21 Апр 2008, 17:10

С распростертыми объятиями

Пресс-туры – наиболее короткий путь от «сердца компании» к журналисту. Однако, увлекшись движением навстречу журналистам, отечественные компании стали серьезно злоупотреблять пресс-турами. Вместо того чтобы собирать «акул пера» для освещения стоящего информационного повода, их либо просто обманом заманивают в глубинку, либо пытаются «купить» чем-то псевдостатусным, заграничным. Как организовывать пресс-туры с максимальной эффективностью для журналиста и промокомпании, выяснял ММR

С распростертыми объятиями

Пресс-туры — наиболее короткий путь от «сердца компании» к журналисту. Однако, увлекшись движением навстречу журналистам, отечественные компании стали серьезно злоупотреблять пресс-турами. Вместо того чтобы собирать «акул пера» для освещения стоящего информационного повода, их либо просто обманом заманивают в глубинку, либо пытаются «купить» чем-то псевдостатусным, заграничным. Как организовывать пресс-туры с максимальной эффективностью для журналиста и промокомпании, выяснял ММR. В Европе и США существуют издания, внутренняя политика которых запрещает журналистам посещать пресс-туры за деньги приглашающих компаний. Все потому, что оплаченный проезд и культурная программа воспринимается ими как «нечто напоминающее «взятку». Поэтому данные СМИ если и соглашаются принять участие в медиатурах, то только при условии, что редакция самостоятельно оплачивает все расходы. Более избирательными к посещению пресс-туров с недавнего времени стали и отечественные редакции. Однако не потому, что боятся чем-то себя обязать. Просто массовость предложений позволяет им «перебирать харчами». Флагманские в своих сегментах издания «снимают сливки» — делегируют гонца только на самые интересные события, используя их для единовременного достижения сразу двух целей — получения эксклюзива с последующим написанием материала-конфетки, и нематериальной мотивации собственного штата за чужой счет. В том, какие пресс-туры могут претендовать на статус «лакомого кусочка» для издательств и как выжать максимум из данного канала Media Relations, разбирался MMR. Журналистское путешествие Пресс-тур является одним из инструментов работы со СМИ, который компании используют для знакомства и налаживания продуктивного диалога с журналистом (с вытекающим отсюда инициированием публикаций). «Цель данного мероприятия: познакомить представителей СМИ с компанией, с объектом и его частями, решить определенные кризисные моменты (например, снять опасения загрязнения окружающей среды, выполнения всех норм экологической безопасности, контроля качества и т. д.)», — говорит генеральный директор компании стратегических коммуникаций Рublicity Сreating Валерий Курейко. Для организаторов журналистских выездов это возможность раскрыть лучшие характеристики предприятия, его руководства, чего не сделаешь в оперативном режиме делового общения с журналистом. Для журналистов, да и самого СМИ — возможность превзойти коллег в своей работе, пользуясь доступом к информации. По мнению директора агентства корпоративных коммуникаций PeopleRepublic Оксаны Войнич, в такой форме выражается лояльность и уважение к журналистам и их интересу, поскольку более наглядного и короткого пути от «сердца компании» к целевой аудитории нет. Заодно клиенты стараются предложить и культурную программу, чтобы у представителей СМИ остались теплые впечатления и о городе или стране пребывания. Во время обедов или ужинов к ним присоединяется представитель компании, чтобы в дружественной атмосфере пообщаться, ответить на вопросы, расспросить о приоритетах, познакомиться поближе. Помимо ознакомления журналистов с работой компании, ее производственными мощностями, менеджментом, а также формирования позитивного общественного мнения о компании и ее продукции, по опыту начальника службы по связям с общественностью «Союз-Виктан» (Украина) Сергея Блажко, пресс-туры помогают наладить личные контакты пресс-службы с журналистами, которые пишут по теме. «В случае если происходит какое-то интересное и значимое событие в жизни компании, пресс-тур помогает донести информацию до журналистов, а также позволяет избежать неправильных трактовок или перекручивания фактов. Одно дело, пробежаться глазами по ленте информагентства, «выудить» оттуда новость и на ее основе написать статью, и совершенно другое — побывать на мероприятии и получить ответы на все интересующие вопросы», — подчеркивает он. Соглашается с коллегой и генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры Украина» Марина Стародубская: «Пресс-тур — хорошая возможность дать журналистам «почувствовать» компанию, увидеть ее устройство изнутри, «прожить» с ней один или несколько дней. Часто, не увидев, в каких условиях компания живет и работает, сложно корректно освещать ее бизнес. Особенно это касается специфики промышленных регионов, где большинство предприятий — градообразующие, т. е. крупнейшие работодатели и налогоплательщики. А значит — прогрессивные преобразования должны внедряться поступательно и взвешенно, с учетом того, что от работы компании зависят тысячи рабочих мест, альтернативы которым в конкретном городе немного». Когда без них — никак На практике пресс-тур чаще всего происходит по двум сценариям. В нем возникает необходимость, если у компании есть важный информационный повод (при открытии заводов, производственных линий, офисов компаний в регионе, а также при посещении «режимных» предприятий (то есть объектов, куда обычно доступ закрыт, например: больница, лаборатория, хранилище, завод, телебашня и т. д.) или же информационный повод специально создается для организации пресс-тура. «Факторы-стимуляторы в первую очередь — это те задачи, которые ставит перед собой компания, и которые решаются при помощи сотрудничества со СМИ и соответственно, при помощи использования различных инструментов, в том числе пресс-туров. Медиатур позволяет одновременно привлечь внимание нескольких СМИ к информационному поводу компании, позволяет журналистам детально ознакомиться с информационным поводом. Тщательно организованный пресс-тур гарантирует хорошее освещение информационного повода компании в СМИ», — говорит менеджер по связям с общественностью группы предприятий «ВВН Украина» Елена Маркова. Однако этим инструментом в Украине компании весьма серьезно злоупотребляют. То есть вместо того, чтобы собирать журналистов для освещения чего-то стоящего, их либо просто обманом заманивают в глубинку, либо пытаются «купить» чем-то псевдокрутым, заграничным. Причем в различных форматах — от выезда на свечной заводик в провинцию просто «на посмотреть» до дорогостоящего однодневного экспресс-визита по эконом-программе на гигант западной автоиндустрии. Исходя из вышеописанной ситуации, все больше компаний сегодня начинают всерьез задумываться о том, как использовать возможности пресс-тура правильно и по максимуму. Ведь, как совершенно точно подметила управляющий партнер агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью Елена Деревянко, при правильной организации он может обеспечить отличный общественный резонанс нужной тональности, а при халатном или непрофессиональном подходе — вызвать отвращение СМИ к компании на долгое время. Ингредиенты успеха Залог успеха номер один — актуальная, интересная для СМИ тема, иллюстративная визуально — т. е. есть, что снять на камеру, о чем поговорить лично с разными специалистами компании, что «потрогать» и изучить. Если же повода как такового в наличии не имеется, его могут частично заменить: компания-интересный ньюсмейкер, «первое лицо»-харизматическая личность. «Но! Если нужно четко понимать, что в случае, когда вместо сочного информповода организаторы ориентируются на перечисленные субституты, ожидать супер-coverage на выходе не стоит, речь идет главным образом об инвестициях в отношениях со СМИ», — предупреждает Елена Деревянко. Программа должна быть ориентирована на удобство журналистов, а не компании; ведь конечная цель — мотивировать СМИ осветить тему и предоставить условия для ее глубокого изучения. Компания должна быть готова обеспечить по возможности неограниченный доступ к экспертам, способным ответить на интересующие их вопросы и предоставить актуальные данные в более-менее удовлетворяющем СМИ объеме. Также стоит скрупулезно продумывать и точно соблюдать программу и график пресс-тура, выполнять обязательства перед журналистами (к примеру, уровня приема гостей). «В любом мероприятии, в пресс-туре в том числе, важным является все: это как раз тот случай, когда каждая мелочь работает на общий результат. Большое значение для восприятия и общего настроения участников тура имеют вопросы транспорта, отсутствие сбоев в программе поездки, четкость и насыщенность на каждом этапе мероприятия и, конечно же, сама экскурсия», — подчеркивает Ольга Машталер, ведущий специалист по связям с общественностью компании «ОЛИМП». Если речь идет о всемирном или европейском пресс-туре, а значит, большом количестве журналистов — необходимо учесть язык группы из конкретной страны, а также одинаковое отношение и внимание к каждой из групп-представителей. Нужно думать о том, как правильно сочетать официальную и неофициальную часть, какую дополнительную ценность для СМИ можно обеспечить, допустим, путем организации просветительской или культурной программы. При этом, учитывая баланс «насыщенности» пресс-тура и физических возможностей участников — если программа не продумана с точки зрения здорового соотношения работы и отдыха — качество восприятия информации (особенно сложной) снижается, а значит, и вероятность ее публичного освещения. Немаловажный момент — правильный подбор участников. «Необходимо реально сопоставлять свой информационный повод с форматом приглашенного издания. Если информационного повода нет, или он очень «надуман», хороший фуршет и красивая гостиница не спасут положение и не дадут желаемого результата. Точно так же, как и согласившийся посетить мероприятие журналист, из издания, которое не освещает вашу отрасль в принципе, вряд ли сможет что-то написать, даже если ему очень понравится ваш пресс-тур», — говорит Елена Маркова. Согласна с коллегой и Юлия Голубцова, (служба Корпоративный маркетинг и связи с общественностью ООО «Роберт Бош»): «Важно понимать, какую информацию мы можем/хотим дать и кому она интересна, тогда результат будет положительный для обеих сторон». Иными словами, успешный пресс-тур тот, который оправдывает ожидания жаждущих «незаезженной» информации журналистов, инвестировавших в его посещение немало своего времени. Эффективность вложений Диапазон затрат на проведение пресс-туров чаще всего стартует с отметки в $300 за участника (если пресс-тур организовывается силами предприятия и доставка журналистов к месту события не обеспечивается) до бесконечности. Количество факторов, влияющих на цифру, очевидно. «Все зависит от целей и накладных расходов. Обычно «на человека» не считают, а выводят общую сумму — это может быть буквально от 1 тыс. у. е. и до десятков тысяч, плюс в среднем от 1,5 до 8 тыс. у. е. за услуги агентства (все зависит от масштабов, сложности работ, сроков)», — подчеркивает Валерий Курейко. По опыту Сергя Блажко, расходы на одного журналиста в пресс-турах, организуемых их компанией, составляют, как правило, около 2-2,5 тыс. грн. Но может быть и больше. Например, пресс-тур в США обошелся компании в 15 тыс. грн. в расчете на одного журналиста. А Елена Маркова и вовсе припомнила из своей практики пресс-тур в Японию, который стоил порядка $8 000 на одного человека. Что касается оценки коммерческой эффективности инвестиций в такие мероприятия, то мнения экспертов расходятся. Одни утверждают, что крупные компании-лидеры давно уже переросли понятия «количество публикаций», «пост-туровые интервью» и т. д. Им действительно важны хорошие и долгосрочные отношения с журналистами, партнерство, взаимное уважение. И, конечно же, чтобы представители СМИ как можно больше знали обо всех сторонах деятельности компании, ее приоритетах, задачах, планах на будущее. Другие же считают, что эффективность измеряется в первую очередь количественными факторами: количество присутствующих СМИ, телекамер, количество и площади материалов репортажей по итогам. Качественные: тональность, упоминание брендов, фотографии, и, конечно, степень донесения ключевых сообщений (транслируется ли та информация, которая планировалась). В этом случае также рассматривается еще, как мероприятие повлияло на общую кампанию продвижения, внесло ли оно свой вклад в стратегические цели. Часто пресс-тур имеет влияние не только на внешние аудитории, но и на внутренние (сотрудники, инвесторы, поставщики и т. д.). «Эффективность пресс-туров логично оценивать по критерию достижения поставленных задач: было ли получено адекватное освещение темы и необходимая реакция на это освещение; можно ли было получить тот же эффект от других форматов общения со СМИ; были ли налажены, укреплены, расширены контакты с целевыми СМИ в рамках пресс-тура. А «размах» затрат зависит от места, сферы бизнеса и тематики пресс-тура», — говорит генеральный директор украинского офиса компании «Михайлов и Партнеры» Марина Стародубская. Ольга Машталер предлагает рассчитывать материальную эффективность путем пересчета стоимости бесплатных материалов, которые вышли постфактум пресс-тура на прямую рекламу. Если полученная цифра выходит в 0, пресс-тур можно считать успешным. «Однако важно понимать, что окупаемость пресс-тура — это вложение долгосрочное. Даже если человек, который побывал в поездке, не написал материал о компании либо объекте сразу, это стоит воспринимать как долгосрочные «инвестиции». Ведь впечатление, информация, которую журналист получил, дает ему фактаж для будущих материалов», — оговаривает эксперт. В целом эффективность пресс-туров зависит от принятых в компании показателей эффективности — кто-то считает количество вышедших публикаций, кто-то считает ROI, кто-то делает контент-анализ публикаций. Все зависит от компании и принятых в ней стандартов измерения Media Relations. Действенные альтернативы пресс-турам Хорошо организованная пресс-конференция с информативным пост-релизом. Индивидуальная работа с журналистами, которые в любое удобное для них время могут по приглашению компании посетить ее объекты и получить исчерпывающую информацию. Пресс-клубы, когда представитель компании сам приезжает к журналистам для профессионального общения по заданной теме и добивается аналогичного результата. Интернет-конференции — возможность увидеть видеоряды с необходимой информационной картинкой и вживую, хоть и на расстоянии, задать вопросы спикеру. Мы спросили Как не нужно делать пресс-туры Валерий Курейко, генеральный директор компании стратегических коммуникаций Publicity Creating К ошибкам относится как надуманность пресс-тура (когда тема или повод притянуты за уши), излишняя «креативность» (например, когда журналисты посещают крупную металлургическую компанию, а их встречают костюмированные сказочные персонажи или их заводят в темную комнату, где звучит зловещая музыка, и т. д. и т. п.) — журналисты идут, прежде всего, за информацией, за новыми материалами, пригодными для использования, «приколы» обычно не нужны. Еще одна типичная ошибка — дубляж функций между агентством и принимающей стороной (хозяевами объекта). Также — излишняя длительность тура (журналистам трудно выделять целый день на одно мероприятие) — речь идет о посещении объектов в Киеве и Украине. Непродуманная доставка (чем едут и сколько времени), отсутствие полноценного обеда (такое тоже, увы, бывает, когда люди обедают на колесах, в автобусе). Отсутствие фотографий и видеоматериалов с мероприятия. И еще масса других факторов. Оксана Войнич, директор агентства корпоративных коммуникаций PeopleRepublic Не надо делать пресс-тур ради пресс-тура. Например, это делают все, и мы проведем. А о чем писать потом? О чем получится. Вот тут как раз и велик риск обманутых ожиданий. Журналисты ожидают цифр, и не получают их. Или спикера, который расскажет о стратегии продвижения в их страну, а представитель компании не имеет возможность этого сделать, т. к. он, например, из другого отдела. Также надо хорошо планировать график поездки. Чтобы не вышло, что из-за опоздания самолета в аэропорт прибытия на 30 мин. съехал весь график встреч. Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service, вице-президент Украинской Лиги по связям с общественностью Нельзя врать журналистам: преувеличивать значимость события и крутость предприятия/программы пресс-тура; гнаться за количеством участников пресс-тура — качество важнее; экономить бюджет в ущерб качеству подготовки события. Марина Стародубская,генеральный директор коммуникационной компании «Михайлов и Партнеры Украина» НЕ думайте, что участие в пресс-туре обязывает участника написать об увиденном (ведущие зарубежные СМИ оплачивают поездки своих журналистов в пресс-туры для гарантии независимости их суждений). НЕ тратьте времени журналистов на то, о чем они смогут прочесть из материалов компании или увидеть на сайте. НЕ забывайте готовиться к пресс-туру и готовить к нему руководство (что говорить, как говорить, чего не говорить, как отвечать на вопросы и какими эти вопросы могут быть и пр.). НЕ забывайте, что у разных СМИ разные тематические приоритеты и разные особенности и требования формата (пресса, ТВ, Интернет, радио) — учитывайте их, планируя программу пресс-тура. НЕ избегайте обсуждения проблем и того, как компания их решает — лучше журналист обсудит их с компанией, чем с конкурентами. НЕ организовывайте пресс-тур, если компании нечего показать или все это уже не раз освещалось. Опыт компаний Михаил Шуранов, руководитель департамента по связям с общественностью компании «МакДональдз Юкрейн» Мы достаточно активно организовываем пресс-туры. Посетителям интересно знать больше о деятельности нашей компании, о наших продуктах и поставщиках. Мы знаем, что, соответственно, это интересно и журналистам. Поэтому мы приглашаем журналистов на предприятия-поставщики «МакДональдз Юкрейн» и предлагаем своими глазами посмотреть, как производят мясные гамбургеры, картофель фри или другие продукты. Мы уже ездили, например, в Крым, где выращивается салат-латук, в Польшу на предприятие Farm Frites, поставляющее нам картофель фри, посещали компанию «Эска Фуд Солюшнс», которая производит мясные полуфабрикаты для наших ресторанов. Нужно отметить, что публикация статьи по итогам пресс-тура для нас не является главной целью его организации. Так, например, МакДональдз в Европе раз в год проводит медиадни для журналистов из разных европейских стран. В 2007 году в рамках медиадней журналисты посетили Мюнхен, Лондон и Париж, встретились с президентом МакДональдз в Европе Дени Хеннекеном. Организовывая данный пресс-тур, мы ставили перед собой задачу ознакомить журналиста с принципами и стандартами работы МакДональдз, дать ему возможность пообщаться с топ-менеджментом компании. Публикацию по результатам этого пресс-тура мы не ожидали. Ольга Машталер, ведущий специалист по связям с общественностью компании «ОЛИМП» Сегодня для нас особенно важным направлением работы являются экскурсии на завод PRIME. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Личное присутствие помогает глубже вникнуть в ситуацию, производственный процесс, задать интересующие вопросы и самостоятельно «докопаться до истины». По опыту нашей работы, экскурсионная группа может состоять как только из представителей средств массовой информации, так и из тех, кому интересно побывать на заводе, т. е. обычных людей, которые захотели увидеть завод либо интересуются тем, как производят Prime. Обе формы успешны и результативны. С одной стороны, человек собирает информацию, факты, а с другой — его личные впечатления о процессе приготовления водки очень ценны, ими всегда хочется поделиться. Юлия Голубцова, руководитель службы Корпоративный маркетинг и связи с общественностью ООО «Роберт Бош» У нашей компании богатая история, она была основана в 1886 году Робертом Бошем (1861-1942) в Штутгарте как Мастерская точной механики и электротехники. Таким образом, нам есть не только что рассказать о себе, но и что показать нашим потребителям. Мы рассматриваем пресс-туры как неотъемлемый инструмент взаимодействия с представителями СМИ, а через них и с нашей целевой аудиторией, общественностью, потребителями нашей продукции. Пресс-туры помогают гостям не только узнать о деятельности и результатах компании, но и «проникнуться» атмосферой, узнать «изнутри», чем живет компания, о ее ценностях и обстоятелствах развития. Не секрет, что довольно часто, читая статью в газете или журнале, мы видим субъективное мнение автора и невольно формируем у себя такое же субъективное мнение о предмете нашего чтения. Пресс-туры и непосредственное общение с представителями компании помогают не только получить информацию из первых рук, но и увидеть своими глазами, например, завод, производство, сотрудников и т. п., сформировать, а иногда и изменить точку зрения. Оксана Тодорова, руководитель отдела маркетинга сигарного дома «Фортуна» Один из пресс-туров для столичных журналистов — «4 Си Классических удовольствий» — мы решили превратить в настоящие каникулы в Одессе. Организатор мероприятия позаботился, чтобы утро в Одессе началось по всем правилам курортного сезона с морского купания, плавно перешедшего в катание на роскошном трехпалубном катамаране «Хаджибей». После столь энергичного «пробуждения» все отправились в новый торговый центр — Галерею «Сады Победы». Именно в ресторанном комплексе «Садов Победы» журналистам предстояло знакомство с четырьмя «Си», фигурировавшими в названии медиа-тура «4 Си Классических удовольствий». Загадочные «Си» расшифровывались на самом деле очень просто. Четыре классических удовольствия, которыми может побаловать себя современный сибарит с тонким вкусом, это не что иное, как сигары, коньяк и кофе (англ. cigars, cognac, coffee). А четвертое «Си» — ТЦ «Сады Победы», где каждый может найти для себя занятие, снова таки, по вкусу. Открывал программу сигарный мастер-класс. Затем сомелье торгового дома Kvint в Украине Татьяна Лява рассказала участникам медиа-тура о коньяках. Дополнением к мероприятию стала презентация знаменитой торговой марки illy. Всем участникам медиатура вручили подарки и сувениры на память о коротких, но ярких и интересных «каникулах» в Одессе. Взгляд изнутри: мнение журналистов Александр Шульман, главный редактор журнала Logistics За десять лет журналистской жизни мне довелось побывать не в одном десятке пресс-туров. Это были как групповые поездки с коллегами из других изданий на всевозможные тест-драйвы грузовиков, так и индивидуальные визиты — чаще всего на заводы и выставки. Отмечу общую черту в организации европейских визитов журналистов — продуманность. Сотрудники пресс-служб продумывают все — от разработки маршрутов поездок и организации встреч в аэропортах до развоза журналистов по окончании мероприятий и сувениров. Очень хорошо, когда в свободное время удается увидеть что-то из местных достопримечательностей. Например, во время поездок со Scania-Украина мне удалось побывать в музеях Стокгольма (Швеция). Тест-драйв, организованный DAF Trucks в Литве, дал возможность побродить по Каунасу, попасть в музей художника Чюрлёниса. Renault Trucks подарил незабываемые дни в Париже и Нормандии. Что дают эти прогулки? Журналист успевает переключиться с повседневных проблем на работу в месте приезда и получается синергетический эффект — место, свобода, новая информация. Поскольку чаще всего журналисты собираются к вечеру, то приглашающая сторона обязательно дает ужин с представителями топ-менеджмента фирмы. Общение с первыми лицами показывает важность визита журналистов и позволяет им получить информацию из первых уст. Тогда же выдаются пресс-папки с компакт-дисками. Затем происходит то, ради чего все и затевалось — показ техники, тест-драйв. При этом обычно проводится фото- и видеосъемка события силами пресс-службы фирмы. После тест-драйва все эти материалы можно либо заказать на компакт-диске, либо скачать с сайта. К сожалению, пресс-службы украинских фирм еще редко радуют журналистов. Одной из самых распространенных ошибок можно назвать отношение к журналистам, как к толпе «голодных халявщиков». Также мало кто в Украине способен внятно изложить то, ради чего, собственно, собирали людей — но, будем надеяться, научатся и наши пресс-менеджеры себя вести достойно. Ирина Чернявская, редактор отдела «Компании и рынки» финансово-экономического еженедельника «Инвестгазета» По роду своей деятельности путешествовать мне доводится частенько — 5-7 пресс-туров в год. Хотя не всегда время и степень занятости позволяет отлучаться надолго. Часто приглашают в поездки, в которых удается совмещать «полезное с приятным» — и поработать, и отдохнуть. Это самый выгодный вариант и для представителей СМИ, и для организаторов пресс-тура. Для начала необходимо разделить пресс-туры на два вида. Первые — те, которые организовывают непосредственно туристические компании. Вторые — не занимаются туристической деятельностью. К тому же бывают как зарубежные, так и внутренние поездки. Так вот одним из самых ярких пресс-туров для меня была поездка в Таиланд. Пресс-тур, организованный туристическим оператором «Тез Тур», оказался довольно насыщенным и чрезвычайно интересным. Благодаря организаторам поездки, группе украинских журналистов была предоставлена возможность увидеть Таиланд в разных его ипостасях. Признаюсь, первое впечатление, сложившееся у меня о Таиланде, было не совсем приятным. Трудно переносимые климатические условия, загрязненность воздуха… Но, это все компенсировала роскошь гостиниц и храмов, душевная компания и новые ощущения. Я думаю, что поездка удалась, потому что до сих пор я вспоминаю об этом пресс-туре, как об одном из лучших приключений в жизни. Залог успеха любого пресс-тура — хорошо продуманная и «ненапрягающая» программа. В этой поездке как раз эти моменты были учтены. От компании-организатора зависит правильный подбор группы, выбор удобного для всех времени вылета/прилета, расселения, экскурсионной программы и прочие моменты. И если ей удастся соединить все эти моменты в одном пресс-туре — считай его выигрышным. Михаил Вовк, обозреватель рубрики «Автостиль» финансово-экономического еженедельника «Инвестгазета»Эффективность от рабочих поездок в журналистике можно оценить одной простой формулой: если изменилось представление о посещаемом объекте — значит, поездка прошла не зря. Я слабо представлял себе, что такое компания Toyota до визита в ее штаб-квартиру в Токио. Да, знал, что один из секретов Toyota — это TPS, легендарная философия бережливого производства Toyota Production System. О ней написаны сотни книг и тысячи монографий, ее изучают во всем мире. Но фирм, на которых слышали про кайзен, андон или генти генбуцу, много. А Toyota — одна сумела распространить конвейерные законы на всю жизнь огромной корпорации — тойодаизм стал корпоративной производственной религией. И это понимаешь, лишь когда видишь японские города, улицы которых с утра заполняются спешащим на работу офисным планктоном в неизменных черных костюмах, белых рубашках и строгих галстуках. Я не до конца разделял фанатизм шведов по поводу безопасности их машин, пока своими глазами не увидел краш-тесты на родине Volvo в Гетеборге. Эти парни за день разбивают по две-три машины. За многие годы работы база данных Volvo Cars содержит информацию о более чем 36 000 ДТП и 60 000 человек, оказавшихся участниками столкновений. Безопасность за рулем для шведа это не пустой звук. Люди без ремней не ездят, ПДД практически не нарушают. В сочетании с высокими технологиями это дало результат — в Швеции самая низкая смертность на дорогах. Не думал, что китайские автозаводы по производственной дисциплине превосходят европейские предприятия, до тех пор пока сам не познакомился с производственными площадками фирм Chery и JAC… Их самоорганизации и самодисциплине могут позавидовать многие ведущие компании с самой «продвинутой» системой менеджмента. Экономику Китая двигают вперед не нефть и газ, а исключительно люди — 1,3 миллиарда практически мононационального, генетически трудолюбивого населения, разбросанного по всей стране. Каждый раз по окончании каждого пресс-тура тяну за собой кучу рабочих фотографий и литературы в руках и массу информации в голове. Уверен, что без изучения культурной составляющей страны, людей, обычаев по-настоящему узнать саму компанию крайне тяжело. Сейчас мне уже все равно, в какие страны ездить. Главное, чтобы не больше двух-трех дней. Этого хватает на знакомство с компанией и страной. И к тому же не успевает надоедать местная кухня.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео