14 Апр 2017, 10:35

Прагматично о programmatic: спрос и будущее технологии в Украине

Трезвый взгляд Татьяны Василенко и Микуса Тимофеева, основателей PROGRAMMATIC.SCHOOL

Programmatic buying — автоматическая закупка рекламного места на веб-странице через торги на аукционе или напрямую. Гарантировано, алгоритмично, таргетировано и непонятно для украинского рынка —  вот основные характеристики технологии. Чтобы заполнить пробелы в знаниях и понять, как это работает, Татьяна Василенко, экс-председатель совета директоров AGAMA Communications, и бизнес-тренер Микус Тимофеев открыли первую в Украине школу программатик, которая так и называется PROGRAMMATIC.SCHOOL.
Во время презентации проекта, 12 апреля, MMR пообщался с основателями и получил эксклюзивные комментарии о ситуации на рынке программатик, адопсах и особенностях узкоспециализированных образовательных проектов.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Согласно вашему мониторингу, как обстоят дела с программатик в Украине? 

Татьяна: Многочисленные исследования рынка программатик за 2014-2017 года, в том числе и отчет Programmatic Advertising In Europe: Missing Specialists, указывают, что один из факторов, который тормозит развитее программатик — это нехватка квалифицированных специалистов.  

Мы решили проверить это утверждение и поговорили с представителями рекламных агентств, клиентами и западными кампаниями с центрами разработки в Украине. Все они подтвердили правдивость такого стэйтмента, а некоторые даже приняли участие в панельной дискуссии во время презентации нашего проекта. 

В программатик важно таргетирование. Где брать данные для таргетинга? 

Татьяна: Действительно о нехватке данных сказали все спикеры. Но как заметил Максим Макаренко, руководитель направления «Агентства и программатик» в Google Украина, несколько компаний готовятся к презентации своих Data Management Platforms. Так что, думаем, ситуация изменится. Спрос рождает предложение — появление отечественных поставщиков данных неизбежно.

Адопсы — что это за профессия, и кому она подходит?

Татьяна: Важно понимать, что адопсы (Ad Operations — специалисты по закупке рекламы с помощью программатик) — это не эксперты в технологиях, не разработчики, хотя, конечно, они должны уметь работать с цифрами, закономерностями и показателями. Адопсы — это люди, которые понимают, как коммуницировать с потребителем, и владеют для этого необходимой технологией. Программатик позволяет передать потребителю таргетированное сообщение, поэтому даже креативщикам стоит задуматься об освоении этих инструментов.  

Микус: Я бы даже рискнул и сказал, что сейчас легче не переучивать людей из рекламной сферы, а работать с нешаблонным мышлением. Мы всячески поощряем людей, которые раньше, может, и не задумывались о работе в рекламе. 

Как возникла идея создать школу программатик? 

Татьяна: К этому мы шли около года: с тех пор, как я познакомилась с Владом Жовтенко, а затем с Микусом. Мы встречались, обсуждали программатик, делились своими наблюдениями, и вот в таком процессе выкристаллизовалась идея школы. После ухода с холдинга в 2015 году я год путешествовала по миру, встречалась с коллегами, адопсами в Нью-Йорке, Лондоне и Варшаве. Цифры, которыми они со мной делились, и количество компаний в сфере программатик были просто невероятны. Я поняла, что это полная смена парадигмы — от гипотетического понимания целевой аудитории, до прямого контакта с каждым конкретным человеком. 

Микус: У меня был внутренний вопрос, почему при таком колоссальном запросе, так мало компаний занимаются обучению программатик? Сейчас у меня есть ответ: потому что это очень и очень сложно. Нужно владеть технологией, методологией обучения и знанием рынка.

Какие у вас были бенчмарки при открытии школы? 

Татьяна: Самым важным бенчмарком стал отклик на запуск школы. Мы особо не афишировали открытие. Мероприятие на Facebook создали менее чем за неделю, но на презентацию пришло больше 60 человек, хотя наше событие было в рабочее время и в бизнес формате.

Какая сума инвестиций в школу? Когда планируете окупить вложения? 

Татьяна: Мы планируем инвестировать до полумиллиона гривень. 

Как вы таргетировали свою аудиторию, то есть будущих учеников? 

Татьяна: Первая группа курса «PROGRAMMATIC MEDIA TRADING ДЛЯ СТРАТЕГОВ», 14 человек, была собрана во время презентации школы. 

Микус: Мы общаемся с HRами, студентами и будем смотреть, что сможем еще предложить. Сейчас план следующий: чтобы ни один человек не вышел из школы без понимания пограмматик. Так что это будет интенсив: три дня по четыре часа с перерывами на домашние задания и практики.

Кто ваши лекторы? 

Татьяна: Мы планируем приглашать всех участников рынка. Наша цель — создать открытую площадку. Пока я не могу называть имен, но коллеги из Америки, Англии, Польши заинтересованы в сотрудничестве и готовы приезжать на специальные мероприятия. 

Микус: Мой опыт показывает, что сейчас ценностью для школы могут быть как руководители больших компаний, давние игроки рынка, так и просто хорошие специалисты. Сейчас программу для школы разработал Влад — это человек с колоссальной экспертизой в сфере программатик, автор образовательных курсов для украинских и западных NGO. 

Какие KPI перед собой поставили и в уровне обучении, и в бизнесе? 

Микус: Основной наш KPI — это сертификация специалистов, и по тому, как это будет воспринято рынком, мы поймем, насколько успешен наш проект. Мы планируем обучить около 300 человек до конца лета, и у нас есть предварительные заказы от западных компаний, названия которых мы пока не можем разглашать. Также у нас будут стипендии для талантливых соискателей.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео