Меньше субъективности: чем аудит PR-активностей помогает брендам
09 Май 2019, 08:00

Меньше субъективности: чем аудит PR-активностей помогает брендам

Дмитрий Снигир о важности целостного анализа PR-кампаний

Тысячи долларов инвестируются брендами в PR. Разумеется, все хотят, чтобы о них читали, говорили, оставляли комментарии и отзывы. Иногда бренд нанимает целые редакции и продакшны, создает спецпроекты в СМИ, отправляет блогеров в путешествие на край света за одной фотографией.Но «коэффициент доверия» к PR довольно субъективен. Когда ресурсы потрачены, перед маркетологами стоит задача оценить результаты кампании. Наш клиент AWT Bavaria, для которого мы ведем медийные кампании в digital для брендов BMW, MINI, RR, поставил за цель ответить на вопрос, какое же влияние оказывают PR-активности на бренд. Рассмотрим подробней данный кейс.

Дмитрий Снигир
Co-Founder newage

В ходе исследования задачи мы подключились к аудиту нескольких PR-активностей, которые регулярно размещают PR-менеджеры бренда. Нашей задачей было найти ответы на следующие вопросы:

Сколько людей прочли материал в действительности?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Чаще всего оценивается статистика Google Analytics или подобных систем. Но недостаточно просто подсчитать количество публикаций и контактов. Конечно, приятно смотреть на Visits — цифра-то большая. Но это не дает полной картины об охвате уникальных пользователей. Если не подключена функция User ID, под пользователем отображаются уникальные идентификаторы браузера cookies без кросс-браузеров и кросс-девайсов.

Facebook же ориентируется на аккаунты при подсчете охвата, что близко к уникальным пользователям. В охват засчитываются все аккаунты, которым более двух секунд было показано более 50% публикации в ленте. Что не означает осознанного контакта по сравнению со СМИ, когда человек целенаправленно заходит на PR-материал.

Системы аудита, такие как Google Сampaign Мanager (СМ), TNS Cmetr, Gemius DirectEffect, Comscore, Moat и подобные позволяют нам более полно оценить охваты одной метрикой в пользователях, посмотреть пересечение аудитории между площадками и материалами. Также с помощью специальных скриптов возможно отследить не только время контакта, но и узнать, дочитал ли пользователей статью до конца или просто пролистал ее. В случае, если PR-статья наберет более 100 000 охвата, можно еще и получить социально-демографические данные охваченной аудитории, основываясь на панельных исследованиях. Конечно, все эти системы работают по-разному и имеют свои особенности — не все площадки имеют возможность установки тех или иных аудиторов, но это уже тема отдельной статьи. 

Как измерять влияние PR-материала на поведение аудитории?

Нередко PR-материалы содержат ссылки перехода, и в том же Google Analytics по UTM-меткам рекламодатель видит количество переходов с каждой конкретной статьи. Этого может быть и достаточно, если говорить о перформанс-рекламе, когда главная цель — привести трафик, получить как можно больше лидов за низкий CPA. 

Но если речь идет о бренде и медийном эффекте, все сложнее. Необходимо оценить влияние на поведение пользователей после контакта, независимо от того, был ли переход по ссылке со статьи (post-click) или нет. Ведь пользователь после прочтения мог перейти на сайт бренда спустя какое-то время, с другого источника, рекламного или нет (post-view). А таких переходов post-view большинство.

В результате, если оценивать только переходы по UTM-меткам, выводы могут быть ошибочны, так как большую часть данных просто не получим. Следовательно, необходимо применять более целостный анализ.

Посредством аудиторов можно измерить, какой эффект PR произвел на пользователя и как это повлияло на его поведение. Технически работает это следующим образом: zero pixel аудитора или даже нескольких устанавливается вместе с материалами на просмотр/прочтение статьи и на ссылку клика, если такая есть. Также счетчик аудитора устанавливается на сайт(ы) бренда.

Таким образом, аудитор может сопоставить, сколько пользователей контактировали с PR-ом,сколько из них перешли на сайт, сколько времени после прочтения прошло перед тем, как они вернулись, через какие источники они заходили, была ли это органика, поисково-контекстная реклама, тизерка или что-то другое.

Какое влияние PR-статья оказывает на пользователя?

Для того, чтобы оценить влияние отдельной статьи, необходимо установить pixel-аудит. Это позволит измерить привлеченных пользователей и подсчитать стоимость привлечения для каждой PR-публикации, каждого канала, каждого СМИ. Если это можно измерять, этим можно управлять. Не использовать в дальнейшем площадки, что не работают, слишком дорого обходятся или привлекают неподходящую целевую аудиторию, перенаправлять бюджет на размещения, которые дают максимальный эффект.

На примере PR-публикаций BMW мы использовали этот анализ, чтобы оценить эффективность статей, которые размещались на nv.ua, maincream.com и auto.ria.com. Поскольку мы не можем измерить, сколько пользователей, прочитав статью, пришли в салон и купили автомобиль, мы решили оценить активные действия на сайтах марки, которые говорят о заинтересованности покупателей: запись на тест-драйв, запрос цены и подобные. Мы установили pixel-аудит на все публикации и сайты BMW. В итоге начали получать статистику уже с первой недели размещения.

Переходы на сайт с post-click и post-view составили от 0,05% до 50% от охваченной аудитории. С post-click пользователи переходят практически сразу после контакта, а с post-view это время может доходить в среднем до месяца. 

Таким образом, целостный анализ PR-кампаний позволяет оценить, какие площадки и материалы работают лучше и приоритезировать самые эффективные. Также это позволяет сравнить показатели с другими медиа-форматами.

Расскажите друзьям про новость