09 Июн 2008, 10:26

Печатные медиа проигрывают Сети

Всемирная газетная ассоциация (WAN) констатирует, что рост популярности интернет-медиа постепенно приводит к оттоку читателей и рекламных доходов у бумажных газет

Печатные медиа проигрывают Сети

Всемирная газетная ассоциация (WAN) констатирует, что рост популярности интернет-медиа постепенно приводит к оттоку читателей и рекламных доходов у бумажных газет. В то же время совокупные тиражи газет в мире растут — прежде всего за счет стран Азии.

 

Расходы на рекламу в интернете растут в геометрической прогрессии — суммарный рекламный бюджет электронных газет в ближайшие два года достигнет $130 млрд., что составит почти 1/3 предполагаемых расходов всех видов СМИ. Параллельно растет доля цифровых медиа: к 2012 г. их удельный вес составит не менее 80% постоянных потребителей, так как число подписчиков на интерактивные и мобильные версии газет постоянно растет.

С другой стороны, бумажные медиа за последние годы постепенно теряют рекламный рынок, правда, не столь стремительными темпами, которыми растет электронный рынок СМИ. Судя по тенденции сокращения доли на рекламном рынке последних лет (при его абсолютном росте), WAN прогнозирует, что доля традиционных газет в рекламных бюджетах упадет с 26,5% в 2008 г. до 25% в 2011 г. Доля интернет-изданий вырастет с 10,8% до 13,8%.

Гендиректор Microsoft Стив Балмер прогнозирует, что через 8-14 лет рынок прессы полностью сдаст свои позиции перед электронными СМИ. Уже сейчас, по его словам, многие СМИ предпочитают инвестировать в развитие своих электронных версий — в этом особо привлекательна низкая себестоимость по сравнению с бумажными форматами. Господин Балмер также сделал предположение, что через 10 лет, по крайней мере, почти все американцы будут читать все газеты и журналы посредством электронных устройств, которые пока не созданы, но разрабатываются и вскоре должны появиться на рынке.

Но пока совокупные тиражи газет продолжают расти. По данным WAN, за последние пять лет средний объем подписных тиражей газет в мире вырос почти на 10%, в 2007 г. рост составил 2,57%. Впрочем, рост был неравномерным. Если в Индии и Китае он составил 35,51% и 20,69% соответственно, то в Великобритании тиражи, наоборот, упали на 10,14%. В 2007 г. в первых двух странах объем тиражей увеличился на 11,22% и 3,83% (общий ежедневный тираж — 107 млн. экземпляров), однако в Англии он сократился на 3,46%. В Европе и США за прошлый год тиражи упали на 1,9% и 3% соответственно, а за все пять лет — на 8%.

По мнению представителя Всемирной газетной ассоциации Ларри Килмана, рост тиражей в странах Азии и Южной Америки обусловлен ростом доходов и уровня грамотности населения, а также увеличением количества свободного времени. Но рост газетных тиражей во всем мире даже в период интернет-бума, по его словам, опровергает все предположения о скором исчезновении печатных СМИ. Более того, рынок переформатируется в пользу ежедневных оперативных газет. Так, за последние пять лет количество ежедневных газет во всем мире впервые в истории превысило показатель в 10 тыс. (на 13% больше, чем в 2001 г.). Ежедневно продается более 450 млн. экземпляров изданий, а количество их читателей выросло за это время до 1,4 млрд. человек. Также практически вдвое вырос тираж бесплатных ежедневных газет — с 12 млн. до 28 млн., а количество новых изданий за тот же период увеличилось на 15,8%.

Годовой оборот мировой газетной отрасли составляет $190 млрд., ежедневно рынок охватывает 1,7 млрд. читателей, подсчитали в Independent News & Media. Ожидается, что, несмотря на отмеченное притеснение традиционных СМИ в сфере рекламы, в ближайшие пять лет объемы рекламы в печатных СМИ все же вырастут на 17%, то есть будут расти быстрее, чем в предыдущие пять лет интернет-бума.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео