12 Июн 2007, 11:37

Россия определилась с потребителями

Россия определилась с потребителями

В третьем чтении Государственная дума приняла поправки в закон "О защите прав потребителей" и в часть вторую Гражданского кодекса РФ. Поправки коснуться порядка уведомления о кредите, процесса замены технически сложных товаров и дистанционной продажи.

Изменения прежде всего затронут потребителей, получивших товар в подарок, пользование или наследство. Ранее предъявить претензии продавцу мог только непосредственный покупатель товара. Как пояснил Sostav.ru заместитель председателя правления Московского общества защиты потребителей и член рабочей группы по разработке закона Антон Недзвецкий: "Здесь всего лишь убрали некоторое противоречие между 18 статьей и преамбулой закона. По преамбуле потребителем признавался любой гражданин, а 18 статья гласила, что потребителем может быть тот, кому продан товар. Теперь любой потребитель, независимо от того, как он получил товар, может предъявить свои требования по поводу ненадлежащего качества".

Новая редакция устанавливает сроки проведения экспертизы некачественного товара, а в случае с технически сложными и дорогими товарами в течение 15 дней потребитель получит право на их замену при обнаружении даже несущественного дефекта.

"Раньше в законе существовало правило, что технически сложный товар или дорогостоящий товар можно было менять и возвращать только при наличии существенного недостатка, который неустраним. — продолжает Антон Недзвецкий. — Когда люди покупали, например стиральную машину, то она могла у них сломаться, и требовалось сдать товар в гарантийный ремонт на неопределенный срок. Сейчас закон допускает, что если товар вышел из строя в течение 15 дней после покупки, то его замена или возврат могут производится независимо от того, есть ли там существенный недостаток или нет".

Срок устранения дефектов товара теперь не должен превышать 30 дней с момента его отправки в ремонт. При этом между обоими сторонами заключается письменное соглашение. Покупатель в праве потребовать минимального срока, объективно необходимого для устранения недостатков, а также сам присутствовать при экспертизе товара. "Никакой дефицит необходимых деталей не может служить оправданием нарушения срока ремонта. Это проблемы продавца, а не покупателя", — подчеркивает вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. Если продавцы оспаривают причины возникновения дефектов товара, они обязаны провести экспертизу за свой счет, результаты которой можно будет оспорить в суде.

В последнее время продавцы часто нарушают сроки доставки оплаченных покупателем товаров, поэтому закон уточняет нормы об исполнении договоров розничной купли-продажи с предварительной оплатой товара. "Люди вносили предоплату с условием поставки товара в определенный срок, а продавцы его в этот срок не поставляли, пуская деньги в оборот. Санкции были очень незначительны. А сейчас введена санкция за просрочку передачи свыше установленного договором срока", — поясняет Недзвецкий.

Размер неустойки за несвоевременное исполнение договора составит 0,5% произведенной оплаты за каждый день просрочки.

Новые поправки коснулись и потребительских кредитов. Теперь при продаже товара в кредит покупателю обязаны представить информацию о его условиях. Антон Недзвецкий подчеркивает: "В законе четко не написано, в каком виде потребитель получит эту информацию. Она может быть доведена устно. Главное, что теперь она относится к обязательной".

«Все банки будут предоставлять клиенту документы с указанием ставок, формулы для рассчета которых предоставил ЦБ. Изначально это направлено на то, чтобы эти параметры клиент видел и знал, как это рассчитывать», — прокомментировал Sostav.ru начальник Департамента маркетинга и банковских продуктов Русского Банка Развития Дмитрий Орлов.

Как полагают аналитики, поправки кардинально упростят жизнь покупателям. "У потребителя появляется больше прав, больше возможностей свои права защищать. Сейчас с гарантийным ремонтом, кредитами и поставками товара очень много проблем", — резюмирует Недзвецкий.

Вице-спикер Владимир Катренко заявил: "Принятые поправки заставят недобросовестных продавцов и производителей ответственно относиться к данным ими обещаниям. В противном случае их ждут серьезные потери".

Расскажите друзьям про новость

Новое видео