06 Июн 2011, 08:34

Российский интернет рынок – один из самых перспективных в Европе

Российский интернет рынок – один из самых перспективных в Европе

 

Россия — один из наиболее быстрорастущих интернет-рынков в Европе, передает The Wall Street Journal вывод международного инвестбанка GP Bullhound, специализирующегося на инвестициях в высокотехнологичный сектор.

 

За последние пять лет количество интернет-пользователей в России выросло с 10 млн до 60 млн. По этому показателю страна заняла вторую строчку в европейском рейтинге после Германии, где число пользователей достигает 65 млн. К 2013 году количество юзеров в России увеличится еще в полтора раза, до 93 млн, прогнозируют эксперты. Этому будет способствовать масштабное развитие инфраструктуры, связанное с проведением в стране Олимпийских игр в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018-м. Проникновение интернета в стране составит 67%, что сопоставимо с сегодняшними показателями Франции, говорят эксперты GP Bullhound и добавляют, что такая динамика будет обеспечиваться прежде всего городами-миллионниками. На всем русскоязычном пространстве в странах СНГ онлайн-аудитория вырастет до 130 млн, прогнозируют они.

 

Привлекательности российскому интернет-рынку добавляет то, что здесь преимущественно находятся «тяжелые пользователи»: граждане страны проводят в сети в среднем 9,8 часов в месяц. Среднемировой показатель в два раза меньше — 4,5 часа.

Помимо этого, отмечают авторы доклада, в России нет доверия к традиционным массовым средствам информации, и поэтому пользователи с большим уважением относятся именно к онлайн-ресурсам.

 

Но на российский рынок трудно пробиться иностранным игрокам, констатируют эксперты. В сегменте поиска доминирует «Яндекс»: на него приходится 60% этого сегмента в России. Google, занимающий более 90% рынка Франции и Германии, в России имеет лишь 34%. Аналогичная картина наблюдается и в других секторах. Например, всемирно-известной социальной сетью Facebook пользуются лишь 19% пользователей, 72% предпочитают российский аналог «ВКонтакте».

 

Если в Великобритании в топ-10 игроков присутствует только одна английская компания (BBC), а в топ-10 Германии лишь четыре немецких (ProSiebenSat 1, Deutsche Telekom, United Internet и Axel Springer), то в России картина прямо противоположная — шесть из десяти компаний российские.

Причем три из них входят в тройку лидеров. Вот как выглядит список ведущих в России интернет-компаний, по мнению GP Bullhound: Mail.ru, Yandex, vKontakte, Google, RBC, Wikimedia, BitTorrent, Rambler, Media, Microsoft, SUP.

 

«Российская интернет-экономика извлекает выгоду из того, что на рынке практически нет иностранцев: местные компании растут галопирующими темпами», — говорится в статье.

 

«Иностранные компании не понимают российских пользователей», — говорит руководитель департамента интернет-проектов инвестиционной компании ФГ БКС Константин Шабалин. Существенную роль здесь играет языковая основа, отмечает он: «Так, модель обработки данных у «Яндекса» ориентирована на русский язык, а у его зарубежного аналога Google — на английский».

 

На Западе компании могут заработать намного больше, нежели в России, называет еще одну причину их недостаточного присутствия в стране председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация» Павел Геннель.

 

У интернет-коммерции в России есть существенные трудности, замечает соавтор и партнер GP Bullhound Саша Афанасиева: «Основная проблема в том, что в России пока еще низкое проникновение кредитных карт и россияне имеют пристрастие к наличным деньгам». В то время как во всем мире идет тенденция к оплате покупок или кредитными картами, или через интернет, в России люди предпочитают расплачиваться кэшем.

 

«Еще одно из самых существенных препятствий — деловой риск», — добавляет она. 14-й год подряд Россия причисляется к числу наиболее отсталых стран по борьбе с пиратством. Значительные проблемы создает и принятый в мае 2008 года закон о стратегических компаниях, распространяющийся на нерезидентов, в том числе тех, чья деятельность включает шифрование. Но и это еще не все. Российская система налогообложения также непрозрачная, говорит Афанасиева: «Кроме того, она не всегда дружественна по отношению к иностранным компаниям».

 

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что в будущем монополизированность российского интернет-рынка сойдет на нет. «Западные компании все равно придут на наш рынок», — уверен Шабалин.

 

«Даже несмотря на все присущие российскому интернет-рынку опасности и трудности, акции российских интернет-эмитентов разлетаются на западных биржах, как горячие пирожки», — замечает советник гендиректора ИГ «Русские Фонды» Алексей Семейко.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео