Итак, Форум состоялся. 84 спикера. 460 представителей украинских общественных организаций. Как ощущения?
Ощущения, что мы впервые собрали вместе тех, кто занимается коммуникациями для социальных изменений, что этот сектор сформировался в Украине. Раньше мы говорили в основном о коммуникациях в коммерческом секторе, теперь мы начали говорить о том, что у нас есть сильное гражданское общество со своими коммуникациями.
Ощущения, что мы начали продвигать совсем новую тему, что коммуникации — это инструмент, не только поддерживающий какую-то политику или стратегию развития государства, или инструмент, с помощью которого мы говорим о том, что было сделано. Мы приходим к пониманию, что коммуникации влияют на поведение и становятся частью решения социальных вопросов.
Ощущения, что мы сделали шаг в сторону того, чтобы об этой теме начали говорить в Украине, потому что она нам, возможно, даже нужнее, чем развитым странам. Почему британцы думают о том, как сэкономить, чтобы не делать дорогие масштабные инфокампании, а использовать выверенные, научно доказанные инструменты? Почему они экономят, а мы — нет? Почему они интегрируют вопросы эффективных коммуникаций в сферах работы их правительства и общественных организаций? Потому что они хотят снизить уровень социального напряжения. А мы пока не так активно используем эти инструменты, хотя у нас уровень социального напряжения намного выше.
Хорошо было увидеть кейсы, которые в Украине уже есть, и дать инструменты на следующий год всем, кто был на Форуме, чтобы они могли эффективно управлять своими коммуникациями.
Ваши первые мысли на следующий день после Форума.
Мысли о планировании следующего Форума.
Мысли о том, что можно было сделать лучше, что можно будет сделать по-другому в следующий раз.
Благодарность тем, кто принимал участие в организации, и тем, кто выступал с докладами. Благодарность коллегам, которые пришли, которые хотят расти и живут социальными проектами.
Ожидания/реальность: что совпало, а что — нет? Почему?
Я немного боялась, что участники могут не полностью понять экспертизу иностранных спикеров в поведенческой науке. Но на самом деле я слышала позитивные отзывы про мастер-класс и их выступления, несмотря на то, что тематики их докладов были не совсем традиционные, не в стиле «как продвигать проект с помощью диджитал-инструментов». Я боялась, что могут не понять, как это применять. Но тут реальность превысила ожидания.
Также немного боялась, будет ли достаточно кейсов. Но в итоге подалось более 50 кейсов, и все они были о социальных изменениях.
Был большой интерес со стороны участников, очень много людей регистрировалось. Здесь было ожидание, что мы отберем определенное количество людей, которое придет и будет сидеть от начала и до конца все два дня. На самом деле нет — люди приходили и уходили, кто-то не пришел вообще, кто-то пришел вместо кого-то. Поэтому здесь я бы была гибче в выборе помещения, чтобы оно не сковывало нас в количестве участников, и была возможность делать более разнообразные форматы выступлений спикеров.
Я знаю, что в мире проходит 2-3 ключевых мероприятия по поведенческим и социальным коммуникациям, я их отмечаю в календаре, я не забываю о них и я точно на них приезжаю. Я бы хотела, чтобы и наше мероприятие стало постоянным и обязательным для посещения тем, кто занимается этой темой. И чтобы они использовали наши материалы — презентации, видео, которые мы порезали в формате коротких видеолекций, чтобы было удобно их смотреть. Это учебный материал, которым можно пользоваться постоянно.
Какие основные ошибки, по вашему, были допущены? И почему?
В следующий раз мы будем искать помещение больше и дадим большему количеству людей возможность прийти. В этот раз нам пришлось многим отказывать, потому что мы понимали, что все желающие не поместятся.
Также ошибка была в том, что мы сделали фиксированное расписание. Я поняла, что нужно объявлять потоки и давать людям возможность ходить на интересующие их темы. Нужно быть гибче в формировании расписания и давать больше времени на нетворкинг. Наша программа была очень насыщенной, это был нескончаемый поток выступлений, а люди хотели свободное время для того, чтобы раззнакомиться, пообщаться. Поэтому в следующем году мы больше внимание уделим модерированному нетворкингу в самых интересных форматах, например, спиддейтинг или возможность обсуждения тем в группах между самими участниками.
Также панельные дискуссии не дали возможности спикерам полностью выразить свои мысли и отобразить тему. Возможно, в следующий раз мы сделаем отраслевые дискуссии, не панель с 5-6 участниками, а круглый стол, за которым соберутся ключевые игроки в маркетинге или креативе, например, чтобы это вовлекло больше людей в зале.
Топ-5 инсайтов после Форума SHKALA.
1. Мы уходим от коммуникаций для продвижения и идем в коммуникации, которые помогают решать социальные проблемы. Другими словами, от коммуникаций для продвижения — к коммуникациям для изменения.
2. Мы используем доказательные научные методы.
3. Мы понимаем, что коммуникации для социальных изменений очень важны для Украины. Это то, о чем уже не надо спорить, хотя до этого считалось, что добру (социальным проектам) пиар не нужен.
4. У нас есть очень много качественных примеров и кейсов, с которыми мы можем идти в мир и передавать опыт. Да, классно учиться у других, но нам точно есть, чем поделиться. Вызовы, которые стоят перед Украиной, достаточно уникальны, они не везде есть. К тому же наши кейсы в социальной тематике получают международные премии.
5. Гражданский сектор должен начать использовать все инструменты маркетинга, и это должно происходить на моменте формирования самого «продукта» (проекта/стратегии решения социальной проблемы), а не добавляться как функция по промо.
Итак, увидев, сколько людей пришло впитывать информацию о коммуникациях для социальных и поведенческих изменений, какой вывод можете сделать о готовности в Украине изучать эту тему?
Мое наблюдение, что гражданский сектор динамично развивается и уже приходит к тому, чтобы делать качественные коммуникации. Для этого, конечно же, требуется экспертиза, знания, опыт. В то же время я наблюдаю, что индустрия становится более открытой и заинтересованной в социальных темах. Таким образом, у нас сходятся потребности с возможностями, и тут наш Форум служит платформой и ресурсом для знаний, примеров и обмена опытом в поведенческих коммуникациях.
А чего еще не хватает нашей стране, чтобы об этом говорили больше, громче, креативнее?
Делать больше качественных и эффективных коммуникаций. Таких, которые имеют доказательную базу и реальный результат. Я придерживаюсь мнения, что результат говорит сам за себя, поэтому показывать и громко рассказывать будет что, когда будут реальные результаты. Мне не нравится тенденция в Украине — кто первый заявит о чем-то громко, того и правда. Если что-то назвали «результатом», то так оно и есть. Нет, результат есть только тогда, когда это наблюдается в изменении поведения, практике, отношении, увеличенном спросе и предоставлении качественной услуги, и когда все эти параметры измерены доказательно.
Продолжению SHKALA v2.0 быть? На чем сфокусируетесь более пристально?
Очень хочется продолжения. Мы с командой размышляем над новыми партнерами, темами. Форум совмещает приятное с полезным — показывает достижения сектора и учит новому. Поэтому хочется сделать формат, который эффективно сработает и будет полезным для разных аудиторий: гражданского и государственного секторов, коммерческих компаний, коммуникационной индустрии.
Какими еще форматами, помимо Форума, планируете продвигать тему коммуникаций для социальных и поведенческих изменений?
Мы разрабатываем новые темы и придумываем новые подходы. Мы привлекаем лучших международных экспертов для того, чтобы в Украине создавать и реализовывать коммуникационные программы мирового уровня. И в то же время мы работаем с национальными компаниями и ГО, которые наиболее сильные на рынке и развивают свою экспертизу в социальных коммуникациях.