«Питательный» маркетолог
Сегодняшний герой Profile — из региона долгоиграющего мыла, тропических лесов, кофейных плантаций, кокосовых пальм и другой экзотики. Мачо в неизменных джинсах, для которого экзотикой были как раз славянские страны — Давид Каен, президент по маркетингу Unilever Россия-Украина-Беларусь (продукты питания).На родине Давида Каена майонез практически всегда используют для сендвичей, исключительно редко кладут в салаты и вообще никогда не используют для приготовления основных блюд. В то время как для славянских стран класть майонез в салаты, борщ, картофель, мясо — повсеместная практика. Поэтому для работы на постсоветском пространстве латиноамериканскому профи пришлось детально изучить местный колорит, культуру, кухню, общенациональные привычки, которые сложились исторически. Он вник и в 2008 году вывел на рынки Украины, России, Беларуси премиум-серию чая Lipton в пирамидках, запустил дополнительные продукты линейки Calve. В России, в угоду тренду «здоровый образ жизни», увидел свет майонез и маргарин Besel, содержащий полезные для сердечно-сосудистой системы компоненты. Профессиональные перипетииМаркетинговый новатор Давид Каен окончил французскую школу в Сальвадоре. И верность французской системе образования привела его на экономический факультет Сорбонны, после окончания которого он отправился в Лондон применять свежеприобретенные навыки в одной британской страховой компании. Однако, проработав в ней девять месяцев, решил, что функционал данной должности и сама компания ему тесна. В то время его главной мечтой и целью была позиция топ-менеджера. Для дальнейшего профессионального роста и реализации своих профессиональных устремлений он счел необходимым получить степень МВА. Предпочтение было отдано штатовским МБА-программам, т. к. именно в США находятся бизнес-школы, входящие в А-лист учебных заведений данного профиля. Давид Каен остановил свой выбор на самой известной из них — Wharton, штат Пенсильвания. Однако для того, чтобы стать студентом престижной бизнес-школы, требуется от трех до пяти лет профессионального опыта. Поэтому Давид Каен вернулся на историческую родину в Сальвадор и принялся за поиски работы. Горячему желанию реализовать себя в банковской сфере препятствовала местная специфика — банки в Сальвадоре национализированы. И необходимый уровень бизнес-развития там ему бы вряд ли удалось получить. Методичные походы по собеседованиям дали свой результат. Ему предложили занять позицию специалиста отдела маркетинга в компании Levi Strauss & Co. «Недаром я всегда любил джинсы», — смеется он. За короткий период времени он дорос до позиции директора по маркетингу, а далее стал коммерческим директором сальвадорского офиса компании. Однако следует отметить, что в странах Латинской Америки и в Сальвадоре в частности, Levi Strauss & Co — не компания-гигант, а сравнительно небольшой бизнес. А ему хотелось международного размаха. И Давид переходит в компанию British American Tobacco на позицию менеджера по маркетингу. Накапливая профессиональный опыт, г-н Каен ни на минуту не упускает из виду свою главную на тот момент цель — МВА. И как только необходимый профессиональный опыт был накоплен, он отправился реализовывать мечту. И если ранее предполагалось, что такое дорогое удовольствие, как МВА, поможет оплатить семья, то теперь ему удалось выиграть грант университета Аризоны. Когда обучение уже близилось к концу, хедхантер одного из рекрутинговых агентств предложил г-ну Каену занять позицию бренд-менеджера торговых марок категории Direct Applications в компании Unilever Сальвадор. Кроме непосредственно Сальвадора, в зону его ответственности входили еще ряд стран Центральной Америки. Это было 10 лет назад. Далее карьерная лестница круто устремилась вверх. Следующая ступень — позиция маркетинг-менеджера подразделения Home Care (бытовая химия), регион — Центральная Америка. Потом снова крутой поворот. И вот он уже директор по маркетингу категории Foods (продукты питания) в пяти странах: Венесуэле, Колумбии, Перу, Боливии, Эквадоре (место дислокации — Колумбия). Свое решение о кардинальной смене сферы приложения своих способностей — переход с бытовой химии на продукты, Давид объясняет любовью к переменам и новизне. Когда он счел, что он профессионал в «сфере химии» и знает о ней все, то захотел попробовать себя в чем-то другом. К тому же сыграл свою роль и субъективный фактор. По его словам, еда как продукт ему ближе и интереснее, чем, например, тот же стиральный порошок. Да и менталитет населения стран Латинской Америки включает в себя убеждение, что мужчине важно иметь дом, где его вкусно накормят. А для женщины, соответственно, важно быть хорошей хозяйкой: «вести дом» и вкусно готовить. На этой позиции Давид Каен проработал три года. И… подал свое резюме на позицию президента по маркетингу по категории Foods (продукты питания) в России/Украине/ Беларуси. «Если бы в то время вы спросили моих друзей, что они думают о моем решении ехать в Россию, они бы сказали, что я сошел с ума. Т. к. разница между привычной для меня средой обитания и славянскими странами очень велика. Как в плане традиций, менталитета, так и повседневного образа жизни», — вспоминает Давид Каен. Однако с точки зрения профессиональных амбиций эта должность — ступень вверх, эти страны входят в список топ-направлений бизнеса Unilever. Кроме того, г-н Каен к тому времени уже имел опыт работы и жизни в Европе и Америке. Неохваченными оставались славянские страны, которые в его восприятии были лишь книжными страницами, картинками на географической карте, не более. «Я — космополит. И как человек, имеющий опыт работы в разных странах и соприкасавшийся с разными культурами, могу более полно использовать свои знания и различные методы коммуникации, переносить опыт, объединять, наводить мосты, находить параллели и точки соприкосновения, которые можно использовать для улучшения бизнеса», — резюмирует г-н Каен. Одна из основных задач Давида в нынешней должности (кроме непосредственно маркетинга) — выявлять и развивать местные таланты, их навыки и компетенции, а также вырастить достойного преемника из местных специалистов. «И это один из главных критериев, по которому будет оцениваться моя российско-украинско-белорусская деятельность», — замечает маркетолог.Трудовые будниРабочий день нынешнего героя про файл, как он сам выражается, — это встречи, встречи, встречи с маркетинг-менеджерами. На них обсуждается текущая ситуация, проекты, планы. Но г-н Каен, как и многие иностранные топ-менеджеры, старается не замыкаться внутри компании, а взаимодействовать с внешними аудиториями. Поэтому в обязательном порядке посещает торговые точки и снова встречается, встречается, встречается…, но уже с потребителями. В вопросе управления людьми маркетинговый топ-менеджер Unilever очень гибок и часто действует ситуативно, т. е. так, как считает нужным именно в данной ситуации. «Я приверженец постулата — сотрудникам нужно давать свободу действий. Даже, когда идет речь о глобальных вещах и точка зрения команды противоречит моей личной, я всегда даю возможность сотрудникам попробовать, набить себе шишки», — говорит он. Философия успехаДавид Каен считает, что в жизни ему всегда везло. Однако в то же время убежден, что нужно не только «на Бога надеяться, но и самому не плошать». Ключевым моментом в своем успехе он считает использование по максимуму тех возможностей, которые давала и дает ему жизнь. «Когда перед вами открывается какая-то дверь, не проходите мимо, не узнав, что же за ней. Обязательно зайдите, и только убедившись, что это не то, что вам нужно, выходите обратно. Дайте знать жизни, что вы цените ее внимание. И тогда перед вами будут открываться двери все чаще и чаще, — рассуждает он. Из такой жизненной философии логично вытекает и секрет профессионального успеха Давида Каена. Он открыл его, иллюстрируя образ идеального маркетолога — человека, который никогда не останавливается на достигнутом, всегда готов двигаться только вперед и не устает задавать самому себе вопросы: а что можно сделать еще и как максимально улучшить ситуацию. «Очень важно наличие страсти к работе, внутреннего горения, прямо-таки мистической связи с продуктом», — убежден он. О себеЯ очень эмоционален. Это национальная особенность. Уроженцы Центральной Америки вообще не привыкли сдерживать свои порывы. У меня это выражается в активной жестикуляции руками при разговоре. Жестами я выражаю самые разные чувства и эмоции. Иногда бывает очень забавно наблюдать, как при общении мои собеседники перестают смотреть мне в лицо, в глаза, а завороженно следят за движениями рук. Но я это делаю не специально. Так получается само собой.О маркетингеМаркетинг продукта большое всего похож на любовную историю. Как развивается роман с женщиной? Сначала ты должен привлечь ее внимание, затем завоевать, и, наконец, удержать. И для каждого этапа этих взаимоотношений существует своя тактика и свои «инструменты». В маркетинге то же самое. Стремясь привлечь внимание дамы, нужно хорошенько приодеться (в маркетинге это — коммуникации и упаковка); затем тебе нужно доказать своей даме сердца, что ты куда лучше остальных ребят, которые так и вьются вокруг нее (в маркетинге мы говорим о качестве и потребительских свойствах продукта); и, наконец, когда она уже стала твоей, ты должен постоянно думать о том, как удержать ее (поэтому маркетологи все время говорят о промо-акциях и новых вариантах). В отношениях с потребителем, как и в любви, ты должен постоянно показывать себя с лучшей стороны. Нет ничего, что можно было бы назвать «несущественным». Упаковка, качество продукта, имидж брэнда, канал доставки продукта до потребителя — все должно быть просто идеально. Иначе о завоевании рынка можно забыть. О славянахСлавяне наделены пятью качествами, которые приводят меня в восхищение. Во-первых, важное место в вашей жизни занимает семья. А семья — это то, что определяет нас как личность, формирует наши личные ценности. Во-вторых, славяне очень эмоциональны, они многое принимают близко к сердцу и умеют отдаваться делу на все 100%. В-третьих, и русские и украинцы очень ценят личные взаимоотношения. В-четвертых, у славянских женщин очень сильны семейные ценности, и они готовы жертвовать всем ради благополучия своих детей. И, в-пятых, славяне очень трудолюбивы, чем я искренне восхищаюсь. О книгахОдна из лучших книг по маркетингу — «Конец маркетинга, каким мы его знаем», написанная бывшим вице-президентом по маркетингу Coca-Cola Серхио Займаном.А книга Джека Траута и Элла Райса «22 непреложных закона маркетинга» должна стать настольной для любого маркетолога.