Прогнозы развития рекламного рынка по отраслям
Принадлежащая InterPublic Group исследовательская компания MagnaGlobal выпустила прогнозы развития рекламного рынка по отраслям, в том числе и для интернет-рекламы. Эти исследователи считают, что символическая планка в 100 млрд долларов США в мире будет достигнута интернет-рекламой к 2015 году. В 2010 году произойдет рост на 12,4% до $61 млрд — он будет обусловлен присутствием в интернете миллионов бизнесов, миллиардами потребителей и сотнями миллиардов транзакций электронной коммерции. Причем цифра 12,4% — консервативная, посчитанная при фиксированных курсах валют. При пересчете через доллары она будет еще выше — 13%, а через евро — 21,1%.
Главным ускорителем роста останется контекстная реклама, ведомая Яндексом в России, Baidu в Китае и Google во всем остальном мире. Что, по словам MagnaGlobal, проблема для Google, поскольку Россия и Китай как раз являются самыми динамично растущими рынками онлайн-рекламы. В 2010 году «контекст» глобально вырастет на 16,5% до $29,8 млрд в фиксированных курсах валют (то есть, в мире контекстная реклама составит еще менее половины рынка интернет-рекламы, хотя в России она уже преодолела эту планку). (МедиаРеволюция: исследователи называют на самом деле этот сектор «платным поиском», хотя он, похоже, включает и доходы поисковых порталов от их партнерских сетей, где контекстные объявления показываются на сайтах, а не в результатах поиска.) Вся остальная интернет-реклама вырастет на 8,7% до $31,2 млрд в фиксированных курсах валют. Игроки в этом секторе гораздо более диверсифицированы, выделяются Yahoo! и Microsoft, но есть и множество локальных игроков. Существенным фактором роста являются рекламные сети — хотя они девальвируют онлайн-рекламу, но дают возможность порталам монетизировать непроданный инвентарь. Социальные сети хотя и получают гигантскую долю времени и внимания аудитории, и все активнее будут ее монетизировать, но они продают свои возможности куда дешевле, чем традиционные онлайн-издатели с их премиальной ценовой моделью.
Эти тенденции будут продолжаться в ближайшие пять лет со среднегодовым ростом по 11% в год до $103 млрд к 2015 году (в 2011 ожидается рост на 11,7%). Латинская Америка будет расти быстрее всех из макрорегионов, а в крупных регионах — Россия и Китай. При это рост не обусловлен напрямую расширением интернет-аудитории и временем, которое пользователи проводят онлайн. Наоборот, многие сектора даже пострадали — бизнес-модели производителей новостей разрушены доступностью новостного контента онлайн, сервисы объявлений потеснены бесплатным сервисом Craigslist, энциклопедии — «Википедией». Вместо роста аудитории, факторами роста интернет-рекламы являются:
- Растущее число бизнесов онлайн;
- Интенсивная конкуренция между рекламодателями, приводящая в росту затрат на рекламу в конкурентных нишах;
- Растущее присутствие крупных брендов, которые еще продолжают полагаться на телевидение для роста осведомленности, но переносят внимание на онлайн для вовлечения. Эти бюджеты переносятся из печати и с радио
Еще одно важное инновационное направление — мобильная реклама. Хотя она и перспективна, но будет оставаться скромным сегментом онлайн-экосистемы, пока у маркетологов есть другие инструменты, более удачно удовлетворяющие их потребности. Поэтому рост мобильной рекламы будет обусловлен мобильными же приложениями, в частности, мобильной коммерцией и мобильным банкингом.
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
«Платный поиск» | 23748,4 | 25564,6 | 29791,3 | 33765,5 | 37886,5 | 42568,5 | 47744,7 | 53569,2 | |
Годовое изменение | 27,3% | 7,6% | 16,5% | 13,3% | 12,2% | 12,4% | 12,2% | 12,2% | |
Доля | 44,8% | 47,1% | 48,8% | 49,6% | 50,2% | 50,8% | 51,4% | 52,1% | |
Прочий онлайн | 29280,2 | 28698,9 | 31202,4 | 34348,5 | 37620,7 | 41174,8 | 45056,6 | 49334,4 | |
Годовое изменение | 16,6% | -2,0% | 8,7% | 10,1% | 9,5% | 9,4% | 9,4% | 9,5% | |
Доля | 55,2% | 52,9% | 51,2% | 50,4% | 49,8% | 49,2% | 48,6% | 47,9% | |
Всего интернет | 53028,6 | 54263,5 | 60993,7 | 68113,9 | 75507,3 | 83743,3 | 92801,3 | 102903,6 | |
Годовое изменение | 21,1% | 2,3% | 12,4% | 11,7% | 10,9% | 10,8% | 10,9% | 10,9% | |
Источник: MAGNAGLOBAL, 2008 и 2009 — факт, далее — прогноз |