О трафик-бизнесе существует ряд стереотипов. Этих заблуждений настолько много, что я решил собрать свой опыт и знания своих коллег-экспертов в отдельной книге «Трафик-бизнес», чтобы развенчать главные мифы об индустрии.
Как устроен трафик-бизнес
В этой статье я прежде хочу напомнить о базовых отрасли. Вообще, трафик-бизнес (партнерский маркетинг) — это интернет-канал, где компания или человек платит комиссию третьим лицам за приведение клиентов или продажу своего товара. Я использую термин трафик-бизнес в широком понимании. В него входит все смежные сервисы: SaaS-сервисы, финансовые инструменты и даже работа с соцсетями.
Людей, которые работают в сфере трафик-бизнеса и зарабатывают на этом, называют веб-мастерами. Это те самые третьи лица между продавцом товара и клиентами. Они обычно занимаются разработкой сайтов, приложений и зачастую выполняют даже бóльший спектр задач: дизайн, написание текстов, системное администрирование.
В трафик-бизнесе есть два основных источника трафика — SEO и арбитраж. В рамках первого веб-мастеры поднимают сайты в выдаче поисковиков. В арбитраже — покупают трафик в рекламных сетях (Google, Facebook) и перепродают рекламодателю.
Есть несколько моделей оплаты за работу веб-мастера:
- CPL (cost per lead) — ставка за посетителя сайта, который заполнил заявку или активировал тестовый период.
- CPS (cost per sale) — оплата за совершенную клиентом покупку.
- CPI (cost per install) — ставка за клиента, который скачал и установил приложение/программу.
- CPA (cost per action) — оплата за то, что клиент совершил другое действие, которое важно рекламодателю, например, звонок.
- Ревшара (revenue share) — процент от чека покупки клиента.
Долгое время в индустрии популярностью пользовались первые три модели оплаты этого списка. Но сейчас все более распространенными становятся CPA и ревшара, так как они дают больше выгоды как веб-мастерам, так и рекламодателям.
Основные сферы индустрии
Покупка трафика используется в десятках сфер, но я хочу остановиться на нескольких основных. А именно, онлайн-кредитовании, nutra (средства для похудения, БАДы, красота и здоровье), написании рефератов, ставках на спорт, азартных играх, дейтинге.
Онлайн-кредиты. Основные игроки в этой сфере — микрофинансовые организации (МФО) и брокеры, которые собирают лиды и перенаправляют сразу в несколько МФО, еще к этой сфере можно отнести банки, выдающие кредитные карты либо мелкие займы, но у нас в регионе веб-мастера, как правило, работают именно с МФО.
Источники трафика здесь — рекламные сети вроде Google Adwords, Facebook и собственные базы, с которыми работают по SMS. Раньше трафик направляли сразу на «витрину» — сайт с предложениями о кредитах. Сейчас же веб-мастера работают с мобильными приложениями — доверия к ним выше, да и рекламировать их легче.
Nutra. Здесь основным источником трафика считаются тизерные сети — объявления на сайте с интригующим или даже шокирующим контентом. Эти тизеры ведут на специальные информационные ресурсы с новостной структурой, где публикуются уже товарные тизеры.
Как бы не выглядели эти объявления, они регулируются на законодательном уровне — по крайней мере, в Европе. Там, например, есть запрет на рекламу низкопробного контента, публикацию непривлекательных рисунков и предложений с завышенными ожиданиями. Последний пункт также актуален и в Facebook, который чаще банит «товарку», чем финансы.
Написание рефератов. В этой нише работают сервисы, которые оказывают услуги по написанию текстов для студентов — дипломных работ, рефератов, эссе. Главный источник трафика здесь — поисковая оптимизация в Google, реклама в Facebook не так эффективна. Написание текстов — продукт не спонтанного спроса, она рассчитана на тех, кто знает, что ищет. Поэтому в основном в этой сфере трафик покупается на хороших сайтах с обзорами.
Ставки на спорт. В этой нише арбитражникам сложно конкурировать: все букмекерские компании инвестируют в трафик сами, включая работу с внутренними отделами. Но есть несколько интересных путей. Во-первых, это воронки из популярных соцсетей и мессенджеров: Telegram, Instagram и TikTok. Во-вторых — создание собственного контентного проекта, который работает как отдельный бизнес.
Онлайн-казино и слоты. Это самая популярная ниша в трафик-бизнесе. Она включает в себя самые разные игры, от рулеток до покера. Во многих странах, в основном европейских, игорный бизнес разрешен и регулируется государством. В постсоветских странах азартные игры запрещены — только недавно их легализовали в Украине. Для работы организаторам нужна лицензия, и сейчас, особенно в регионе CIS, все больше компаний будут работать по закону.
Здесь лучше всего работает SEO-трафик, но и арбитраж также развит неплохо. Спросом пользуются Telegram-каналы, блогеры и мобильные приложения.
Знакомства в интернете. Дейтинг очень развит почти во всех странах — это всевозможные сайты, приложения, сервисы и так далее.
В dating ситуация схожа с гемблингом (азартными играми): большинство трафика выкупается самими рекламодателями. Дело в том, что им не выгодно работать с веб-мастерами, в частности, из-за законодательных правил. В США, например, рекламодатели несут ответственность за введение пользователя в заблуждение, спам, вирусы — поэтому им легче закупать трафик самостоятельно, чем контролировать сотню вебмастеров. Среди каналов — соцсети, программатик, прямые контракты с площадками.
Работать легально
Индустрия трафик-бизнеса сильно изменилась за время своего существования с конца девяностых. Появилось огромное количество новых, интересных ниш, где не нужно искать сомнительные лазейки, чтобы заработать приличные деньги. Мой опыт и опыт моих знакомых показывает, что можно заработать достаточно много денег, работая абсолютно легально, создавая крутые контентные проекты и делая на них комплексный маркетинг. А для тех, кому это очень интересно, я написал книгу, которая вышла из печати летом 2020 года. В ней можно найти подробное описание источников трафика, успешные кейсы вебмастеров в SEO и арбитраже, а также инсайды от партнерских программ и методы монетизации.
Кавер: Unsplash