08 Июл 2015, 06:11

Про животных и людей: как Киевский зоопарк с Фейсбуком воевал

SMM-история с Киевским зоопарком набрала обороты. Теперь автор комментария с просьбой переименовать страницу может попасть под уголовную ответственность.

То ли жара, то ли неведомая сила, но в последнее время украинские SMM-щики с завидной регулярностью поставляют кейсы для разборов. И очень хотелось бы сказать, что разборов гран-при международных фестивалей, но на самом деле нет. Ставший легендарным МинКульт, недоглядевший Lancome Ukraine и попавшийся на языковом вопросе Киевский зоопарк подняли целую волну дискуссий в профессиональном SMM-сообществе. Редакция MMR попыталась разобраться, что же на самом деле произошло и что из этого следует.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Как уже рассказывал MMR, SMM-щик Киевского зоопарка навлек на себя и доверенный ему бренд волну негодования и праведного гнева обитателей Фейсбука. После того, как пользователь Владислав Лебединец опубликовал комментарий на странице зоопарка и попросил изменить ее название на украинское, государственное учреждение предложило комментатору самостоятельно написать Марку Цукербергу и Cо., посоветовав в конечном итоге «идти спать». Но Владислав не пошел спать и уже на следующий день диалог превратился в полилог.

За разворачивающимися баталиями редакция MMR следила недолго, поспешив быстрее задать ряд вопросов в комментариях на Фейсбук-странице. Как сообщили представители зоопарка, на их конструктивные предложения помочь, господин Лебединец и Фейсбук-группа «И так поймут» устроили «шторм».

На официальный запрос с теми же вопросами, зоопарк так же оперативно дал официальный ответ. Правда, такие обороты как «управлінням по боротьбі з кіберзлочинністю», «заклики до сепаратизму та тероризму» и ссылка на МВД Украины немного озадачили редакцию MMR. Показываем сканы и напоминаем, что все сказанное вами в сети, может и будет использовано. На данный момент ситуация урегулирована, а в социальных сетях делятся советами как помочь переименовать страницу.

Чтобы позиция пресс-службы зоопарка не звучала однобоко, мы дали право высказать свою точку зрения и второй стороне этого конфликта в лице автора комментария Владислава Лебединца. Дальше  прямая речь автора:


«Як це відбулося. Оскільки мною вподобана сторінка Київського зоопарку, я побачив їх допис у себе на стіні, перейшов та вподобав. Заодно там чемно попросив при нагоді змінити назву сторінки, бо ця невідповідність впадає в очі, оскільки зоопарк є держустановою. Звертався до них, як звичайний користувач, більше того, як неодноразовий клієнт, а у відповідь отримав порцію нахабства в їхніх коментарях. На щастя, я зробив зняток тих коментарів і поділився цим в групі „И так поймут“.

Щодо моєї „кіберзлочинності“, „сепаратизму“ та „тероризму“, то мені шкода, як порядній людині, витрачати час на коментування цієї маячні. Нехай увесь зоопарк біжить до СБУ та спробує там просунути цю тему, я їх сам там зустріну.

А, на останок, до уваги зоопарку, „И так поймут“ є зареєстрованою громадською організацією. Але яка різниця для хама-адміністратора, якого тепер намагаються прикрити, кому хамити? Він же не досліджував моє походження, а нагрубив одразу ж, не довго думаючи.» 

Для полноты картины, мы попросили Алексея Харченко, специалиста по рекламе и PR, прокомментировать ситуацию:

У меня была очень похожая ситуация. Первой ошибкой стало название страницы на русском языке — все-таки это Киевский зоопарк. Вторая- агрессивное поведение админа страницы. Лучшее, что могли сделать админы в этой ситуации, согласиться, что нужно отправить запрос на смену названия. В таких случаях не стоит провоцировать дискуссию. Как вариант, добавить украинское название на таймлайн страницы. Была ли эта спланированная атака? Сказать однозначно сложно, скорее просто подвернулся повод. Просьба к украинизировать название скорее справедливая, к ней нужно отнестись с пониманием. Тем более, других замечаний не было. 

Алексей Харченко
Консультант по стратегическим коммуникациям, KEY Communications

Наконец, чтобы расставить все точки над «і», мы попросили дать юридическую оценку выссказываниям пресс-службы Киевского зоопарка адвокату, партнеру практики IT и медиа права АО «Юскутум» Дмитрию Гадомскому. Ниже приводим текст его заключения:

«Этот спор имеет с кибер-преступлением и сепаратизмом, столько же общего, сколько с конокрадством и торговлей наркотиками. Администрация Зоопарка, по-видимому, апеллирует к статье 363–1 Уголовного кодекса. Эта статья предусматривает ответственность за рассылку спама. Однако диспозиция статьи предусматривает уголовную ответственность лишь в том случае, если отправка сообщений стала причиной остановки или нарушения работы компьютера. Как видно из публичных источников, ни того, ни другого не произошло.


У украинцев очень сильно развито чувство собственного достоинства. И это чувство порой мешает развиваться другим нужным качествам, таким как грамотность, культура общения, правовая культура. Мы ругаем милицию за то, что они толстые, глупые и берут взятки. Еще мы ругаемся на улице, в метро, в машинах на светофоре. А когда наши аргументы в споре исчерпаны, нервы на взводе и лица красны до предела, мы зовем милицию. Потому что кто, как ни милиция, должны защищать наше воспаленное чувство собственного достоинства.


Вот и получается, что дежурный РУВД вынужден молча принимать заявление о том, что кто-то припарковал под домом машину не на свое место. А в судах рассматриваются споры о том, что соседи «лузают семечки» на чужой земельный участок. Вот именно из-за того, что украинцы любят по любому поводу «по судам затаскать» и «в милицию подать», ни у милиции, ни у суда нет времени и желания заниматься настоящими кибер-преступлениями.


Появление компании, пусть даже и государственной, в социальной сети демонстрирует ее желание стать ближе к своим клиентам. Теперь будет иметь значение не только внешний вид зубров и верблюдов, но и квалификация администратора страницы в Фейсбуке. Остается пожелать удачи новому администратору и попросить SMM-специалистов помочь киевскому Зоопарку в решении вполне разумной просьбы добавить больше украинского языка в общение.»

В любом случае, помните, что SMM — это проходящее, а мишки, котики и енотики ждут вас каждый день с 9 до 18 в настоящих, а не виртуальных стенах Киевского зоопарка.

ФОТО: Київський зоопарк

Расскажите друзьям про новость

Новое видео