Почему именно вы? Чем отличились и как вас заметили?
Виктор Ишков: украинский офис BBDO в сложных экономических условиях демонстрирует заметный для штаб-квартиры результат как в креативном, так и финансовом плане. Я люблю заниматься сложными кризисными задачами, а сейчас именно такие в Казахстане. Мы умеем строить креативный бизнес, и это то, что сейчас нужно в том регионе. Все совпало.
Анже Йереб: Я тоже считаю, что это вопрос не к нам. Я надеялся
работать на Мальдивах, Бали или Гавайях, но и этот регион мне по душе.
Ограничивает ли head office?
Анже Йереб: Head office нас не ограничивает, а наоборот – помогает. Очень много задач, которые мы решаем сейчас на наших рынках, в других регионах уже работают. Мы также предлагаем решения, которые потом используют другие страны.
Виктор Ишков: Когда я пришел в BBDO 3,5 года назад, то сразу запросил очень высокий уровень свободы действий. Мы договорились, и с тех пор мои коллеги ни разу не нарушили обещания. У нас все получается, так зачем нас контролировать? Мы «сверяем часы» несколько раз в год, этого вполне достаточно.
Что уже есть в тех регионах (каких, кстати?), что совершенно не работает в Украине?
Анже Йереб: Регион Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан. Из того, что там
работает, а в Украине нет, так это однозначно 4G. Мобильный интернет у всех – даже у
фермеров. Что касается отношения к престижным автомобилям, как по мне, оно
такое же, как в Украине. Дорогой автомобиль – главный
показатель успешности. Я также заметил хипстерские кафешки и итальянские
рестораны на каждом углу.
Назовите 5 отличий между украинским и азиатским потребителем. В чем причина таких различий?
Анже Йереб: Различия – это очень прикольная тема. Когда 15 лет назад я решил прилететь в Киев, меня все страшили Украиной. Центральная Азия пугает гораздо меньше. И вся экзотика исчезает, когда выходишь из аэропорта, на такси-лексусе подъезжаешь к офису BBDO в Алматы и видишь, как таксист смело использует свой 4G, чтобы посмотреть любимый сериал. Антропологи давно доказали, что архетипы и основные отношения по всему миру одинаковые. И глобализация поменяла образ жизни везде. Мои коллеги из среднеазиатских офисов покупают вещи в Китае – он же рядом! Отдыхают в Таиланде, Сингапуре, Гонконге… В Бангкок лететь меньше, чем в Киев.
А различия в отношениях между поколениями, в открытости к диалогу, к иному, непонятному… Образ жизни предков, климатические условия – все это очень интересно. Когда ищешь и анализируешь эти отличия, то сам растешь и еще лучше понимаешь, кто ты такой.
Виктор Ишков: Я назову те различия, которые заметил невооруженным глазом. В азиатской культуре не принят открытый отказ. Все построено на полунамеках и полутонах. Вы никогда не услышите «Нет, эта идея нам не подходит, потому что…». Кристина, управляющая офисом BBDO СА, говорит, что ей понадобилось полгода, чтобы научиться «читать» этот язык.
Второе — все происходит очень медленно. Даже по сравнению с нами, не самой динамичной нацией. Все строится по принципу «А поговорить?».
Личные отношения – это фундамент, без них вообще ни на что рассчитывать не стоит. Даже если ты суперпрофессионал.
С другой стороны, мне делали презентации коллеги из офиса BBDO СА, эккаунт-менеджеры и эккаунт-директора. И это был очень высокий уровень подготовки, логики, грамотной речи и навыков публичных выступлений. Я был приятно удивлен. Уровень образованности и интеллекта ничем не уступает стандартам, к которым мы привыкли в сети.
Попробовав азиатский креатив «на вкус», как изменилось ваше отношение к профессии и индустрии в целом?
Виктор Ишков: Наша задача скорее не попробовать, а принести мировые стандарты, культуру и принципы, на которых развивается креативность и работают бренды. Мы знаем точно, как работает творчество применительно к бизнесу, как строить взаимосвязь между идеями и эффективностью, какие потрясающие результаты может давать креативность.
И вдохновить этим коллег — наша первоочередная задача.
Каких принципов придерживается креативный рынок Азии?
Анже Йереб: Креативный рынок Центральной
Азии ждет взрыв. Кроме нас, там активизировались и другие сетевые
агентства. Рынки стран региона стабильные, они растут. И если посмотреть, как
Украину обогнала Грузия, то думаю, закономерно, что скоро в рекламе может
появиться новый мощный игрок – целый регион! Большой, богатый и экзотический!