Журнал появился в 2005-м
MMR появился в июле 2015-го в формате выходящего дважды в месяц дайджеста рыночных событий. Тогда же стартовал сайт в формате «микс-коллектора новостей рынка, перепечаток из журнала и банка пресс-релизов».
В 2009 году произошло разделение принта и онлайна. Принт Marketing Media Review стал монотематичным: брали одну тему (зарождающийся или усиливающийся тренд) и раскладывали на «молекулы» устами иностранных и локальных практиков. Тех, кто не только словом, но и делом.
А mmr.ua стал спутником отечественной рекламно-коммуникационной действительности. Назначения, лончи, реакция на скандалы, расследования, интервью с иконами, материалы о тех, кто подает надежды — все это стало существовать абсолютно автономно от принта.
Затем «отпочковалась» event-часть. Сначала — наши семинары, а после — церемония награждения лучших маркетинг-команд страны X-Ray Marketing Awards. Её логотип, к слову, очень быстро придумал Кирилл Чичкан из Provid.
А видео, ставшее тизером проекта, собрало 10 000 просмотров рекламщиков за неделю в далеком 2010-м, то, в котором рентгеновские снимки брендов доставляли маркетинг-директорам — Cаша Можаев, тогда только запускал первый рекламный бизнес (на снимке — брак-раритет, который не прошел проверку качеством).
Мы определяли (и продолжаем) лучших маркетинг-директоров, PR-директоров, медиаменеджеров, 35 до 35, лучшие пресс-службы и самые прозрачные в части тендеров компании. Сделали интервью с более чем сотней международных экспертов в маркетинговых темах. Номер один из них, конечно, Оливьеро Тоскани. Который сопровождал каждый ответ Bullshit-реакцией:)
Что мы задумали?
MMR — давно знакомый многим медиабренд, подвижный и любознательный. Команда проекта задумала не просто обновить визуальную составляющую прежней онлайн-модели, но разработать концепцию «нового на 360 MMR».
Для этого мы разобрали старый продукт на составляющие и собрали заново, убрав все рудименты. В первую очередь пересмотрели вопрос категоризации контента. Потому необходимо было понять его структуру и суть.
Страницы сайта — для людей коммуникационного рынка. Поэтому на нем есть как срочный западный переводной контент, так и отечественный разной степени эксклюзивности. Ставка была сделана на развитие своего. Рынок давно стал генератором регионального контента, так что мы решили сделать участников рынка нашими редакторами.
Забегая наперед. Наш IT-флагман Сережа Третьяк разработал тестовый продукт «Система раздачи и разбора материалов» (внутреннее название). Суть заключается в том, что мы легко реализуем взаимодействие редакции сайта и широкой редакции (участников рынка). Редакция сайта мониторит интересные темы и добавляет задачи в систему. Участники рынка видят интересный им контент и берут его в работу. Система анализирует дедлайны, дает анализ готовности контента на нужные даты, позволяя редактору и эксперту работать над текстом, минимизируя хаос связки «почта + скайп», ведь участников — сотни.
Экспертный контент качественный, хороший, объемный. Поэтому реализован в виде лонгридов. Мы хотим создавать контент, который будет полезен читателю и через год, и через два. Это — проработанные тексты с высоким уровнем readability, которые делает как редакция, так и комьюнити рынка.
Таким образом, систему работы редакции можно охарактеризовать понятием «круги по воде». Наша задача — еще активнее «включить» рынок в качественную журналистику, сообща развивая мощнейшее комьюнити пишущих специалистов.
Что делать с западным контентом? Как писать? В какой форме?
Объективно мы не можем в большей части случаев написать новость о западном рынке быстрее западных СМИ-коллег. Поэтому ставка была сделана на новый формат — короткие материалы.
Это тексты до 500 символов, которые сообщают контент западных медиа, блогов, соцсетей и так далее быстро и адаптированно для рынка. Со связкой на похожие активности и ссылками к первоисточникам. Тот случай, когда редактор читает 10 тысяч знаков, чтобы выдать 500 знаков самого сока и дать возможность читателю самому пройти путь изучения события.
Ок, есть лонгриды и короткие материалы. Что еще нужно из старого проекта? MMR Production. Это ивенты, награды, рейтинги, лаборатория. События, привязанные к дате. Значит, переносим календарь событий. Тем более что качественного календаря для украинца в этом сегменте медиа все еще нет.
Итого есть три типа контента:
- короткие материалы;
- лонгриды;
- страницы с большой шапкой и контентом (пользователи, календарь, mmr-production).
Логотип
Самым разумным способом отображения изрядно полегчавшего сайта являлась лента. Мало кому интересны «свежие» новости месячной давности, а актуальный контент у нас навеки раскрыт лонгридами. Где-то на этом уровне понимания проекта был нарисован первый мокап внутри команды и выглядел он вот так. С тех пор многое изменилось.
Параллельно с разработкой концепции шла работа над новым логотипом, который тоже не без изюминки. MMR — супердинамичное издание о динамичном рынке, потому и логотип просился такой, для которого статическое состояние само по себе невозможно.
Отсюда у автора идеи Лизы Внуковой из Wanted agency родилась идея дизайн-буриме — лого в своей digital-инкарнации постоянно меняется, отражая рынок (об этой истории мы рассказывали в гайдбуке).
Любой дизайнер может прислать свой набор букв M M R, который будет интегрирован в работу сайта. Лучшие буквы будут использоваться для принтов. Как видите, мы уважаем понятие credits, и автор всегда может найти свое имя в шапке проекта.
Стало понятно, что мы — медиа с разными паттернами поведения, а потому появилась первая версия хедера, отражающего разные варианты взаимодействия.
Впоследствии плашка навигации эволюционировала и получила мелкие удобства: при скролле вниз — пропадает, освобождая место под контент, вверх — появляется, но в зависимости от скорости скролла. При наведении на место ее присутствия появляется снова. Мелочи, но из них состоит любой подобный проект.
Навигация по сайту
Спрос на контент ситуативен, потому делать какие-то жесткие категории не хотелось, контент у нас и так переключается в ленте обычным тумблером. Материалы всегда привязаны к тегам, характеризующим их.
Новая система тегов отвечает на вопросы «кто? что? где? как?», а потому пользователь всегда может заставить сайт выдать персональную ленту контента. Вводя сколько нужно тегов (набор которых система подсказывает), получаешь нужные материалы.
Мы быстро распределили роли и начали работу. Супервайзером проекта стал Саша Можаев. Аня Коросташовец, она с проектом вот уже четыре года, стала редактором новостной ленты, которая делается согласно новым практикам. Настя Касьян, которая ранее помогала рулить WoMo.com.ua, стала редактором взаимодействия, на ее плечах помощь в генерации рынком лонгридов и взаимодействие, включая курирование event-части проекта.
Нам нужен был стратег, аналитик и понимающий медиа-SMM в одном флаконе человек, поэтому в проект позвали Лешу Немножко, ранее работавшему в Smartica. Он с радостью согласился сделать по-настоящему новое медиа. От того, какую шутку он придумает к этому материалу, можно оценить, насколько ему удается новая роль. Ира Рубис, как и ранее, — ледокол проекта. Из внешних ресурсов — силы агентства-трансформера Wanted работавшего над проектом (Ярослав, Дима, спасибо!) + множество друзей MMR, которые хотели нам помочь.
Что готово сегодня?
Есть огромное желание сделать лучшее издание о медиа и маркетинге в СНГ. Для этого у нас есть инструмент и нужна ваша помощь.
Сейчас вы читаете первый лонгрид, опубликованный на новом сайте, контента пока немного. Не пугайтесь, доступ к прежнему проекту есть. Переходя по старым ссылкам из поисковиков или соцсетей, вы получите доступ к информации за прошлые годы. Постепенно мы ее абсорбируем в новое медиа — и без того немало работы в ближайшие недели.
Сегодня мы разослали первой волне партнеров доступ к «Системе раздачи и разбора материалов». Если вы хотите помочь нам в тестировании и написать полезный читателям материал (стоило бы), пишите по адресу [email protected].
Пока на сайте появляется два лонгрида в день и около двух десятков коротких материалов. С вашей помощью лонгридов будет больше, с нашей — проект будет расти, мы только набираем обороты в новом формате.
Предварительный доступ к сайту показал хороший отклик со стороны рекламодателей (первым клиентом обновленной площадки стал обновленный «Киевстар»), а потому спешите покупать рекламу — теперь мы продаем ее напрямую. По всем вопросам на этот счет с удовольствием проконсультирует Саша Говоруха.
Что будет завтра?
Не все работает настолько технологично и здорово, как хотелось бы. Впереди много работы: оптимизация кода, развитие новой платформы. Поэтому пишите, если увидите какие-нибудь проблемы. Нашей технической команде очень поможет ваш живой отклик. В течение ближайшей недели на сайте будут появляться все те задумки, о которых мы говорили или молчали — сегодня мы «обкатываем» бету на живой аудитории.
Скоро начнем обновленную новостную рассылку (подписывайтесь!), в течение недели перенесем большую часть эксклюзивных материалов и разделов старого сайта.
В ближайшие две — множество новых форматов контента и доступ всего рынка к системе раздачи материалов. К тому моменту избавимся от большинства «косяков», над чем работаем даже сейчас, пока вы читаете этот текст.
Через месяц — не менее эпохальное, чем перезапуск, событие. Но об этом пока ни слова — немного интриги не помешает.
Команда MMR
P.S. Не могу не сказать огромное спасибо тем людям, которые сделали для сегодняшнего статуса MMR чуть-чуть больше, чем другие.
Иветта Деликатная, Сергей Венгер и Саша Можаев. Вы знаете за что! Спасибо!
Ирина Рубис
*Отрывок поздравления, адресованного Марти из первой части «Мадагаскара»