13 Янв 2017, 11:09
PR

Сергей Дидковский: Эгрегор Обамы привел к победе Трампа

PR-уроки правления Обамы

На днях Барак Обама обратился к американцам с прощальной речью и подвел итоги своих двух сроков на президентском посту. Он благодарил и смешил, доводил аудиторию до слез и вытирал собственные слезы, обнимал жену и хвалил дочерей. Примерно то же самое, что делал все восемь лет своего президентства. Мы попросили нашего любимого колумниста Сергея Дидковского выделить самые яркие и прикладные PR-уроки Президента Барака Обамы.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Политик уровня Обамы — это всегда эгрегор. Священная корова для поклонников, и объект религиозной вражды для противников. Соответственно, коммуникация политика с электоратом (и это особенно хорошо видно на примере Обамы) происходит в форме коммуникации священного образа (иконы, если угодно) с прихожанином. 

Политика – это вообще вера субъекта в метафизические возможности некоего объекта. И, что важно, Обама в полной мере соответствует желаниям своей аудитории. Начавшаяся в 1960-х годах программа «либерализации всего» в конечном итоге и привела к двукратной победе Обамы на выборах в США. Можно сказать, Обама стал визуализацией тактического проигрыша консервативного мира с его смокингами и бабочками, викторианскими замашками и традиционным укладом быта.

Обама, в смысле коммуникации, стал иконой либерального стиля, попыткой реанимации левых идей, и он же стал символическим убийцей мирового либерализма. Рубаха-парень. Тут он танцующий с женой и персонажами «Звездных войн», а тут  –  сидящий на ступеньках Белого дома с хот-догом в руках. В кабинете он проводит совещания, сидя на столе. Ездит на велосипеде, читает рэп. Избиратель понимает, что икона хоть и священна, и наделена рядом сверхспособностей (вроде единоличного права нажать на красную кнопку), но при этом — икона такая своя, будто висит на торпедо твоего личного автомобиля и куплена в соседнем киоске. 

Коммуникационно, как образ, Обама – сверхуспешный проект. Сначала — избирательная кампания в интернете, умноженная на «артовость» избирательных плакатов (заметьте, Обама на картинке — настоящая икона с религиозным посылом — HOPE). А следом — полное оправдание твоего личного левого эгоизма — «я хочу, чтобы президент был таким же, как я, чтобы ел хот-доги, подпевал в душе и ездил на велосипеде». И он таким же оказывается — таким, как ты, простым. Но чуточку умнее, ведь он – религиозный образ.

Нельзя сделать успешным тот продукт, потребности в котором нет 

Сергей Дидковский
PR-стратег

Технологически, избирательная кампания и последующее пребывания Обамы на посту президента США, являются безупречными. Без глубокого анализа политической деятельности пока еще не бывшего главы США следует отметить — его избиратель все время был доволен своим выбором. Либеральная икона (когда того требовалось) мироточила, (если так было нужно) могла пригрозить неприятелям американской мечты военизированным кулаком, а (чаще всего) развлекала свой народ увеличением финансирования социальных программ и публичной игрой в «парня из соседнего двора».

Выбор Обамы, повторюсь, стал возможен на пике развития «либерализации всего», выражаясь технологически, когда количество электората позволило одержать победу на выборах, а слова, сказанные им, были выверенными до полубукв. Однако в 2016 году выяснилось, что далеко не все избиратели желают видеть на посту президента либерала, результаты политики которого еще предстоит отрефлексировать на историческом уровне. Победа Трампа (более технологически правильного кандидата) стала возможно как раз благодаря Обаме.

Обама так завладел умами левого электората, что совсем позабыл о правом. Более того, его предполагаемая наследница (Клинтон) оказалась не в состоянии поднять тяжелый чемодан с наследием Обамы и понести его с уверенностью вперед. Ни Мэрил Стрип, ни другие звезды, словно в украинском избирательном чесе, привлеченные для рекламы и пиара, ни репутация мужа, ни долгая политическая карьера самой Клинтон не помогли ей. Потому что самый главный принцип, который нужно знать, принимая в работу нового клиента, — это его востребованность электоратом.

Главный принцип, который нужно знать, принимая в работу нового клиента, — это его востребованность электоратом

Сергей Дидковский
PR-стратег

Нельзя сделать успешным тот продукт, потребности в котором нет. Десять лет США нуждались в эгрегоре Обамы, сейчас нуждаются в эгрегоре Трампа. Такая себе предельно сжатая история религии. В средние века население тоже радовалось сжиганию ведьм на костре и прочим шалостям инквизиции, но следом наступил Ренессанс, а теперь вообще одна на всех беда — фундаменталисты. 

И, кстати, на излечении этой беды и выехал простой и честный парень Трамп. Тоже, считай, сосед за дрелью к тебе пришел, или же соль попросил.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео