14 Ноя 2007, 18:02

Пресса попала под удар «Укрпочты»

С января 2008 года украинские подписчики за доставку прессы будут платить больше. Увеличение тарифов не повлечет за собой повышение качества предоставляемых ГП «Пресса» и «Укрпочтой» услуг, но может серьезно отразиться на тиражах массовых и ежедневных изданий

Пресса попала под удар «Укрпочты»

С января 2008 года украинские подписчики за доставку прессы будут платить больше. Увеличение тарифов не повлечет за собой повышение качества предоставляемых ГП «Пресса» и «Укрпочтой» услуг, но может серьезно отразиться на тиражах массовых и ежедневных изданий. ГП «Пресса» и «Укрпочта» повышают тарифы на доставку подписных периодических изданий на 60%. Соответствующий приказ подписал министр транспорта и связи Николай Рудьковский. По словам представителей ГП «Пресса», тарифы увеличены на размер инфляции за 2001-2006 годы. «За доставку прессы в 2007 году «Укрпочта» недополучила 95 млн. грн. В последний раз тарифы корректировались в 2001 году. За рубежом общенациональные газеты печатаются в региональных издательствах, это приносит существенную экономию. У нас же все печатается в Киеве — для издательств это экономия, а для службы доставки — лишние, неоправданные расходы. Даже это повышение тарифов покроет наши убытки всего лишь на 73%», — говорит Игорь Кравец, генеральный директор Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта». «Укрпочтовая» монополия По мнению экспертов рынка, в связи с повышением тарифов стоимость предоплаты периодических изданий увеличится на 10% по сравнению с нынешней подписной кампанией. Это повышение вызвано тем, что приказ Минтранссвязи Украины о пересмотре тарифов на доставку коснется и тех, кто не пользуется услугами «Укрпочты» и ГП «Пресса». По мнению экспертов, это вызвано тем, что издательские дома для компенсации убытков от увеличения тарифов на доставку увеличат цены на издания в соответствии с новой калькуляцией тарифов. «Каждый издатель должен для себя принять решение: возложить дополнительные 36-38% роста стоимости доставки на конечного потребителя (подписчика), увеличив стоимость подписки или оставить за собой право сохранения прежней стоимости подписки, уменьшив стоимость издания в реализации для ГП «Пресса», — говорит Юлия Магай, маркетинг-директор проекта «Телекритика». Кроме этого, повышение тарифов позволит ГП «Пресса» и «Укрпочте» сохранить монополию на рынке доставки прессы, так как тарифы «Укрпочты» будут ниже общих цен на доставку периодических изданий в среднем на 20%. Удар по тиражам По мнению Петра Коваленко, руководителя отдела подписки и распространения Издательства «Экономика», повышение тарифов на доставку не может не сказаться на подписке. Вряд ли издатели ее уменьшат, чтобы компенсировать повышение стоимости доставки. «Взаимоотношения между издателем и «Укрпочтой» построены следующим образом: в начале каждого подписного периода «Укрпочта» высылает издателям специальные формуляры, в которых нужно указать стоимость подписки и себестоимость. Собственная наценка «Укрпочты» формируется на основании этих данных», — поясняет Петр Коваленко. Таким образом, не издатель, а «Укрпочта» формирует конечную цену для подписчика. Кроме этого, повышение тарифов, по мнению экспертов, повлияет на тиражи массовых и ежедневных газет, но не сможет серьезно отразиться на специализированных и глянцевых изданиях. «Я думаю, в первую очередь повышение коснется изданий, у которых большой процент подписчиков — пенсионеры, т. е. будет снижение подписки. Кроме этого, повышение тарифов затронет сегмент ежедневок, особенно в сельской местности, просто читатели в городах уже давно не ждут от почты ежедневную газету, а покупают ее утром в киоске», — говорит Сергей Чернявский, директор по маркетингу и сбыту «Газеты по-киевски». Повышение тарифов было ожидаемым на рынке. «Рост инфляции, а также зарплат работников связи, стоимости электроэнергии, топлива и др. затратных статей почтовой связи в период с 2001 по 2007 должны были рано или поздно отразиться и на стоимости услуг государственной (монопольной) службы доставки периодики в Украине», — говорит Юлия Магай. Но, по мнению большинства игроков рынка, новые тарифы являются необоснованными, так как повышение стоимости на 60% не повлечет за собой повышение качества предоставляемых ГП «Пресса» и «Укрпочтой» услуг. «Для меня сейчас вопрос вообще в другом: улучшится ли качество работы почтальонов, почтовых отделений. Получат ли, наконец-то, данные о своих подписчиках издательские дома», — говорит Сергей Чернявский. По словам представителей Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), повышение тарифов будет обжаловано. По словам представителей УАИПП, Минтранссвязи Украины проигнорировало поправки, внесенные ассоциацией в проект приказа. По мнению Алексея Погорелова, генерального директора (УАИПП), такой подход вряд ли способен принести сколько-нибудь выгодные для всех сторон решения. «Если «Укрпочта» хочет обсудить вопрос тарифов, то необходимо собрать представителей крупнейших издательских домов, показать, как калькулируются затраты, что именно «Укрпочта» будет делать для повышения качества предоставляемых услуг», — говорит Алексей Погорелов. Тарифы на прием и доставку отечественных периодических печатных изданий по предоплате Источник: официальная информация Министерства транспорта и связи Украины Справка Механизм ввода новых тарифов Минтранссвязи Украины на доставку периодических изданий 1-й этап Действующие тарифы повышаются до уровня инфляции, зафиксированной с момента последнего пересмотра. Это, по мнению экспертов, приведет к тому, что с 1 января 2008 года цена подписных изданий вырастет в 1,6 раза. В Минтранссвязи Украины подчеркивают, что изменения стоимости подписки не коснутся изданий, пользующихся льготами. Подписная цена всех остальных изданий увеличится в среднем на 10%. 2-й этап С 1 января 2009 года. Представители Минтранссвязи Украины заявляют, что тарифы будут изменены в соответствии с себестоимостью услуг по доставке по фактическим затратам госпредприятий связи. По официальным данным, это предложение находится в стадии проекта, который будет выноситься на общественное обсуждение. Калькуляция тарифов: юридические правила Именно на основании тарифов на подписку и доставку периодических печатных изданий формируется стоимость услуг по подписке и доставке отечественных периодических печатных изданий. Тарифы установлены с учетом срока, на который осуществляется предоплата. Стоимость всех операций, связанных с доставкой прессы, рассчитывается в зависимости от объема издания (количества полос). Кроме этого, согласно Закону «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» тариф на оформление подписки и доставку подписчикам печатных периодических изданий не может превышать 40% себестоимости изготовления одного экземпляра издания. Мнения экспертов Борис Фельдман, совладелец издательства RusMedia Мне неоднократно пришлось слышать за последнее время о повышении тарифов на доставку. По характеру своих интересов я довольно подробно ознакомился с проблемами «Укрпочты» в области доставки периодических изданий, общаясь на самом высоком уровне тамошнего менеджмента. Я думаю, что главной проблемой являются те самые тарифы, которые позволяют жить сотням изданий, дотируемым таким образом за счет государства, в том числе и за ваш счет. При том что на свободном рынке ни одно из таких изданий не выжило бы. Не хочу приводить примеры, но откройте каталог «Укрпочты» и отыщите там все эти «вестники трения и износа» (как я их называю), имеющие еще с советских времен сотни тысяч подписчиков. Поэтому, как издатель, ориентирующийся на долговременную работу в Украине, я выступаю за свободную конкуренцию между поставщиками прессы. В Германии, к примеру, подобная либерализация рынка в середине-конце 90-х привела к резкому снижению стоимости доставки и к потрясающей лабильности рынка. Задумайтесь, почему в Украине sms или минута разговора по мобильному телефону держатся на уровне европейских цен, а газета продается в несколько раз ниже себестоимости? И то, и другое — важный общественный сигнал. Сергей Сирош, руководитель службы реализации издательства «Столичные новости» Повышение тарифов на фоне всеобщего подорожания коснется в первую очередь только конечного потребителя. Хотя, если сравнивать малые и большие издательства и издательские дома, и учитывая, что рентабельность рынка оплаченной подписки довольно низка, то повышение тарифов станет проблемой для маленьких издательств, большие всегда смогут подзаработать на других услугах (независимо от качества предоставляемых услуг). Не думаю, что повышение тарифов может серьезно повлиять на подписную кампанию. Существуют две группы подписчиков: организации и предприятия, для которых не существенно изменение цен на СМИ, главное — содержание и необходимость в данном издании (профиль предприятия и т. д.), и частные лица. Так как культура подписки утрачена еще 17 лет назад с развалом единого информационного пространства, то они есть и останутся самыми стойкими. Изменений не будет.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео