Паутина без проводов
Первой в Украине появилась технология Wi-Fi (Wireless Fidelity — «беспроводная надежность») в Харькове и Киеве в 1998 году. Первые точки Wi-Fi создавались как решение «последней мили» (канала, соединяющего абонента с интернет-провайдером). То есть в определенных точках города, где интернет-провайдеры не могли провести к своим клиентам выделенную линию, создавались базовые станции. К ним клиенты подключались с помощью специального радиоустройства и получали платный доступ в Интернет.
Однако сегодня с развитием радиотехнологий и заполнением радиочастот Wi-Fi начала постепенно уходить с рынка «последней мили». «Этому способствует плохая помеховая обстановка и ограничения технологии, которые не позволяют создавать большие решения с гарантированным сервисом», — говорит Александр Мадрыкин, председатель правления Ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных (Wireless Ukraine).
В то же время все большая доступность и популяризация Интернета, а также стремительный рост украинского рынка ноутбуков, КПК и смартфонов еще 2-3 года назад повлекли за собой появление т. н. хот-спотов. Хот-спот — это общественное место, оборудованное Wi-Fi-устройством. При помощи ноутбука любой желающий там может получить платный, а чаще бесплатный доступ в Интернет. Сейчас в Украине таких хот-спотов насчитывается около тысячи.
Хот-споты
Нишу рынка под названием «хот-спот» технология Wi-Fi заняла благодаря своим техническим характеристикам. Главная из них — небольшой радиус действия радиопередатчика: до 45 метров в помещении и до 90 метров на улице. Кроме того, Wi-Fi дает скорость соединения до 54 Мбит/с, которая позволяет одновременно предоставлять доступ в Интернет 20-30 пользователям. Но большое скопление в одном месте хот-спотов, работающих на соседних каналах, может помешать подключению к каналу.
Такие особенности технологии «загнали» Wi-Fi в помещения торгово-развлекательных центров, аэропортов, вокзалов, отелей, бизнес-центров, кинотеатров, ресторанов и кафе. В наше время табличка «Wi-Fi» на двери ресторана может привлечь не один десяток новых клиентов.
Как правило, владельцы заведений сами платят провайдерам за интернет-трафик, а своим посетителям доступ в Интернет предлагают бесплатно.
Правда, есть и другая модель взаимодействия провайдеров и владельцев хот-спотов. Показательнее всего в Украине она была внедрена в рамках проекта Wifi.in.ua тремя операторами мобильной связи — МТС, «Киевстар» и «Билайн». Проект был инициирован Wireless Ukraine и сейчас действует по всей стране в 60 хот-спотах. Находясь в одной из них, клиент — абонент одного из упомянутых операторов мобильной связи — отправляет SМS определенной стоимости (зависит от желаемого объема трафика), а уж потом получает код доступа в Интернет.
Основными игроками рынка хот-спотов на сегодняшний день являются крупнейшие в Украине интернет-провайдеры: «Укртелеком», «Воля», Мirolink, Lucky.net, InterMobil, а также МТС, «Киевстар» и «Билайн».
Wi-Fi для сельской местности
И хотя Александр Мадрыкин говорит, что услуги «последней мили» постепенно сходят на нет, их предоставлением по всей Украине все еще занимаются несколько сотен компаний. «Wi-Fi домашним пользователям мы предоставляем для удобства доступа к Интернет. А корпоративным клиентам для обеспечения одновременного доступа к Интернету посетителей заведений общепитов или же сотрудников небольших офисов», — объясняет Наталья Баш, начальник PR-отдела компании «Воля».
Исследуя оптимальные модели бизнеса на базе технологии Wi-Fi, провайдеры придумывают все новые проекты. Так, Wireless Ukraine сейчас работает над запуском программы «Метры Wi-Fi». Она предусматривает инсталляцию точек доступа в жилых районах городов-миллионников и в сельской местности. Цель программы состоит в том, чтобы абонент мог получить сервис прямо из окон своего дома и оплатить его через мобильного оператора.
Потенциальным клиентом данной программы может быть как городской, так и сельский житель. В городских районах для человека, часто посещающего Сеть, Wi-Fi является альтернативой домашнему или офисному Интернету. Такой вид доступа не требует абонплаты и легок в подключении.
WiMAX как альтернатива
Если Wi-Fi в Украине прочно закрепилась на рынке, то технология WiMAX только в процессе становления. В стране сегодня полноценно работает лишь один оператор WiMAX — компания «Украинские новейшие технологии» (ТМ Alternet). Свою сеть она открыла в ноябре 2005 года и сегодня считается национальным оператором.
В то же время, региональные лицензии на WiMAX получили порядка 40 компаний. Но все они сейчас находятся на этапе освоения полученных на WiMAX частот.
Преимущество технологии WiMAX перед Wi-Fi в том, что ее радиус зоны покрытия составляет 30 километров. Это на несколько порядков выше, чем у Wi-Fi. Скорость передачи данных — до 75 Мбит/с. Сигнал стабильно принимается даже при отсутствии прямой видимости базовой станции, имеет высокую помехоустойчивость. При этом возможность взлома передаваемой информации практически исключается.
WiMAX особенно актуальна в исторической части города, где прокладка собственных кабельных линий невозможна либо экономически нецелесообразна. Услуга также перспективна для местности со слаборазвитой инфраструктурой — пригородов, коттеджных городков, сел.
Войны технологий не будет
Участники рынка говорят, что клиентам от Wi-Fi-провайдеров стоит ожидать снижения цен и увеличения количества точек доступа. «Все будет зависеть от объемов инвестиций и заинтересованности операторов. Эта динамика должна быть очень быстрой», — утверждает Александр Мадрыкин.
Будущее WiMAХ эксперты видят в ее мобильности. «Перспектива 1,5-2 лет — встроенные в ноутбуки, КПК, смартфоны WiMAX-чипы. Также переключения между базовыми станциями будут осуществляться незаметно для пользователей», — говорит коммерческий директор компании «Украинские новейшие технологии» Артем Билодид.
Но войну технологий — радио- и проводного доступа в Интернет — участники рынка в ближайшие годы не прогнозируют, так как уровень проникновения Интернета в Украине еще очень низок.