимости. Традиционно боулинг считается недешевым видом развлечения. С появлением новых клубов стоимость игры будет снижаться? Мнение о том, что боулинг — дорогой вид развлечений, совершенно неверное. Стоимость игры по отношению к себестоимости и так невелика. Арендная плата довольно высока, электричество, оборудование — все это стоит очень дорого. Сейчас окупаемость клуба составляет примерно 2-5 лет.С какими сложностями вы столкнулись, запуская первый клуб сети? Будете смеяться, но в Украине практически никто не знал, что такое боулинг. Приходилось буквально на пальцах объяснять основы игры. И, конечно же, нужно было преодолеть стереотип «дороговизны» боулинга как развлечения.С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня? В первую очередь, это кадры. То, чем занимается отдел маркетинга развлекательного клуба, это, по сути, управление проектами. Нужны люди, умеющие принимать решения, которые, в свою очередь, приводят к нужным результатам. Очень тяжело найти специалиста, который мыслит категориями проекта, ивента, который умеет ставить для себя цели, определять сроки, раскладывать задачу на составляющие, контролировать их выполнение в контрольных точках. И умеющего вовремя вскинуть флажок, если возникает какая-либо проблема, нужна помощь. Конечно, можно предположить, что кадровая проблема сопряжена с тем, что боулинг — молодая отрасль, ей всего несколько лет, но похоже, что кризис системный. Так, например, мне звонят люди и не могут сформулировать свое предложение по аренде зала, рекламному сотрудничеству. Вместо четко сформулированного предложения я очень часто слышу робкое и невнятное: «А что вы можете предложить?» Думаю, что кадры — это трудность, с которой сталкиваются, наверное, все руководители.Каков ваш личный вклад в создание концепции развития сети? Сложно выделить из общего результата свою долю вклада. Моя основная задача как руководителя — создание команды. Наши нынешние позиции в бизнесе отношу, прежде всего, на удачную работу команды, а все, что сделано не так, — на свой счет. Значит, что-то не учел. Сегодня в планах — запуск детского развлекательного центра, в котором кроме боулинга будут и другие развлечения. Это будет крупный центр, рассчитанный на большой поток людей, ориентированный на семью, поэтому имеющий большую функциональность. Такой формат перспективен. Сейчас активно мониторим рынок, изучаем потенциальных потребителей. Эта информация — основа нашей работы. Кроме этого, мы планируем выход в города-миллионники. Каковы прогнозы развития рынка на ближайшие годы?Рост спроса на развлечения. Рынок развивается, и места хватит всем, кто из операторов будет появляться еще в течение 2-3 лет. Но думаю, что первая пятерка лидеров уже сформирована, и через пару лет эта временная разница станет их преимуществом. К сожалению, сегодня во многих боулинг-центрах слабый менеджмент. Я об этом уже говорил — кадры решают все.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео