15 Сен 2008, 07:51

Регуляторный просвет

После трехмесячной блокировки Нацкомиссия по вопросам связи (НКРС) вновь возобновила свою деятельность. В пятницу было проведено второе по счету в этом году заседание во главе с Сергеем Колобовым

Регуляторный просвет

После трехмесячной блокировки Нацкомиссия по вопросам связи (НКРС) вновь возобновила свою деятельность. В пятницу было проведено второе по счету в этом году заседание во главе с Сергеем Колобовым, на котором было принято очень много решений.
 
Как надолго «высшие силы» решили регулятору дать возможность поработать в этот раз, пока не ясно. Понятно одно: лицензионные ворота открылись неспроста.

НКРС провела свое первое за три месяца заседание после того, как президент Виктор Ющенко 9 сентября указом №814 признал утратившим силу свой же указ от 10 июня 2008 г. о приостановлении распоряжения Кабмина о назначении нового состава комиссии. Первое заседание комиссии в этом году состоялось 10 июня, спустя почти полгода после последнего заседания в 2007 г. Многие члены НКРС в этот прекрасный июньский вечер узнали о новом указе президента еще будучи в зале заседаний. Легитимность решений комиссии того дня желающим вполне можно было оспорить в судах. Спасало только то, что сама комиссия получила копию президентского указа только на следующий день после заседания. А в официальном издании «Урядовий кур`єр» указ был опубликован только 12 июня. И в силу он вступает только с момента опубликования.

Скрытая возможность

Как известно, ничего не бывает просто так. И НКРС была разблокирована, скорее всего, не случайно, а под определенные инициативы. По крайней мере, такое мнение бытует у некоторых участников рынка. Как заявил на правах анонимности источник в одной из крупных телекоммуникационных компаний, комиссия могла быть разблокирована с целью выдачи 3G-лицензии заинтересованному участнику рынка. По словам источника, это подтверждает тот факт, что между военными и связистами на прошлой неделе якобы была достигнута определенная договоренность в отношении конверсии, однако далеко не всего планируемого для освобождения диапазона (три полосы по 30-35 МГц), а только части.

Впрочем, в НКРС до сих пор говорят, что от Минобороны никаких официальных документов не приходило, и они по-прежнему ждут план конверсии. С представителями Минобороны связаться не удалось. Напомним, что единственный значимый документ по этому вопросу, который получила комиссия за последнее время от военных,— это письмо, где те полагают, что проведение конверсии нецелесообразно, так как частоты пригодятся им в оборонных целях, в частности, для средств связи НАТО.

Продленный рабочий день

Как сообщил глава НКРС Сергей Колобов, в пятницу было рассмотрено 114 заявлений операторов на выдачу номерного ресурса, 110 — на переоформление и 13 — на изъятие, выдано 76, переоформлено 25 и аннулировано 12 лицензий на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций, выдано 25, переоформлено 14, аннулировано 26 и продлен срок действия 13 лицензий на пользование радиочастотным ресурсом. Кроме этого, комиссия внесла в реестр радиоэлектронных средств и излучающих устройств 310 объектов, а в реестр операторов телекоммуникационных услуг — 102 субъекта предпринимательской деятельности. В общей сложности только от лицензирования и разрешительной деятельности государственный бюджет должен пополниться на более чем 7 млн. грн.

И снова к тендерам

Пожалуй, одной из самых интересных для рынка вещей может стать тот факт, что НКРС приняла решение провести тендеры на лицензии в радиочастотном диапазоне 5ГГц под WiMax. По словам господина Колобова, это будут несколько национальных лицензий, а также региональные лицензии. Как подчеркнул глава комиссии, тендеры готовятся на ближайшее время. Отметим, что данный радиочастотный диапазон может быть интересен операторам в том числе и потому, что недавно, в план использования радиочастотного ресурса было решено внести ряд изменений, в частности, добавить мобильную радиослужбу в 5 ГГц.

Непростая история

История с тендерами в «пятерке» тянется уже несколько лет. Изначально три WiMAX-лицензии в диапазоне 5 ГГц на всю территорию Украины должны были быть розданы еще 9 октября 2006 г. Однако незадолго до тендера неизвестная киевская компания «Международный центр информационных технологий» (МЦИТ) подала иск в Высший хозсуд Украины, в котором требовала приостановить тендер и включить ее в список участников. Суд запретил НКРС проводить тендер до разрешения вопроса с МЦИТ. НКРС подала апелляцию. В середине мая 2007 г. суд удовлетворил ее. Регулятор назначил тендер на июнь. Он должен был пройти в форме аукциона. Начальная цена каждой из трех лицензий составляла тогда 1,06 млн. грн. В получении лицензий были заинтересованы как небольшие компании, так и четыре крупнейших оператора рынка сотовой связи — МТС, «Киевстар», «Украинские Радиосистемы» и «Астелит». Но в июне конкурсы так и не состоялись. Их проведение переносилось до тех пор, пока работа комиссии не была заблокирована. На этом история с WiMax-тендерами, вроде бы, затихла.

Хотя периодически велись обсуждения насчет того, целесообразно ли проводить национальные тендеры в «пятом диапазоне» или ограничиться только региональными. Все дело в том, что в 5 ГГц была открыта только фиксированная радиослужба. В таком формате частоты подходят разве что для обеспечения «последней мили» в труднодоступных районах или там, где прокладка кабеля не является экономически оправданным шагом. Поэтому, соответственно, оператору, пусть даже национальному, лицензия будет нужна только в некоторых районах, а не во всех. Но сейчас все несколько меняется. Если мобильная радиослужба действительно будет открыта, то привлекательность лицензий, а соответственно и их цена, может существенно возрасти. В то же время исполнительный директор ассоциации WiMax Ukraine Олег Соболев пока не видит целесообразности в выдаче национальных лицензий в 5 ГГц. Он считает, что в этом диапазоне есть смысл выдавать только региональные лицензии.

Мобильные цели

Что касается мобильного WiMax, то его профили работают в других странах на частотах 2,3 ГГц, 2,5 ГГц и 3,5 ГГц. Диапазон 5 ГГц является безлицензионным в мире, поэтому оборудования в стандарте 802.16 мало и оно не сертифицировано WiMAX-форумом.

В 5 ГГц уже некоторое время работают небольшие региональные компании в разных областях страны. В конце 2006 г. Национальная комиссия по регулированию связи выдала лицензии под стандарт IEEE 802.16 в диапазоне 5590-5670 МГц 25 региональным компаниям со сроком полного освоения в полтора года. Сегодня точно известно, что уже существуют сети в четырех городах: Одессе («Телнет», подконтрольная «Укрпак»), Донецке (НТЦ «Фтиком»), Запорожье (DCTel) и Львове («Техносфера»). Как развиваются другие операторы, пока остается неизвестным. Первой из этих компаний услуги связи по технологии WiMax начала предоставлять запорожская DCTel. В техническую эксплуатацию сеть была запущена в середине июня прошлого года. В строительство сети WiMax инвестировано более $150 тыс. Всего с момента запуска сети и до конца 2008 г. оператор намерен вложить в нее $250-300 тыс. В Одессе похожая ситуация. «Телнет» установила несколько точек с базовыми станциями WiMax. В Донецке у НТЦ «Фтиком» более дюжины базовых станций. Всего для региона их запланировано около 50. В общем, можно сказать, что «пятерка» подходит для разворачивания небольших местных сетей. Как быть с национальными проектами в этом диапазоне, пока остается открытым вопросом, как и тот факт, надолго ли разблокировали НКРС и с какой целью.

Комментарий

Ольга Филиппова,
бывший член НКРС, один из авторов закона «О телекоммуникациях»

Вопрос: Почему НКРС должна быть независимой?

Ответ: В стране, где Кабмин или правительство управляют государственной долей собственности в одном из операторов (имеется в виду концерн РРТ и «Укртелеком»), правительство выступает в роли конкурента всех негосударственных предприятий. И вот, например, модель Евросоюза предусматривает, что не должен орган регулирования подчиняться правительству, если оно управляет долей собственности хотя бы в нескольких операторах. В данном случае получится, что правительство в какой-то степени будет лоббировать интересы государственного оператора, что не будет способствовать здоровой конкуренции.

В: Целесообразно ли унифицировать некоторые функции НКРС и Нацсовета по вопросам ТВ и радиовещания?

О: Конечно, с учетом конвергенции рынков и услуг это очень правильное решение. И во многих странах уже это сделано. Вообще в первоначальной редакции закона «О телекоммуникациях» было сказано, что телекоммуникационные услуги, медийные, если они предоставляются с использованием сети телекоммуникации, то и техническая сторона регулируется именно законом «О телекоммуникациях». К сожалению, при принятии нового закона о ТВ и радиовещании именно эта часть ст. 28 закона «О телекоммуникациях» была исключена, что абсолютно неправильно. Но, к сожалению, у нас все очень часто зависит от интересов, а не от мнения независимых экспертов.

В: Какой, по вашему мнению, оптимальный состав НКРС?

О: В самом первом варианте закона о телекоме, одним из ведущих авторов которого была я, мы предлагали пять членов комиссии, включая председателя. Мы предлагали нечетное количество, потому что в любом случае принятие решений было бы более четким — не делились бы пополам и не зависели бы от отсутствия какого-то количества членов комиссии. Но потом было принято решение сделать состав НКРС из восьми членов. Мне кажется, сложно создать независимый орган регулирования с таким количеством ее членов. Очень трудно подобрать такое количество грамотных и подготовленных людей, профессионально действовать от имени государства по всем направлениям регулирования.

Станислав ЮРАСОВ

Расскажите друзьям про новость

Новое видео