26 Июл 2017, 11:39

Научить ученого: может ли крутой дизайнер круто преподавать дизайн

Руководитель School of Visual Communication о проблемах с преподавателями в креативных индустриях и запуске Школы преподавателей дизайна

Профессионала может вырастить только профессионал — это очевидно, и дизайнерская среда здесь не исключение. Другое дело, что одних только профессиональных навыков не хватит: ментор должен не только знать свое дело, но и уметь эти знания передавать. То есть, быть еще и хорошим учителем. Учить учителей — нетривиальная задача, но в School of visual communication рискнули за нее взяться.

Наталья Синепупова
руководитель школы графического дизайна School of Visual Communication

О целях создания Школы преподавателей дизайна 

Практики, много лет работающие в коммерческом дизайне, благодаря своей ежедневной деятельности имеют мощный потенциал. Процесс работы с разнообразными заказчиками требует от них каждый раз индивидуального подхода к решениям — согласно специфики бизнеса клиента, что с годами ведет к накоплению не просто разнородного, а уникального опыта. 

Но знать и уметь самому — еще не значит эффективно обучить другого. Очень непросто запустить механизм самостоятельного мышления у начинающего дизайнера. Научить его мыслить в системе профессиональных координат и находить собственные пути решения — это не то же самое, что поделиться с ним «правильными» инструментами.

О проблемах, которые решает проект

Первая проблема — практики обладают опытом, который (хотя и является ценным и разнообразным) очень часто трудно применимый в другой обусловленности. Последние несколько лет мы находимся в условиях стремительно изменяющейся среды. Новые технологии, объем и уровень информационных потоков, а также изменение самого человека требует от образовательных систем новых подходов. Мы взаимодействуем с поколением, которому, если быть откровенными, не слишком много сможем дать, используя лишь опыт прошлого. Или даже сегодняшнего, настоящего. Совершенно очевидно, что репродуктивный тип мышления (по образцу, на основе подражания) уже неэффективен, поэтому мы разрабатываем новые, инновационные формы обучения, нацеленные на развитие у студента творческого мышления, способности к саморефлексии, инициативности, критического мышления и т.д. 

Вторая проблема — украинским дизайнерам-практикам из коммерческого сектора самим не хватает видения дизайна как метода создания новых, дополнительных ценностей для общества. Их деятельность, как правило, вращается вокруг реализации запросов от коммерческих брендов. Они не очень понимают, какие выгоды им, их клиентам и обществу в целом, может принести новое устойчивое сбалансированное функционирование дизайнерской экосистемы, в которой бизнес-образующие составляющие могут тесно взаимодействовать с культурообразующими составляющими. Это «слепое пятно» не дает полноценно работать с зонами их пересечения и снижает качество реализуемых проектов. 

Тем, кто хочет стать хорошим преподавателем или ментором, следует начать с пересмотра собственного стратегического видения, перезагрузки личностных и профессиональных ценностей и скорректировать их с новыми потребностями украинского общества в развитии креативно-экономического потенциала, а также потребностями глобального мира. Мы как учебная площадка учитываем это и готовы к развитию преподавателей, которые, в свою очередь, будут хотеть работать со студентами в условиях системных изменений. 

Наш опыт говорит, что преподавать несложно; этому, при желании, может научиться любой практик. Нужно только быть открытым к постоянным вызовам времени, хорошо понимать потребности дизайнера, делать то, что любишь, и помнить, ради чего все это делается.

Об отличиях в подходах к преподаванию в Британской Высшей Школе Дизайна и украинской НАОМА 

Западное образование поощряет желание у обучающегося сделать что-либо «не так»: испробовать новый материал, посмотреть на задачу с позиции будущего — культуры, потребительского опыта, технологии. Поставить под сомнение решения, созданные кем-то до этого. Украинской системе образования такого подхода остро недостает, она учит модели «делай как я». Соответственно, такой студент изначально обречен на производство и умножение вторичных смыслов, он просто не умеет иначе. Ему не объяснили, что он сам, его способность креативно мыслить — самая главная ценность, а не инструменты, которым его учат. Украинскому дизайн-образованию (как вузовским форматам, так и альтернативным школам) катастрофически не хватает работы с новыми смыслами. Мы же работаем как раз с этим, наш студент в первую очередь учится думать, мы растим решателя, способного к постановке, осмыслению и локализации сложных задач в быстро изменяемом мире. 

О формате преподавания в SVC

Если говорить о каких-то существенно развивающих методиках, обучение должно строиться на стыке различных направлений: дизайн креативный и мультидисциплинарный по своей сути. Он очень быстро преобразуется в новые смыслы и новые продукты в условиях новых контекстуальных полей. Обучающие модели также должны быть основаны на различных типах обучения, которые не просто дополняли бы друг друга, а порождали новые компетенции. И конечно, очень важно полноценно задействовать опыт ребят, которые приходят учиться. Каждый из них — микрокосм, неповторимый и безмерно интересный. По моим наблюдениям и отзывам коллег, мы очень многому учимся у студентов. Обучение — это улица с двусторонним движением, в диалоге между сторонами часто рождается что-то новое; то, на что изначально не было запроса.

Украинскому дизайн-образованию (как вузовским форматам, так и альтернативным школам) катастрофически не хватает работы с новыми смыслами

Наталья Синепупова
руководитель школы графического дизайна School of Visual Communication

Мы развиваем горизонтальные связи. Не буду лукавить, это дается нелегко, нам часто приходится преодолевать стереотипы прошлого опыта, тянущиеся шлейфом с предыдущих мест учебы. Студент на входе совсем не готов выкладываться по полной и не нацелен на результат. Мы часто слышим от выпускников, что они не представляли вначале, как много нужно будет трудиться, и жалеют, что потеряли время на старте. 

Нам же приходится объяснять, что они — наши будущие коллеги, и мы хотим вместе с ними работать в одном профессиональном цеху, строить новое сообщество, менять окружающий мир и свою профессию к лучшему. Обсуждаем, в чем привлекательна «взрослая» позиция, готовность к конкуренции и самореализации, принимаем и даем обратную связь и так далее. В общем, находимся в постоянном позитивном диалоге. С одной стороны, мы требовательны, с другой стороны, мы демократичны. Но панибратства у нас нет, наша цель не тусовку создать, а вырастить будущих профессионалов. 

Я убеждена, что каждый человек талантлив и уникален. И поскольку в Школе преподают профессиональные психологи-практики и тренера, то очень многие занятия проходят в формате личного или группового коучинга и рефлексий. Которые, в свою очередь, являются мощным стимулом для самоосознания своей психологической модели, индивидуальных качеств характера, профессиональных мотиваций. Все это помогает гораздо быстрее найти «собственный стиль» и способствует его развитию.

О знаниях и навыках, которые участники приобретут по окончанию программы Школы

Их компетенции будут формироваться в зависимости от выбранного курса, но, помимо этого, они смогут раскрыть свой индивидуальный стиль преподавания, базирующийся на осознании собственной психической организации, проработают на практике приемы работы «из себя», своего природного таланта. 

О программе 2017 Школы преподавателей дизайна

Программа Школы преподавателей дизайна была специально разработана для подготовки преподавательского состава School of visual communication. На протяжении последних пяти лет она реализовывалась в разных форматах — от интенсивных двухдневных тренингов до двухмесячных курсов. 

В новом сезоне границы Школы преподавателей расширяются: программа-2017 будет способствовать повышению квалификации не только преподавателей по дизайну, но и других специалистов креативного сектора. Программа 2017 формируется «с нуля» под три курса, каждый из которых будет иметь свои цели и задачи. 

Еще мы решили провести некоторые формы рефлексии по-другому, сделать их более динамичными, в более развлекательном русле. Несмотря на то, что Школа опирается в своих методиках на классическую систему психологии, гештальт-терапию и трансформационные практики, мы хотим опробовать и новые форматы, о которых расскажем позже, имея на руках конкретные результаты. Самим интересно, что же у нас получится 🙂

Расскажите друзьям про новость

Новое видео