29 Май 2007, 13:38

Россия перейдет на цифровое вещание

Россия перейдет на цифровое вещание

К 2015 году вся Россия по плану правительства должна перейти на цифровое вещание. Телевизионщики уже сейчас спешат занять места на рынке кабельного телевидения. Однако итоги телесезона показывают, что пока отечественные проекты не могут соревноваться с западной научно-познавательной продукцией.

Уже к 2015 году "эфирного" телевидения в стране не должно остаться совсем. Россияне будут смотреть исключительно цифровые телеканалы, и хотя бы в этом уровень жизни в стране приблизится к общеевропейскому, где эфирных каналов практически не существует. Согласно правительственной программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007–2015 годы)" за восемь лет телевизионная картина страны должна полностью измениться. Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) утверждает, что за последние два года рынок кабельного телевидения сделал такой рывок вперед, а технологии развиваются столь стремительно, что правительственные планы, скорее всего, осуществятся.

Правда, из-за непредсказуемости развития и разрозненности инвесторов пока сложно подсчитать точные суммы инвестиций в развитие неэфирного вещания. С другой стороны, растет и другой немаловажный для цифровизации показатель – ARPU (средний доход на единицу абонентского оборудования). Уже в этом году он может достичь $10 – столько люди готовы платить за кабельное и цифровое телевидение. А многие уже и платят – по данным АКТР, более 70% населения России уже подключено к кабельным или цифровым сетям. Такой бум объясняется далеко не только внезапным интересом россиян к технологическим новшествам.

Эксперты отмечают падение доли основных каналов "большой тройки" – "Первый", "Россия" и НТВ – и рост доли таких каналов как ТНТ, СТС и Рен ТВ. Руководители "главных" каналов страны, кстати, своих проблем и не отрицают. В конце 2006 года на заседании Национальной академии телевидения генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст оценил потери аудитории в 15-20%. Федеральные каналы в погоне за рейтингом превратились в бесконечный калейдоскоп из попсовых концертов и юмористических программ. На этом фоне "коммерческие" каналы, которые во многом можно назвать нишевыми, безусловно, выигрывают. Если ситуация не изменится, уход зрителей может стать большой проблемой для общенациональных каналов. По данным TNS Gallup Media, самая "лакомая" и перспективная аудитория (мужчины до 42 лет) совершенно ушли с эфирных каналов, повернувшись в сторону специализированных.

Из массовых каналов в поле интересов молодых мужчин попали только Рен ТВ и MTV. А вот молодые женщины предпочитают СТС, ТНТ и Муз ТВ. Остальные эфирные каналы, судя по данным TNS, смотрят в основном те, кому за 40. Такое сокрушительное поражение эфирным каналам нишевые вещатели нанесли буквально за последние полтора-два года. Однако и эти каналы могут пострадать из-за дефицита телевизионного контента.

Признав поражение на ниве эфирного вещания, "Первый" поспешил занять нишу в перспективной области кабельного телевидения. Осенью 2006 года на платформе НТВ+ появился целый букет каналов, объединенных единым брендом – "Цифровое телесемейство". "Телесемейство" включает в себя детский развлекательно-познавательный канал "Теленяня", канал отечественных фильмов и сериалов "Дом кино", музыкальный канал "Музыка Первого" и канал "Время" о кумирах прошлого и настоящего, созданный на основе уникальных архивов "Первого канала" и Государственного телерадиофонда. Все новые каналы маркированы цифрами. Например, "Теленяня" – "Пятый". Товарным знаком эти номера пока не являются, однако "Первый" уже всерьез задумался о том, как обезопасить себя от конкуренции в грядущую цифровую эру. Ведь цифровизация страны приведет в первую очередь к тому, что количество общедоступных каналов увеличится в несколько раз.

Если сегодня во всех уголках России принимаются только три канала – "Первый", "Россия" и НТВ (с чуть меньшим покрытием), то с переходом на цифру появится до 20 общедоступных каналов. И люди по традиции будут начинать листать каналы с первой кнопки. Поэтому "Первый" подал заявку в Роспатент о регистрации восьми новых брендов – от "Третьего канала" до "Одиннадцатого". "Второй" был запатентован "Первым" еще в 2005 году. Таким образом, "Первый" пытается загодя расправиться с будущими конкурентами. Вложив десятки миллионов долларов в создание четырех кабельных каналов, на "Первом" хотят ликвидировать пробел в области создания цифрового контента. В ближайшее время в "Цифровом телесемействе" ожидается пополнение – еще пять тематических каналов. Запланировано производить от трех до трех с половиной тысяч часов оригинальной продукции в год.

Однако "Первый" пошел в цифру не первым, а вслед за своим вечным конкурентом – ВГТРК. В июле прошлого года на цифровых платформах появился круглосуточный информационный канал "Вести" – продукт ВГТРК. Для госканала это был не первый опыт работы в цифре – чуть ранее стартовал англоязычный канал о России "Russia Today". Разные направления развития в кабеле у конкурирующих "Первого" и ВГТРК объясняются просто.ВГТРК – компания государственная и должна в первую очередь застолбить в новом информационном пространстве пропагандистскую нишу.

А уж поразвлечь уставших от новостей телезрителей сможет "Цифровое телесемейство", заодно заработав неплохие деньги. Правда, судя по данным TNS Gallup Media, информационное направление в цифровом пространстве является очень важным. Существенное количество зрителей тематических каналов с интересом смотрит именно информационные каналы – например, "РБК-ТВ" вошел в десятку популярных нишевых проектов.

Потребители цифрового телевидения заинтересованы именно в нишевых телеканалах. Согласно исследованию TNS Gallup Media, лидирующее место среди кабельных каналов в России – как и во всем мире – занимает семейство Discovery (дома канал могут принимать 13,9% россиян, а за месяц его смотрит около 6.5 млн. человек), предлагающее своим зрителям целый спектр научно-популярных проектов. Они, как и другие познавательные каналы, привлекают в основном интерес мужчин среднего возраста. Вместе с Discovery в десятку самых популярных вошел и канал Animal Planet (шестое место, потенциальный прием – 10,3% населения). Второе место (12,7%) по "домашнему приему" занял канал ТДК ("Телевизионный дамский клуб"), а сразу за ним следует семейство Eurosport. Кстати, пик покупательского интереса к пакетам цифровых каналов приходится на время крупных мировых спортивных состязаний, за которыми следить по центральным каналам во всех подробностях получается не всегда. В десятку также попали "киношные" каналы – ТВ 1000 и TV-XXI век, "Юмор ТВ" и два детских (мультипликационный Jetix и отечественный "Детский мир", основную сетку которого составляют советские мультфильмы и детские киноленты).

При этом отечественные инвесторы продолжают придумывать все новые цифровые проекты, которые в будущем должны привлечь рекламодателей.

В минувшем телесезоне из цифрового пространства фактически пропал канал Rambler TV. В феврале 2006 года канал приобрела компания "Проф-медиа", которая решила перепрофилировать его в мультипликационный проект. По задумке нового владельца, новый канал 2х2, вещающий теперь на частоте Rambler TV, круглосуточно показывает мультфильмы. Канал вошел не только в пакеты, предлагаемые провайдерами спутникового телевидения, но и разместился в столичных кабельных сетях, что обеспечило ему заметный старт. За 10 дней работы он обогнал в своей целевой аудитории "Домашний", MTV и "Муз-ТВ".

Инвесторы, осознав привлекательность нового рынка, начали запускать проекты в цифре один за другим. Осенью 2006 года провайдер контента для цифрового телевидения "АртМедиа Групп" запустил канал "Настоящее страшное телевидение" (НСТВ), по аналогии с каналом "Настоящее смешное телевидение" (НСТ). В портфолио этой компании уже есть круглосуточный канал документального кино "24 док", а грядущий телесезон "АртМедиа Групп" планирует начать запуском телеканала "Мать и Дитя". Это будет круглосуточный познавательный канал о материнстве и детстве, в основу которого лег журнал "Наше все!", выходящий на НТВ. Постоянно расширяется и музыкальный диапазон в цифре – с февраля этого года в неэфирном пространстве появился музыкальный канал RU.TV, основным принципом которого является круглосуточное знакомство телезрителей исключительно с русской музыкой. Возможно, в новом сезоне появится и русский вариант международного канала "Disney Channel".

Однако пока ни один из новых каналов не может составить конкуренцию зарубежным научно-популярным проектам.

Поэтому основная часть отечественного контента состоит из старых советских фильмов и мультфильмов, а немалой популярностью у зрителей пользуются телеканалы "Ностальгия" и "Ретро ТВ", погружающие их в недавнее советское прошлое. Однако к 2015 году, когда должна завершиться цифровизация всей страны, ностальгирующее по советской атрибутике поколение естественным путем сократится, репертуар любимых советских мультфильмов и художественных лент окончательно надоест, а американских блокбастеров на всех не хватит. Так что телевизионщикам придется напряженно изобретать новый контент.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео