Обзор PR-рынка Украины: упразднение PR-функции и понижение уровня квалификации.
12 Мар 2019, 15:35
PR

Обзор PR-рынка Украины: упразднение PR-функции и понижение уровня квалификации.

В конце 2018 — начале 2019 года PR-агентство «Михайлов и Партнеры. Украина» совместно с сервисом LOOQME провели исследование PR-рынка Украины. Проект реализован в рамках регулярных исследований локальных рынков стратегического партнера компании «BCW (Burson Cohn & Wolfe)».

Задачей исследования было: определить, как PR-специалисты ведущих компаний оценивают состояние рынка PR, какими инструментами пользуются чаще всего, как измеряют эффективность PR, с какими трудностями сталкиваются и какие услуги чаще всего заказывают в агентствах.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Для исследования была сформирована выборка из 120 ведущих компаний согласно отраслевым рейтингам. В ходе исследования были опрошены PR-специалисты, отвечающие за коммуникации — PR-менеджеры, пресс-секретари, маркетологи и другие. (Количество компаний для опроса в каждой отрасли экономики определялось согласно вкладу отрасли в ВВП Украины в 2017 году). 

Из выборки в 120 компаний удалось опросить всего 42 человека. Еще у 69 компаний не оказалось локальной пресс-службы, отдела коммуникаций или специалиста, отвечающего за PR/коммуникации, или связаться с ответственным лицом оказалось невозможно на протяжении нескольких недель. PR-специалисты 9 компаний отказались обсуждать тенденции рынка, ссылаясь на внутреннюю политику компаний.

Объем рынка. По мнению респондентов, рынок PR не растет в денежном выражении, а развивается за счет новых инструментов, особенно в сфере digital.

Востребованность инструментария. Все респонденты отмечают смещение акцентов в цифровую сферу, но вместе с тем больше всего внимания уделяют работе с традиционными СМИ. Далее по значимости следуют ивенты, работа в социальных сетях, внутренние коммуникации и антикризисный PR.

Работа с агентствами. Почти все респонденты привлекают подрядчиков для реализации отдельных PR-проектов. Треть респондентов работают с агентствами на постоянной основе. Чаще всего агентствам заказывают ивенты и антикризисные коммуникации. При работе с агентствами респонденты отмечали некомпетентность подрядчиков, отсутствие новых креативных идей и подходов.

Сложности. Среди проблем, с которыми чаще всего сталкиваются специалисты — трудности в измерении и оценке эффективности коммуникаций. Специалисты жалуются, что результат их работы часто измеряется показателями продаж. Большинство оценивают результативность количеством публикаций. Всего 2 компании из опрошенных делают репутационный аудит. Респонденты отмечают, что они понимают, что измерить эффективность коммуникаций количеством статей бессмысленно, но в случае такого требования руководства, приходится ориентироваться на этот показатель.

На что потратили бы дополнительные бюджеты. Дополнительные бюджеты специалисты готовы тратить на мероприятия для прессы, блогеров и социальные проекты. За ними следуют кампании в социальных сетях, коммуникация с экспертами и лидерами мнений. Замыкает тройку лидеров развитие собственных каналов коммуникаций.

Директор «M&P.Украина» Таисия Стадниченко прокомментировала результаты исследования: «Такой низкий уровень отклика — менее 30%, — стал для нас неожиданностью. Мы даже не предполагали, как много компаний упразднили PR-функцию или передали ее в глобальным офисы. Второе наблюдение — это урезание функционала специалистов. Пиарщик часто просто ведет странички в соц.сетях и делает мониторинг. Иногда пишет релизы и проводит пресс-конференции. О постановке перед специалистами по связям с общественностью стратегических задач, разработке стратегий речь не идет. Эффективность работы пиарщиков оценивают ростом продаж или в, лучшем случае, количеством статей/постов. То есть, большинство украинских компаний не связывают коммуникацию с достижением своих бизнес-целей в долгосрочной перспективе и в предупреждении кризисов. И третье наблюдение — это действительно серьезное понижение уровня квалификации PR-специалистов. Нам иногда приходилось приложить немало усилий, чтобы согласовать с респондентами понятийный аппарат и выяснить, что же они имеют в виду под „репутационным аудитом“ и отличить его от мониторинга после пресс-конференции. Или „антикризисными коммуникациями“ — и отличить их от неограниченного размещения постов на форумах в случае негативного комментария. Получается замкнутый круг — экономия на PR ведет к некачественному выполнению задач, а некачественное выполнение задач сказывается на бизнес-результатах компаний, что ведет к сокращению бюджетов на PR. Это достаточно неприятные и тревожные для отрасли тенденции». 

Полный отчет и результаты исследования по ссылке.

 

Расскажите друзьям про новость