19 Авг 2013, 12:11

Расплывчатые грани PR-образования

Украинское PR-сообщество привыкло сетовать на качество профессионального образования.

Расплывчатые грани PR-образования

Украинское PR-сообщество привыкло сетовать на качество профессионального образования. Одной из попыток дать больше знаний специалистам в сфере коммуникаций является организация различных форумов, конференций и конкурсов. MMR побеседовал с организаторами двух таких мероприятий — президентом Ассоциации корпоративных медиа Оксаной Тодоровой (Национальный конкурс корпоративных медиа) и начальником отдела маркетинга и корпоративных коммуникаций Харьковского национального экономического университета Алексеем Кононовым (Международный студенческий конкурс рекламных и PR-проектов «Золотой компас»).

 

Каковы, на ваш взгляд, главные проблемы в сфере PR-науки на данный момент?

Алексей Кононов: Несмотря на интегративный характер, научные «грани» PR достаточно расплывчаты, порой сложно определить, где предмет философских, филологических, социологических, психологических исследований, а где — собственно научное поле PR.

Оксана Тодорова: Сфера PR тесно связана с инновациями, цифровыми технологиями. Изменилась парадигма современного бизнеса. Сегодня она задает новые правила игры, новые критерии успеха. Происходит бурная трансформация общества. Вот почему классическая теория PR устарела. Коммуникации строятся по новым правилам. Но я не вижу в этом проблемы. Наука PR носит прикладное значение, и структурирование эмпирического опыта в научном формате происходит достаточными темпами.

 

Обращаются ли компании в университеты с целью обучения сотрудников в сфере PR? Работает ли система переподготовки кадров на базе высшего образования? Как вам кажется, достаточное ли внимание компании уделяют образованию своих сотрудников в сфере PR?

А. К.: Академическое образование в сфере PR в Украине находится только на этапе становления, единицы университетов, открыв несколько лет назад профильную бакалаврскую специальность «реклама и связи с общественностью», сегодня дошли до магистерских программ: «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации», «публичное администрирование» и др. Авторитет у предпринимательских кругов, по определению, еще не заработан. Поэтому целевое обучение сотрудников и даже их переподготовка на базе высшего образования — это скорее исключение, чем правило.

О. Т.: Согласна, отечественный бизнес не проявляет интереса к академическому обучению. Хотя, к примеру, кафедре связей с общественностью и рекламы в институте журналистики и международных отношений в этом году исполнится 17 лет. Это довольно продолжительный период для накопления научно-методической базы. Другое дело, о каких компаниях вы спрашиваете. Если речь идет о транснациональном бизнесе, то переподготовка или получение профильного образования чаще происходит за рубежом. Представительства западных компаний отдают предпочтение именно такому подходу, отправляя перспективных специалистов для обучения на Запад. В украинских компаниях, как это ни прискорбно, и секретарь может выполнять функции PR-менеджера без потребности в повышении квалификации.

 

Если говорить о студентах, которые получают высшее по специальности «реклама и связи с общественностью», то как много из них работают по специальности?

О. Т.: Сегодня в Украине можно констатировать обратную тенденцию: в силу недостаточного количества дипломированных специалистов, а тем более с опытом практической работы, имеет место приток в PR специалистов других профессий.

А. К.: Оксана права, долгое время, и сейчас это продолжается, кадровый состав украинской PR-индустрии пополняли и продолжают пополнять журналисты, филологи, маркетологи, экономисты, социологи, психологи, да и просто посчитавшие PR своим призванием специалисты с высшим образованием и обладающие необходимыми личностными и профессиональными качествами. Я прошу не путать качества со знаниями, опытом и компетентностями. Много уже работающих украинских PR-специалистов получают второе высшее образование или МBА в европейских или американских университетах.

 

Как вам кажется, что может дать участие в PR-форумах студентам, чьи специализации далеки от PR? Нужны ли студентам негуманитарных специальностей компетентности в сфере PR?

А. К.: Прежде всего, участие в PR-форумах дает им возможность познакомиться с новым для них видом деятельности, открыв для себя интересную профессию, которая, возможно, в перспективе не просто будет интересной, но и создаст возможности для построения собственной карьеры. В большинстве случаев PR-специалист, так или иначе, занимается информационной работой, а создание информации тесно связано с понятием управления, что по определению должно быть интересно менеджерам, маркетологам и экономистам. Кроме того, пиарщик работает с текстами, что важно для филологов и журналистов, занимается изучением человека, что сближает его с социологом и психологом. Эта сфера деятельности может быть интересна абсолютно всем.

О. Т.: Я думаю, что отдельные компетенции PR-специалиста важны для любого человека. Очень важно для каждого из нас правильно позиционировать себя в кругах различных целевых аудиторий, выстраивать с ними определенные отношения — все это с годами формирует репутацию человека. Такие навыки будут полезны, даже если вы далеко не публичный человек.

 

Много ли сегодня преподавателей-практиков, совмещающих работу в компаниях и университетах? Как формируется состав преподавателей-практиков? Успевает ли, по вашему мнению, академическое сообщество перенимать бизнес-изменения и корректировать вовремя учебную программу в сфере PR?

О. Т.: Практиков на преподавательских позициях не много, но они есть. Чтобы совмещать активную работу — консалтинг, коучинг или выполнение проектных работ — с преподавательской деятельностью в вузе, нужно обладать гибкостью и умением совмещать очень разные виды деятельности: разные система ценностей и цели, существенно отличаются темп, ритм, эмоциональная нагрузка. Если руководство вузов стимулирует совместительство, идет навстречу и понимает, какое конкурентное преимущество получает вуз, то такой формат сотрудничества будет весьма продуктивным и полезным для студентов.

А. К.: Но и здесь есть обратная тенденция. Чтобы упаковать эмпирические знания, специалисты-практики сами стремятся перейти в разряд преподавателей. Сегодня многие украинские топовые PR-менеджеры преподают в университетах страны, причем не только в традиционных вузовских центрах вроде Киева, Харькова, Днепропетровска или Одессы, но и на периферии.

 

Вы наверняка много бываете на зарубежных студенческих конференциях по PR. С какими университетами образовались наиболее устойчивые связи? Как вам кажется, что подталкивает иностранных студентов участвовать в форумах? Чем отличаются методы разработки тем для проектов, способы подачи студентов разных стран? Что бы вы посоветовали перенять из опыта студенческой PR-науки ваших зарубежных коллег?

А. К.: За последние два года я побывал в Грузии, Польше, Беларуси, России, Венгрии и Казахстане, где проводились либо профессиональные студенческие конкурсы, либо научные конференции в интересующей нас сфере. Хочу сказать, что уровень подготовки студентов приблизительно одинаков. Их несомненные достоинства — жажда открытия, стремление к новому, большой интерес к профессии, знание иностранных языков. Однако практически у всех будущих специалистов видно отсутствие реального опыта, желание объять необъятное, стремление разработать суперкреатив, не доработав с информационной политикой и каналами коммуникации, что для пиарщика априори является более важным. Студентам нужно пробовать себя в профессии как можно раньше, при первой же возможности.

О. Т.: Я полностью согласна с Алексеем — у студентов во время учебы есть множество возможностей для практического тестирования своих идей. Ведь бизнесу нужно не просто предложить, но и доказать состоятельность своих проектов. А подобного рода конкурсы и форумы — прекрасная возможность получить первый опыт, профессионально окрепнуть. В современном бизнесе качество выполненной работы ценится больше, чем диплом об образовании. Работодателю важно не резюме сотрудника, а то, какими компетенциями он обладает и что реально он может сделать.

А. К.: Результатом нашей большой работы стал тот факт, что за период проведения Международного студенческого конкурса рекламных и PR-проектов «Золотой компас» с 2007 года практический опыт в профессии приобрели более 4,5 тыс. студентов из пяти стран мира. Таким образом, мы укрепляем имидж страны и открываем Украину молодым и самым перспективным студентам из других стран. В этом учебном году официальными партнерами конкурса стали Открытый белорусский студенческий форум «PR-Кветка» (резиденция — Минск, Институт журналистики Белорусского государственного университета) и Всероссийский фестиваль с международным участием «PR — профессия третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, Государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»). На очереди подписание соглашений с Польшей и Казахстаном.

О. Т.: Хочу поддержать Алексея. Я очень часто слышу жалобы на наше образование из уст бизнесменов. В ответ хочу задать вопрос: а что вы делаете для изменения ситуации? Вы хотите, чтобы к вам на работу приходили яркие талантливые специалисты? Чтобы молодежь фонтанировала идеями, обладала навыками зрелого менеджера? Одно из решений — растить таких специалистов вместе. Ежегодно я выступаю в качестве члена жюри «Золотого компаса», предоставляю призовой фонд для студентов — бизнес-литературу, дипломы, пригласительные на наши конференции, модерирую и выступаю в качестве докладчика на студенческом форуме. Поддержите конкурсную площадку и вы, коллеги. Уверена, что организаторы предложат вам широкий спектр возможностей. Инициируйте свои гранты, номинации, дайте свой кейс для творческого соревнования, станьте членом жюри, спонсором, призовым партнером, давайте свои рекомендации командам-участницам. Вариантов множество, важно понимать, что развитие профессиональных практических компетенций молодежи — это не проблема, а совместная задача.

 

Беседовал Александр Алексеев

Расскажите друзьям про новость

Новое видео