Из СЕО в СМО: революции не ждите
24 Апр 2017, 11:21

Из СЕО в СМО: революции не ждите

Новый маркетинг-директор IDS Borjomi Ukraine Наталья Ревика о том, почему решила вернуться в функциональный маркетинг

Из СМО в СЕО и обратно. Так вкратце можно описать карьерный путь Натальи Ревики, нового директора по маркетингу IDS Borjomi Ukraine, которая пополнила ряды маркетинг-мигрантов. В эксклюзивном интервью MMR Наталья рассказала, почему снова вернулась в маркетинг, чего удалось достичь на предыдущей должности и каких изменений ожидать в маркетинге IDS Borjomi Ukraine сегодня.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Вы были директором отдела маркетинга в Mondelez Украина, потом гендиректором «Якобс Дау Эгбертс Украина». Почему камбек в маркетинг? 

Я понимала, что как генеральный директор должна любить «всех своих детей» – маркетинг, сбыт, финансы. Вопросы маркетинга я решала на ура, эмоционально и с любовью, а остальное делалось с ощущением, что «я должна это делать». В какой-то момент поняла, что хочу заниматься тем, что мне ближе. Я хотела работать в центральной маркетинговой команде в штаб-квартире компании в Амстердаме, но, работая над осуществлением этого плана, мне предложили рассмотреть позицию маркетинг-директора в IDS Borjomi Ukraine. Это совпало с моими интересами вернуться в маркетинг, поэтому я приняла предложение. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Чем увлек Марко? Какими задачами и целями? И где Светлана Кузавова? 

Марко меня увлек давно☺. Я слежу за тем, кто есть на рынке, какие персоналии и компании достигают выдающихся успехов. И за IDS Borjomi я наблюдала давно: читала обзоры рынка, интервью Марко. Мне понравилась его фраза о том, что люди решают все, и развитие сотрудников компании – его главная задача. Эта позиция мне очень близка, и я вспомнила об этом, когда получила предложение о вакансии и уже в процессе интервью мы заговорили о задачах, о том, что Марко видит большие возможности роста в слаженной работе сбыта и маркетингам, в коммуникации между двумя функциями и в совместных проектах. 

По поводу планов Светланы, я думаю, лучше спросить у нее. 

Что вы отмечали, когда следили за бизнесом IDS, еще не работая в компании? 

Я следила за тем, что компания делала на рынке, какие рекламные кампании запускала. Если какая-то рекламная кампания выбивается из клаттера, все профессионалы это замечают, потом это попадает на фестивали, профессиональные тусовки. Я считаю, что с маркетинговой точки зрения IDS Borjomi очень успешная компания, у нее всегда был продвинутый маркетинг. Здесь делают серьезный акцент на построение бренда, на оригинальные креативные идеи, привлечение различных средств коммуникации, в том числе цифровых. Я отмечала яркие, смелые, прорывные идеи, чувствовалось, что у людей, которые это делают, есть свобода выбора. Мне нравится, когда у меня есть свобода, когда я могу реализовывать новые идеи и опережать конкурентов на территории креативности. Мне импонирует интерес компании к масштабным социальным проектам, в одном из которых мне уже удалось поучаствовать. В рамках всеукраинской программы в партнерстве с WWF по высадке 20 тыс. деревьев мы всей командой побывали в парке «Синевир», и теперь у меня есть свое дерево в Карпатах.

За что вас надо похвалить за время работы в Jacobs? Чего удалось добиться? 

Как минимум за то, что мы с командой создали новую компанию. Мы были частью большой корпорации, но с апреля 2015 года запустили отдельный бизнес: я набрала лидерскую команду, мы переподписали все контракты с клиентами, подрядчиками и наладили жизнь по-новому во всех функциях. Ни одного дня у нас не было пробуксовки, мы продолжали все проекты, продолжали привозить и продавать кофе. Это был очень интересный опыт. «Якобс Дау Эгбертс» – это новая компания с отличающейся культурой, несмотря на то что она отделилась от большой корпорации. Если Mondelez – это большая мультикатегорийная американская корпорация, то «Якобс Дау Эгбертс» – узкоспециализированный кофейный бизнес, монокатегорийная компания с ярко выраженной европейской культурой с фокусом на быстроте принятия решений, предпринимательстве и инновативности. И управлением этими изменениями, в том числе и в головах людей, я занималась эти два года. 

Какой из ваших опытов/источников экспертности будет самым полезным на новой должности? 

Я в маркетинге уже 20 лет, за это время перепробовала все его виды: и некоммерческий, и B2B, и B2C, работала в рекламном агентстве и на спонсорских проектах. Это мой опыт, который, конечно же, мне пригодится на новой работе. А то, что выгодно отличает меня от коллег по цеху, то это опыт управления сбытом. Я много времени проводила в магазинах, «в полях», и это точно поможет мне наладить взаимодействие с отделом продаж так, чтобы мы единым фронтом выступали для решения задач, которые стоят перед бизнесом.

Мне нравится, когда у меня есть свобода, когда я могу реализовывать новые идеи и опережать конкурентов на территории креативности

Наталья Ревика
маркетинг-директор IDS Borjomi

Почему оставили Jacobs? 

Как я уже говорила, решила вернуться в функциональный маркетинг. Работа генерального директора имеет свою специфику: очень много задач, людей, информации и проектов находится в поле твоего внимания. Я стала от этого уставать. Я интроверт, склонна глубоко прорабатывать определенные кусочки информации, а не широко охватывать большие поля. Поэтому мне лучше работать над чем-то глубже узкоспециализированно. Чтобы это понять, у меня ушло два года, ведь мы все как-то познаем себя со временем. И я не считаю, что это движение вниз или вверх. Я вообще никогда свою карьеру не рассматривала по принципу «Мы движемся только вверх» или «Движение вниз – это плохо». Я накапливаю опыт, делаю то, что мне интересно, и, достигнув определенного уровня социальной защищенности, готова экспериментировать, ввязываться в новые проекты, работать с новыми задачами. Я не гонюсь за погонами – это вчерашний день. 

Кто заменил вас в JDE? 

Меня заменил мой коллега Павло Варчук. До этого он был генеральным директором регионального подразделения EECAMEA, это рынки Восточной Европы, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Павло отвечал за очень большой регион, и его следующим назначением стало управление бизнесом Украины и рынков стран СНГ. 

По каким критериям поймете, что переход в новую категорию был оправдан? 

По моему ощущению гармоничности жизни, что успеваю выполнять все свои профессиональные и жизненные задачи, что могу уделять достаточно времени семье. И, конечно же, то, что я могу продолжить успех маркетинговой команды IDS Borjomi. Я не вижу свою роль как революционную. Здесь есть успешный бизнес, профессиональная команда, мне это нужно подхватить, развить идеи, поддержать ребят в том, чтобы они достигли тех целей, которые перед собой ставят. И вот в такой эволюции я вижу свою роль. Нужно понять, как работает бизнес, где моя добавленная ценность, где могу помочь и постепенно добавлять то, что я считаю нужным, к существующей, хорошо работающей стратегии.

Я вообще никогда свою карьеру не рассматривала по принципу «Мы движемся только вверх» или «Движение вниз – это плохо». Я не гонюсь за погонами – это вчерашний день

Наталья Ревика
маркетинг-директор IDS Borjomi

Насколько глобальных изменений и сдвигов стоит ожидать и когда? 

В связи с моим приходом точно не ожидайте каких-либо глобальных изменений. Здесь работает очень продуманная стратегия, сильная команда, на ближайшие год-два не стоит ожидать революции. Мы будем продолжать осуществлять разработанную ранее стратегию. Она привела компанию к лидерству на рынке, таких сильных брендов, как IDS Borjomi, на рынке воды Украины нет. Фактически я буду учиться работать на этом рынке и помогать реализовывать задуманное. Когда я почувствую себя уверенной в том, что все понимаю и знаю, тогда, возможно, родятся какие-то революционные идеи. 

Как изменился маркетинг, потребитель, эффективный маркетинг-микс с того момента, как вы стали им заниматься, и до сегодня? 

Изменения есть, но они не тектонические. Все так же важна сила бренда, все так же бренду доверяют, и инвестиции компаний-производителей в качество продукта и знание бренда все так же являются главным приоритетом. Люди покупают качество и известную торговую марку. Маркетинг-микс изменился: когда я только начинала работать в маркетинге, весь мой офис был заставлен шкафами с папками. А сейчас планшет – это все мои документы. И наши потребители точно так же очень легко в цифровом формате оперируют большим количеством информационных каналов. Мы должны отвечать образу жизни нашего потребителя, мы должны присутствовать в разных каналах коммуникаций, там, где живет наша целевая аудитория. 

В 1997 году (начало моей карьеры в маркетинге) на рынке было небольшое количество продуктов, еще меньше рекламировалось. Сейчас брендов огромное множество, информации еще больше, и сложно через это все пробиться. Ценность профессионализма и креатива стала еще значимее, поскольку люди фильтруют информацию, которую потребляют, фильтруют то, чем пользуются. Раньше поставил ролик на ТВ, все узнали, что нужно купить, пошли и купили. Сейчас же пойдут в интернет проверят, друг с другом обсудят, поэкспериментируют. И большим торговым маркам, таким как, например, «Моршинская», каждый день нужно доказывать свое право на лидерство, сохранять высокий уровень качества, поддерживать инновационность в коммуникациях, потому что потребитель стал более требовательным.

В любом случае культуру делают люди. И для меня принципиально, какие люди работают в компании и что они о компании говорят

Наталья Ревика
маркетинг-директор IDS Borjomi

Kraft, Mondelez всегда были отличной школой маркетинга. Какие уроки, полученные здесь, больше всего помогают в работе? 

Kraft Foods в свое время был уникальной компанией, потому что здесь, в Украине, очень много создавалось, например, бренд «Корона», уникальные находки в позиционировании Jacobs, бренд «Чипсы «Люкс». То есть было много интересной, глубокой, правильной и профессиональной работы по созданию торговых марок. Я пришла из компаний, которые создавали креатив только в штаб-квартирах. Я работала в P&G, где позиционирование глобальных марок разрабатывалось только в хед-офисе. И в Colgate Palmolive бренд Colgate – это священная корова, которая, конечно же, не могла быть придумана в Украине. Мы могли только решить, как это креативно воплотить в жизнь в наших реалиях. А «Kraft Foods Украина» как раз и отличалась тем, что можно было с нуля создавать и новый бренд, и позиционирование, и способы коммуникации, и рекламные кампании. Это для меня было ново, интересно, это я буду применять в IDS Borjomi. 

IDS хоть и позиционируется как международный бизнес, но происхождение бизнеса локальное. Не секрет, что международные и локальные компании – небо и земля в плане ценностей, культуры, последовательности. И многие профи из международных компаний не могут адаптироваться к локальному бизнесу. Что для вас может быть точкой невозврата в корпоративной культуре и правилах? 

Во-первых, IDS Borjomi – это международная компания. Да, она оперирует на ограниченном количестве рынков, в основном на рынках Восточной Европы и стран СНГ, но все равно ее нельзя назвать исключительно локальной украинской компанией. В любом случае культуру делают люди. И для меня принципиально, какие люди работают в компании и что они о компании говорят. Есть много украинских компаний, которые, чтобы привлечь специалистов из западных корпораций, предлагают хорошие условия работы и зарплату. Но для меня принципиален контакт с людьми, во время интервью произошел так называемый «клик» и я поняла: то, о чем говорят эти люди, мне очень близко. В корне культуры IDS Borjomi, как я ее вижу, простота, прагматичность, отсутствие политики и интриг. Также я ценю, когда время и деньги используют с максимальной эффективностью. Только такие компании достигают успеха. Мне кажется, что IDS Borjomi – это пример компании, которая эффективно использует свои ресурсы. И мне точно есть чему поучиться у людей, которые тут работают.

Расскажите друзьям про новость