21 Дек 2007, 14:58

Рынок замедляет рост

Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) подвела итоги уходящего рекламного года, а также сделала прогнозы на следующий. Игроки рынка не согласны с финальными цифрами

Рынок замедляет рост

Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК) подвела итоги уходящего рекламного года, а также сделала прогнозы на следующий. Игроки рынка не согласны с финальными цифрами. Как отметил Максим Лазебник, исполнительный директор ВРК, при оценке рекламы ВРК учитывала данные экспертного опроса, проведенного Украинской Ассоциацией издателей периодической прессы (УАИПП) и данные Ассоциации наружной рекламы Украины (АНР). Кроме этого, ВРК использовала цифры Украинской ассоциации по связям с общественностью (UAPR), а также исследования, проведенные компаниями UMM и Doors Consulting. Итак, по порядку. Телевизионная реклама. Объемы рекламы на телевидении, включая национальное и региональное, составили $472 млн., в 2008 году ожидается рост до $605 млн. Наружная реклама. По мнению экспертов ВРК, объем наружной рекламы в 2007 году составил $189 млн., в 2008 году ожидается рост до $230 млн. (но эта цифра возможна только в том случае, если никаких законодательных изменений, в частности новых ограничений рекламы табака и алкоголя, не произойдет). Реклама в прессе составляет сумму в $230 млн. за 2007 год, а прогноз на следующий год — $287 млн. Реклама на радио. Бурного роста рекламы на радио в связи с подорожанием других медианосителей эксперты ВРК не ждут, и называют $40 млн. против $34 млн. за этот год. Реклама в Интернете — самый быстрорастущий (в процентном соотношении) сегмент рекламного рынка, однако все еще сильно отстающий по абсолютной величине от традиционных медиа. В 2007 году рекламщики, работающие в Сети, заработали $12 млн. В 2008-м эксперты прогнозируют увеличение темпов подключения пользователей к Интернету и, соответственно, рост рекламных расходов в этом сегменте до $19 млн. Сегмент немедийных рекламно-маркетинговых коммуникаций и производство рекламных материалов эксперты ВРК оценили в $680 млн., прогноз на 2008 год составил порядка $856 млн. Политическую рекламу аналитики вынесли отдельным блоком, мотивируя это «нежеланием «затенять» политрекламой бизнес и сложностью прогнозирования развития данного сегмента рынка». Итак, политреклама в 2007 году, по данным ВРК, составила $88 млн. Прогнозов развития этого сегмента на следующий год аналитики не делали. Таким образом объем рекламно-коммуникационного рынка Украины в 2007 году, включая медиарекламу, немедийные рекламно-маркетинговые коммуникации и производство рекламных материалов, а также политическую рекламу, по подсчетам ВРК, составил $1928 млн., прогноз же на 2008 год, исключая политическую рекламу, — $2303 млн. По мнению представителей компании Cortex, данные ВРК не соответствуют действительности. Так, данные, предоставленные экспертами компании, ниже данных ВРК на 5-10%. В частности ТВ-реклама, по данным аналитиков Cortex, составляет всего $505 млн. в 2007 году, прогноз на 2008-й — всего $537 млн. Представители компании объясняют расхождение в цифрах снижением темпов роста рекламных бюджетов и ухудшением экономической ситуации в Украине. «Предварительные итоги 2007 года свидетельствуют, что рост рынка не оправдал ожиданий. Так, рост бюджетов коммерческой рекламы на телевидении, по нашим оценкам, был не менее чем на 5% ниже прогноза. Однако благодаря выборам в парламент каналам удалось дополнительно собрать $70 млн. и выполнить свои планы. Производители вынуждены частично сокращать затраты, в том числе и на маркетинг, а частично — перекладывать рост себестоимости на потребителя, повышая цены. В 2008 году эта тенденция может как усилиться, так и ослабнуть. От этого в значительной степени будет зависеть динамика рекламного рынка. Исходя из консервативной оценки, мы считаем, что темпы роста рынка украинской рекламы замедлятся до 23%», — утверждает Олег Попенко, генеральный директор Publicis Groupe Ukraine. По мнению MMR, ситуация расхождения цифр в прогнозах аналитиков — нормальная для украинского рынка, так как метод экспертного опроса, который используется в Украине, наименее точен. В любом случае цифры для рекламщиков неутешительные. На первый взгляд, рынок растет, его рост контролируем и прогнозируем, но, присмотревшись внимательнее к цифрам, понятно, что практически во всех направлениях прямой рекламы ожидается спад роста. Незначительный, но повсеместный, ведущий к серьезному перераспределению долей рынка между ТВ, прессой, наружной, радио и Интернетом. Объем рекламно-коммуникационного рынка Украины 2007 года и прогноз на 2008 год Источник: ВРК Итоги рекламного года 2007, прогнозы на 2008-й Источник: Исследовательская компания Cortex Мнения экспертов Ярослав Лодыгин, исполнительный директор исследовательской компании Good Points Для меня не удивительны такие расхождения в полученных цифрах и суммах. Боюсь, что точно посчитать невозможно. ВРК и Cortex считают эти цифры довольно долго. Поэтому в этом году мы воздержимся от цифр. Насчет «нужности» подобных прогнозов и актуальности такого 20%-ного различия в итоге, могу сказать, что плюрализм — это всегда хорошо. Было бы хуже, если бы участники рынка согласились с одной официальной цифрой и не включали бы свои ресурсы для поиска альтернативных точек зрения. На мой взгляд, это говорит о профессиональном развитии рынка. Кроме того, рекламодатель должен иметь доступ к разным мнениям, ведь прогнозировать рекламный рынок он самостоятельно не будет. Владимир Пономарев, директор компании Украинский Медиа Монитор (UMM): Компания UMM занимается мониторингом и исследованиями наружной рекламы Украины. Поэтому комментировать прогноз Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК) компания UMM может только в части, касающейся наружной рекламы. В части наружной рекламы прогноз ВРК приблизительно верен. Андрей Таранов, управляющий партнер экспертной группы Kwendi Мы принимали участие в опросе ВРК, и могу сказать, что наш прогноз ближе к оценке ВРК, чем Cortex. Отклонения от наших цифр незначительны. Наша собственная оценка телевизионной рекламы колебалась между $400 и $440 млн. Павел Король, директор по развитию РА Target Media Group Ukraine Я оцениваю прогноз ВРК на 2008 год как пессимистичный. Если брать конкретику, то по прогнозам ВРК «медийка» вырастет всего на 45%, однако я прогнозирую, что рост «медийки» будет порядка 65%. Контекст вырастет на 100%. В итоге я прогнозирую объем рынка интернет-рекламы в 2008-м не на уровне $19 млн., а порядка $21 млн. Самым оптимистичным в данном случае выглядит прогноз Cotrex в $22 млн.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео