17 Авг 2018, 08:43

Шахматный HR в агентстве: как стать гроссмейстером в управленческой игре

Основатель и креативный директор агенства One shot Ярослав Калиниченко о том, как соотносятся шахматные фигуры с должностями в рекламной индустрии и как этими фигурами можно управлять

Агентство — это шахматная доска. Подобно шахматной игре, в которой задействованы фигуры с сильными и слабыми сторонами, в агентской игре задействованы специалисты с собственными недостатками и преимуществами.

Задача управленца — не просто собрать людей под одной крышей, а «найти место» каждому члену команды, при этом максимизировав не только личную эффективность, но и коллективную. 

В этой статье я делюсь своим взглядом на то, как соотносятся шахматные фигуры с должностями в рекламной индустрии, а также советую, как этими фигурами можно управлять.

 

Ярослав Калиниченко
Основатель и креативный директор агенства One shot

Ферзь

Одна из ключевых фигур на доске. Ферзь — самая сильная из всех имеющихся. Она объединяет в себе несколько экспертиз: ходит прямо и по диагонали, но при этом может перемещаться и по белым, и по черным клеткам на любое расстояние.

По моему мнению, «агентский ферзь» — это креативный директор. Он должен объединять в себе несколько экспертиз: как минимум, разбираться в креативе, продакшне и медиапланировании, быть хорошим спикером и фасилитатором. Поэтому ему открыты все пути коммуникации. 

 

Ладья

Вторая по значимости фигура на доске. Она ходит только прямо, при этом пересекая и черные, и белые клетки. В отличие от ферзя, ей закрыт путь по диагонали. Но ладья может утереть нос ферзю, если она работает в паре со второй ладьей. 

Две ладьи — это настоящая боевая единица. Как по мне, это креативная пара «копирайтерарт-директор». Также существуют и одинокие ладьи. Это фигуры которые двигаются вперед, дойдут до самого конца и найдут тот самый инсайт, на котором все будет строиться. Одинокие ладьи — это стратеги.

 

Слон

В отличие от ладьи, слон может ходить или по черным, или по белым клеткам. Эта особенность делает специалистов–«слонов» крутыми узкоспециализированными специалистами, которые могут сидеть над шаблонными задачами часами. Минус — в сложности ухода от шаблонностей. Как только речь заходит о нестандартных задачах или обычной задаче под другим углом зрения, это заканчивается скандалами. 

Если утрированно проиллюстрировать, то выглядит это так:

– Я замечательный дизайнер, который делает великолепную gif-анимацию размером 100х300 пикселей. 


– Великолепно! Но мне нужна 100х260 пикселей.

– Нет, я же сказал, что делаю gif-анимацию размером 100х300 пикселей.

Конец.

Специалисты–«слоны» в рекламной индустрии: дизайнеры.

 

Конь

Конь — это самая активная фигура на доске. Единственная, которая способна перескакивать через другие фигуры. Конь очень эффективен в середине доски, но если коня поставить в угол и ограничить его действия, то он становится бесполезным. В агентствах к «коням» я отношу людей, которым можно поручить даже очень странные вещи — например, найти на съемки видеоролика азиатского карлика в каком-нибудь ПГТ. Или встретить клиента перед презентацией и занять его чем-нибудь на пару часов, потому что осталось доделать буквально пару слайдов. Эти люди способны решить вопросы любой сложности и выкрутиться из любой ситуации. Больше всего на такие должности подходят: продюсер, аccount мanager.

 

Пешки

Пешки — самые незначительные фигуры на доске. Они существуют для того, чтобы помогать другим фигурам разыгрывать свои комбинации более эффективно.

Их сила — в единстве, ведь по одиночке они быстро погибают. Но даже у пешки есть особенность, которая не свойственна остальным: это единственная фигура, которая может превратиться в любую другую фигуру в случае успешного прохождения всей доски.

В рекламном агентстве пешки — это стажеры.


Король

Король — самая важная фигура и одновременно самая слабая. Она ходит во все стороны, но только на одну клетку. И если ход случается, об этом говорят все. Поэтому фигура короля похожа на собственника или акционера. Если их не будет, партия заканчивается.

 

А теперь несколько советов из шахмат, которые помогут в управлении:

1. Используйте все фигуры

Все фигуры должны принимать участие в игре, иначе зачем они нужны на доске?

2. Планируйте

Как ни странно, но игра в шахматы базируется на трех принципах:

— Анализ ситуации.

— Планирование.

— Непрерывное ведение расчетов и комбинаций.

Эти принципы — фундамент эффективного развивающегося рекламного/креативного агентства.

3. Двигайтесь

Если ваши фигуры стоят на месте, от них нет пользы.

4. Думайте, как минимум, на ход вперед.

А что произойдет, если я потеряю эту фигуру?

А что будет если я подставлю пешку?

Это позволит смотреть на ситуацию шире и всегда иметь как минимум один альтернативный вариант развития событий.

5. Делайте эффективные ходы

В шахматах больше всего ценятся ходы, которые преследуют несколько целей:

— Атака на несколько фигур.

— Защита своей фигуры и атака на противника.

Мыслите масштабно!

 

Послесловие: перед вашими глазами — наше видение «управленческой инструкции». Если вы ещё с нами, это маленький повод задуматься, что она не бесполезна. Спасибо! 

Последние напутствия:

1. Помните, что эта инструкция несовершенна. Она дополняется в индивидуальном порядке и учитывает мельчайшие моменты организации вашей команды.

2. Помните, что фигуры на доске — живые люди с уникальными особенностями. Ни одна общая система организации не может их учесть. Их может распознать только руководитель и только на практике.

3. Помните, что поспешные ходы не приводят к эффективным решениям. Думайте! 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео