24 Сен 2013, 12:33

Роман Тышковский, Odgers Berndtson, о карьерных ориентирах для молодых медиаменеджеров

В октябре Odgers Berndtson, Talent Advisors. PwC и MMR представят первый в Украине Рейтинг молодых медиаменеджеров.

Роман Тышковский, Odgers Berndtson, о карьерных ориентирах для молодых медиаменеджеров

В октябре Odgers Berndtson, Talent Advisors. PwC и MMR представят . О задачах, которые стоят перед этим проектом, MMR поговорил с Романом Тышковским, партнером Odgers Berndtson, руководителем практики Медиа&Реклама, практики Спорт и автором идеи рейтинга в России и Украине.

 

Роман, для чего нужен этот рейтинг?

Медиаиндустрия как в России, так и в Украине развивается довольно быстро. С одной стороны, рынку требуется намного больше квалифицированных кадров, чем есть сейчас. С другой — на рынке есть определенное количество профессионалов, которые просто неизвестны.

Очень важно говорить не только о топ-менеджерах, которые сейчас находятся у руля в отрасли — также необходимо обращать внимание на тех, кто, с одной стороны, уже сделал гигантский скачок вперед и сегодня управляет департаментами и функциями в компаниях, а с другой стороны — еще не является столь известным и раскрученным, как «первый эшелон» топ-менеджеров.

Поэтому первая цель рейтинга — показать, кто есть на медиарынке, что это за люди и как они пришли к текущим карьерным позициям.

Вторая, и даже более важная, цель рейтинга — завести разговор в индустрии о том, что же такое хорошая карьера, каких компетенций сейчас не хватает рынку, а какие — в переизбытке, почему те или иные люди достигают успеха на медиарынке.

Этот разговор нужен для достижения третьей цели — задания ориентира для людей, которые сейчас в эту индустрию только приходят. Все как один на встречах с нами жалуются, что не хватает квалифицированных кадров — людей, которые могут управлять этой индустрией и приносить в нее существенный прогресс. Сегодня этих людей учат только внутри подразделений, в которых они работают. У них нет внешних ориентиров, они не понимают, что нужно сделать сейчас, чтобы в будущем быть успешными.

 

При этом вы как executive search компания получите срез тех людей на рынке, которые не совсем на виду, и сможете использовать эту информацию в своей дальнейшей работе?

Не совсем так. Те люди, о которых мы говорим в этом рейтинге — это не наши текущие кандидаты. Это, возможно, наши будущие кандидаты. Кроме того, мы и так неплохо их знаем. Скорее для нас здесь важно, чтобы о них узнали и другие. Если бы мы хотели узнать о них только для себя, мы бы не делали рейтинг. Суть executive search состоит не в том, что мы продаем знания о ком-то — в конце концов, все люди есть в LinkedIn и других соцсетях. Наша ценность в том, что мы умеем прогнозировать, кто реально будет успешен для решения той или иной задачи.

 

А как бы вы сформулировали основные принципы рейтинга и что лежит в основе его методологии?

Методологию рейтинга мы разработали сами, опираясь на опыт наших офисов в Европе и США, используя знания наших экспертов-кандидатов и PwC. Каждая индустрия в каждом регионе имеет свои особенности. Мы предполагаем, что те пять критериев, которые мы выделили для России, релевантны и для Украины:

  1. Опыт работы в большой компании — текущее место работы или предыдущее, где есть понятные результаты работы, которые можно измерить не со слов самого участника рейтинга, а с помощью официально признанного измерителя

  2. Известность на рынке — оценка участника рейтинга его коллегами

  3. Самостоятельное развитие человека — изучение иностранных языков, выступления на конференциях и чтение лекций, наличие публикаций на профессиональные темы и т.д.

  4. Среднесрочный прогноз экономических перспектив медиасектора, в котором занят участник

  5. Краткосрочный прогноз востребованности профессиональных компетенций участника

Рейтинг абсолютно независимый и аудируется PwC. Его особенность также в том, что в отличие от других рейтингов, он оценивает достижения и потенциал конкретных людей, а не компаний, в которых они работают. Каждого участника мы оцениваем в динамике: чего он достиг в прошлом году, чего — в этом.

 

В России вы составляли такой рейтинг уже дважды. Что стало для вас открытием?

Во-первых, в прошлом году мы немного изменили методологию. Первоначально мы исходили из того, что чем раньше человек начал карьеру и чем быстрее достиг успеха, тем больше у него преимуществ перед теми, кто сделал это позже. Потом мы поняли, что это не так. Мы поговорили с людьми на рынке и поняли: достиг человек успеха в 25, 28 или 35 лет — разницы нет: у него в любом случае еще очень много всего впереди. Поэтому мы убрали влияние возраста и оставили его только как гигиенический фактор, выставив верхнюю планку в 35 лет.

Во-вторых, мы увидели, что на рынке есть большое количество именно молодых медиаменеджеров. Например, за последние пять лет в России кардинально обновился кадровый состав управленцев телеканалов. Если раньше это были люди в возрасте старше 40 лет, то сейчас можно встретить топ-менеджеров значительно моложе. Дарья Фиалко, генеральный директор телеканала ТВ-3, Николай Картозия, президент телехолдинга «Профмедиа ТВ», Лев Макаров, генеральный директор телеканала 2х2 — всем им меньше 35 лет.

Интересно также то, что молодые медиаменеджеры неравномерно распределены по индустрии. Больше всего их в интернете и на телевидении, то есть в тех секторах, которые быстрее всего растут. Меньше всего их в радио и в прессе.

Также было интересно сравнивать, например, людей типа Павла Дурова («ВКонтакте») и Дмитрия Гришина (Mail.ru) с людьми вроде Алексея Амётова (Look At Media). С одной стороны, они руководят компаниями несравнимых масштабов, но с другой — именно такое сравнение дает еще одну почву для разговора и определения четких критериев успешности медиаменеджеров.

 

Насколько интересны украинские медиаменеджеры российским работодателям?

По сути, Украина и Россия сегодня — это единое медийное пространство. Если говорить о телевидении, то сейчас нет разницы между топ-менеджерами из России и Украины. Во всех лонг-листах, которые мы делаем в России, есть топ-менеджеры из Украины. И наоборот. В Интернете, радио и прессе все немного по-другому.

 

По моим ощущениям, для украинских медиаменеджеров возможность переехать работать в Россию — это карьерный скачок…

Не всегда. Я знаю довольно большое количество топ-менеджеров из Украины, которые говорили мне, что не хотят переезжать в Россию. Многие сходятся во мнении, что украинский рынок более конкурентный и гибкий, на нем интереснее работать.

 

Что бы вы посоветовали тем украинским медиаменеджерам, которые все-таки стремятся переехать в Россию?

Рейтинг покажет, какое количество людей сейчас в Украине могут быть потенциально интересны российскому рынку. Но я могу дать несколько советов:

  1. Постоянно учитесь, лучше — на Западе. Как ни странно это может показаться, но у рынка сейчас есть большая потребность в профессиональном образовании. Берите курсы на Coursera и других ресурсах. Участвуйте в краткосрочных программах.

  2. Будьте заметны. Дайте шанс рынку о вас узнать. Для этого нужно ездить на конференции, выступать, знакомиться с коллегами.

  3. Будьте лучшими в чем-то. Есть концепция 10 тыс. часов: чтобы человек в чем-то преуспел, нужно проработать в этой сфере 10 тыс. часов. Сегодня не так много людей готовы дожимать до конца свою экспертизу. Они считают, что, пробуя себя в разных сферах, будут более востребованы. Мой опыт подсказывает, что это не так. Лучше быть очень качественным экспертом в реалити-шоу, чем попробовать сделать одно шоу, один сериал и одну программу.

  4. Смотрите на те сферы, в которых в ближайшее время будет взрыв. Карьеры развиваются неравномерно. Пять лет назад были очень популярны социальные сети: все, кто туда пришел, сделали мгновенную карьеру. Еще раньше были популярны порталы. Три года назад максимально востребованным стал контент на телевидении. Сегодня шанс сделать быструю карьеру есть у тех, кто разбирается в трансмедиа, big data и умеет программировать на основе их анализа сетку, кто умеет планировать закупку контента на основе анализа, а не интуиции.

А что вы можете посоветовать тем, кто хочет сделать карьеру в интернет-медиа?

Интернет расположен к молодым людям, и им легко делать здесь карьеру. Но проблема интернета в том, что очень многие молодые люди в этой сфере увлечены стартапами. В действительности же среди стартапов много неуспешных проектов и идти в эту сферу следует далеко не всем.

Тем, кто хочет сделать карьеру в интернет-медиа, надо внимательно следить, какие направления сейчас на острие. Я уверен, что один из следующих гигантских скачков будет на стыке интернета и телевидения. Будут развиваться глубокие вертикали: специализированные проекты, которые совмещают офлайн и онлайн.

 

А если человек сейчас работает в прессе — это карьерный тупик?

Нет, конечно. Карьерных тупиков не бывает: есть индустрии, которые растут быстрее, и те, которые растут медленнее. Понятно, что пресса как таковая сегодня не дает источника для роста бизнеса. Но и в прессе можно сделать отличную карьеру — особенно если придумывать «стыковочные проекты». Например, «Ведомости» и «Коммерсант» в России и Ekonomika Communication Hub в Украине очень развили свои направления конференций — и сегодня эта часть бизнеса приносит этим компаниям десятки процентов дохода.

 

На какой рост своих доходов может ориентироваться медиаменеджер как на показатель успешности?

Не совсем корректно так говорить. Человек успешен, если его доход растет быстрее рынка. Но нужно четко отличать рост дохода от рыночной перегретости. Человеку в какой-то момент могут платить очень много не потому, что он хороший профессионал, а потому что в данный момент его функция для компании очень важна и его отсутствие будет стоить компании дороже, чем его присутствие. Такой доход не стабильный и может закончиться в любой момент.

Важно расти последовательно, понимать, что вы стоите чуть дороже рынка, но при этом не настолько сильно больше, чтобы работодатель постоянно думал: «За что мы платим ему эти деньги?»

 

Если говорить про Рейтинг молодых медиаменеджеров в Украине: вы задумывали этот проект как разовый или хотели бы повторять его в будущем?

Конечно, наша цель — делать такой рейтинг ежегодно, смотреть динамику, делать замеры и давать аналитику рынку.

Я считаю, что рейтинг — это крайне полезный для индустрии проект. Крайне важно, чтобы люди рекомендовали для него своих коллег, которые подходят по критериям, чтобы они голосовали друг за друга и чтобы данные были опубликованы. Потому что именно это дает возможность рынку быть более продвинутым. А чем более он продвинутый и конкурентный, тем лучше он развивается.

И конечно мы хотим, чтобы молодые медиаменеджеры, которые не найдут себя в рейтинге в октябре, по-хорошему разозлились и сделали в следующем году еще больше. Потому что именно конкуренция питает и развивает рынок

Расскажите друзьям про новость

Новое видео