Ольга Кучмеева, заместитель директора бренд-консалтинговой компании «Следопыт», о роли импровизаций в развитии бизнеса услуг
Продавать услуги или развивать бизнес услуг — это особенное направление, в котором все же больше искусства, чем науки. Это очень творческий процесс, где надо быть одновременно и актером, и режиссером, и драматургом… А значит — уметь импровизировать.
Желание написать эту статью у меня возникло по факту
Думаю, для многих не секрет, что в сфере услуг важно любить людей и искренне «гореть» своим делом. Безусловно, успех в бизнесе услуг прямо пропорционален гениальности и харизме переговорщика. У меня есть свой набор простых
-
Позитив и настрой на «помочь», а не «продать», на «услышать», а не «сказать».
-
Уже при первом контакте надо дать больше, чем ожидали, но всегда держать свою цель в голове.
-
Всегда готовиться к переговорам, узнавать о человеке, компании, месте
и т. д. (конечно, гуглить:)). Все планировать — от разговора до прически и аксессуаров. -
Но главное — уметь импровизировать. То есть уметь решать и действовать по ситуации.
Только хороший импровизатор способен
Импровизация: что это и можно ли этому научиться
В свое время, когда я заканчивала школу актерского мастерства и побывала на
Хороший актер (как и хороший переговорщик) должен уметь импровизировать. Но импровизация — это один из самых сложных жанров, ведь импровизировать — значит создавать произведение в момент его исполнения. Здесь надо быть три в одном: внимательным актером с воображением, идейным драматургом и режиссером с характером.
Кто может похвастаться таким гениальным сочетанием? Уверена, немногие. А если учесть, что у актера для хорошей импровизации обязательно должны быть инструменты в виде голоса, тела и внутренней речи и уверенность в виде искренней веры в то, что он делает, то можно сказать, что истинного мастера импровизации встретить крайне сложно. При этом он как режиссер должен продумать последовательность событий и создать сюжет в определенном стиле (жанре) со вполне конкретной и зажигательной темой. А как драматург должен владеть чувством пространства, времени и темпоритмом. Осмыслив все это, становится понятным, почему хорошие переговорщики и менеджеры по развитию/продажам услуг на вес золота.
И все же это вопрос не таланта, и импровизировать можно научиться.
Импровизация и случайность. Есть ли смысл
Вся наша жизнь состоит из сплошных случайностей, поэтому планирование — это вещь относительная. Гораздо важнее в жизни, повторюсь, научиться импровизировать, то есть корректировать свои цели и достигать их в меняющихся, незапланированных условиях случайностей.
В основе любой импровизации лежит его величество случай. Поэтому искусство импровизации — это искусство управлять случайностью. Но вот в чем секрет: импровизировать можно научиться только тогда, когда ты умеешь хорошо планировать, то есть анализировать ситуацию и брать ее под контроль — расставлять приоритеты, включать рассудок, а не эмоции, всегда помнить о конечной цели. Вообще то, когда у нас нет цели, мы вообще не импровизируем. Импровизация — это всегда целенаправленный и осознанный процесс. Если пойти от обратного, то можно предположить, что всякий раз, когда появляется в сознании цель, человек так или иначе сталкивается с необходимостью импровизировать.
Поэтому планировать надо обязательно и максимально тщательно, детально, насколько это требует и позволяет конкретная ситуация. На встречу надо идти подготовленным, с готовым концептом, идеей своего «спектакля» в голове и готовым импровизировать в любой момент, не теряя конечной цели в сознании.
Импровизация и эмоции. Импровизатор — это не робот, как быть с чувствами?
Еще одним важным открытием для меня еще в университете на курсе психологии стала новость о том, что эмоции — это вовсе не проявление чувств. Эмоциональность — это вопрос темперамента, а не чувствительности. Чувства — вторичны по отношению к проявленной эмоции, они начинаются тогда, когда заканчиваются эмоции. Иными словами, разница между чувствами и эмоциями — только во времени.
Если вы чувствуете, что жить не можете без
Могу сказать даже больше: для современного маркетолога, да и просто для современного человека это очень простая и мудрая «напоминалка» о том, как принимать решения в нашем непростом мире, где все вокруг, кажется, создано и создается исключительно для того, чтобы привлечь наше внимание и вызвать некие эмоции. О настоящих чувствах, похоже, давно уже немодно говорить.
А хороший переговорщик, зная эту простую истину, не будет реагировать на всплески эмоций собеседника, сам бесконтрольно эмоционировать и принимать непрочувствованные решения.
Еще один важный фактор, который помогает контролировать эмоции — незаменимый помощник — внимание. Из психологии мы знаем, что существуют три круга внимания:
1) Малый круг внимания (я — я): кто я, внимателен ли я к себе, адекватна ли моя самооценка.
2) Средний круг (я — другой): внимание к близким, семье, друзьям.
3) Большой круг (я — другие): имиджевый круг, внимание к большему сообществу, группе людей.
Я не психолог, поэтому не буду углубляться, но отмечу главное:
1) Именно внимание отвечает за чувство меры. Надо всегда быть внимательным, находиться в состоянии «здесь и сейчас», что позволяет контролировать свои эмоции, чувства, ситуацию и не забывать о цели.
2) Все круги внимания должны быть сбалансированы и гармонично сочетаться, каждому из них — свое место и назначение.
3) Мы можем играть разные роли, когда строим свой имидж, даже когда общаемся с родными и близкими — психологи говорят, что это нормально. Но мы не можем играть с самими собой, с самими собой мы всегда должны оставаться предельно честными, иначе возможен психоз.
Импровизация и манипулирование. Не разные ли это названия одного и того же?
Для меня ответ очевиден: нет! Со мной вполне могут не согласиться эксперты, но для себя я поняла разницу, в которой убедилась за многие годы работы.
Я противник манипулирования, так как манипуляция — это наука о том, как насиловать, контролировать, управлять сознанием, поведением другого, который в данной ситуации — пациент, жертва. Импровизация — это искусство общения, игра, это акт творчества, в котором создается произведение совместно с собеседником. Манипулятор всегда противопоставляет себя «пациентам», импровизатор контактирует, соприкасается, соединяется с себе подобным.
Конечно, надо помнить в переговорах, что существует всего пять видов реакции: согласие, несогласие, неопределенность, молчание и отбирание инициативы (например, ответ вопросом на вопрос). Но учиться с ними работать лучше в рамках импровизации, а не манипулирования.
Импровизация и воображение. Хороший импровизатор и переговорщик постоянно развивается и имеет сильное воображение
В последнее время мы не устаем говорить о перманентном кризисе. Если уж он так неизбежен, лучше найти в нем объективно позитивное. Тем более что это не сложно.
Человек — такое интересное существо, которое неспособно развиваться, если ему ничего не угрожает. Кризис — источник угрозы, а значит, развития человека. Что такое кризис — это нестандартная, сложная ситуация, которую не приходилось решать раньше и для которой нет моделей поведения.
В этой связи можно сказать, что любой личный опыт как способ познания — самый эффективный для развития человека, так как является самым кризисным, угрожающим, сложным для мозга, личности человека. Эксперты считают, что для развития человека личный опыт эффективен на 80%, опыт наблюдающего — на 15%, а опыт из другого источника информации (косвенный) — всего лишь на 5%.
Безусловно, чаще мы пользуемся последним. Но, наверное, вы замечали, что многие из нас при этом все же очень успешны, в том числе в своем активном развитии. Почему? Они верят и воображают. Именно за счет воображения возможен переход от косвенного опыта к эффекту личного. Потому что воображение создает в голове несуществующие, но реальные объекты (не путать с фантастикой и фантазерством, которые создают нереальные и несуществующие объекты).
Так что если хотите быстрее развиваться и уметь талантливо импровизировать, быть успешными в переговорах — научитесь настоящему сильному воображению и верьте в то, что делаете.
Импровизация и характер
Мы не талантливы, но уже планируем, умеем работать со случайностью, контролируем свои эмоции, всегда внимательны, постоянно развиваемся и имеем сильное воображение. Теперь мы научились импровизировать и нам нет равных в переговорах? Нет. Ведь это не главное, главное — это характер.
У характера есть свое определение: это сумма дуальных качеств, объединенных волей. Но что такое сила воли? Это способность выполнять принятые разумом решения. Она зависит от трех составляющих: ума, трудолюбия и смелости.
Смелость — это способность несмотря ни на что двигаться к своей цели. При этом испытывать страх — это естественно для нас. Наличие страха — это вовсе не трусость. Трусость — это неспособность преодолевать страх во имя цели.
Трудолюбие — это способность выполнять однотипные действия долго и с удовольствием. В народе говорят просто: не лениться.
А ум — это эрудиция (опыт и знания) и интеллект — способность сознательно пользоваться накопленными знаниями и приобретенным опытом, в отличие от интуиции, которая является способностью бессознательно пользоваться накопленными знаниями.
И смелость, и трудолюбие, и ум, и даже интуицию можно развить, чтобы иметь характер и быть мастером своего дела, в том числе и хорошим импровизатором. Надеюсь, мои мысли вслух вам в этом помогут или вдохновят на новые свершения.
PS. Для написания статьи были также использованы материалы