09 Окт 2007, 21:00

Маркетолог – любимая работа

О заседании Практикум клуба Украинской Ассоциации маркетинга «Разыскивается маркетолог: ожидания и требования рынка труда», прошедшей на REXе, ее участниках и кадровых проблемах на рынке маркетинговых услуг рассказывает Ирина ЛЫЛЫК, к. э. н., генеральный директор УАМ

Маркетолог – любимая работа

О заседании Практикум клуба Украинской Ассоциации маркетинга «Разыскивается маркетолог: ожидания и требования рынка труда», прошедшей на REXе, ее участниках и кадровых проблемах на рынке маркетинговых услуг рассказывает Ирина ЛЫЛЫК, к. э. н., генеральный директор УАМ.Расскажите, пожалуйста, подробнее о секции «Разыскивается маркетолог: ожидания и требования рынка труда» на выставке REX, соорганизатором которой является УАМ. Почему определен именно такой набор участников? Почему сделаны именно такие акценты?В определенном смысле проведение заседания Практикум клуба УАМ «Разыскивается маркетолог: ожидания и требования рынка труда» на выставке REX — это продолжение нашей совместной работы с «Евроиндексом», которая была начата еще в 2003 году на выставке, где была проведена конференция «Маркетинг-образование в Украине».Не побоюсь утверждать, что это было одно из первых мероприятий в Украине, где вместе собрались представители бизнеса, Научно-методической комиссии по маркетингу МОН Украины, деканы, зав. кафедрой маркетинга, преподаватели и студенты. Состоялся непростой диалог, в основе которого было желание приблизить учебные программы к реалиям профессии, к тому, чего ожидают работодатели от пришедшего к ним молодого специалиста. Такой диалог мы ведем постоянно, поскольку рынок меняется, и требования работодателей меняются, и учебные планы также должны меняться. В этом году на заседание Практикум клуба были приглашены представители ведущих работодателей, рекрутинговые агентства, представители специализированных интернет-порталов.Расскажите, какие же все-таки основные кадровые проблемы и какие пути их решения вы видите?В заседании Практикум клуба участвовали представители предприятий, активно применяющие маркетинговый инструментарий для развития бизнеса. Именно эти предприятия сегодня расширяют отделы маркетинга и привлекают специалистов. Они сталкиваются с проблемами нехватки кадров, и в то же время наиболее активно настроены на диалог с вузами и студентами. Конечно, в основе выступления — желание донести до молодых специалистов особенности профессии маркетолога так, как она выглядит сегодня на современных предприятиях, и обратить внимание на то, чему в процессе обучения необходимо уделить особое внимание для достижения в будущем карьерного роста.Украинская Ассоциация Маркетинга специально для данного события провела исследование, целью которого было проанализировать ожидания студентов вузов относительно их будущего в профессии маркетолог. Были опрошены студенты-маркетологи 5-го курса, магистры в КНЭУ, КПИ, КНУТД.Если коротко, неожиданно высокой является удельный вес ответов при мотивации выбора специальности. Основные ответы студентов: престижность специальности, интересная и перспективная профессия маркетолог, творческий характер профессии, и только после — высокая заработная плата маркетологов. Другие факторы, такие как советы родных и друзей, связи родителей, случайность выбора, носят вторичный характер.Среди студентов высших учебных заведений, несмотря на существующие замечания к качеству преподавания, свыше половины опрошенных планируют после окончания вуза работать маркетологом, четверть опрошенных планируют начать собственное дело и считают, что профессия маркетолога им для этого необходима. Только 8-9% считают, что в будущем они будут работать по другим специальностям.Ожидания первой заработной платы колеблются в пределах от 1000 до 5000 гривен при среднем показателе 2000-2500 гривен.Украинская Ассоциация Маркетинга предлагает сегодня студентам пройти квалификационные экзамены для подтверждения их навыков по организации маркетинговых исследований.Мнения экспертовДмитрий Клим,директор рекрутингового агентства «Экшн Групп»Спрос на одаренных специалистов всегда был высок (в том числе и в Украине). А сегодня мы наблюдаем всплеск спроса на маркетологов. Тем не менее сама по себе потребность в светлых головах не увеличивает их количество…По удельному весу лиц, имеющих высшее образование, в общей численности населения в возрасте от 25 до 64 лет, Украина с показателем 16% уступает США (24%), Нидерландам (21%) и России (17,5%). Это позволяет ей занимать 70-е место по уровню развития человеческого потенциала среди 177 стран мира и 84-е — в мировом рейтинге конкурентоспособности, составляемом ежегодно Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).Иными словами, «мыслящими» трудовыми ресурсами наша страна, вроде бы не обделена. Только вот найти и применить «то, что надо»… — задача, решение которой требует поэтапных действий, умения формулировать промежуточные цели и …задавать вопросы. К примеру, «с чего начинается работа над вакансией» или «так ли уж необходим на производстве «бородатый дядька 33 лет, способный ходить по воде»?Кроме того, проблема «обеспечения» предприятия толковыми специалистами состоит из «найти» и «удержать». И, значит, решить ее можно либо с помощью «хранителей ценностей» (HR-ов), либо с помощью «кладоискателей» (рекрутеров), либо же с помощью системы взаимодействия этих двух независимых по своим функциям составляющих.Я также хочу обратить внимание, что на клуб пригласили выступить как представители компаний — крупнейших заказчиков маркетинговых исследований, так и представители исследовательских компаний. Это не случайно. Одна из основных тенденций проведения маркетинговых исследований сегодня — это построение партнерских отношений между заказчиком и клиентом. Поэтому вопрос формирования высококлассных специалистов своего дела — это вопрос совместной работы. К сожалению, нареканий на несоответствие учебных программ реалиям сегодняшнего дня еще много.Николай Чурилов,генеральный директор компании TNS Ukraine, профессор доктор социологических наукСудя по тому, какие люди приходят на работу в нашу компанию, все маркетологи и социологи обучаются в одном вузе. Очень мало знаний дается о качественных и количественных исследованиях. В то же время сегодня вырос удельный вес качественных исследований — проведение фокус-групп, глубинных интервью, фокусированных интервью.Мы постоянно ощущаем нехватку в модераторах. В последнее время исследовательские компании просто устраивают «охоту» на модераторов. В то же время мы понимаем, что не каждый специалист может быть талантливым модератором, не каждый может проводить глубинные интервью и проводить анализ качественной информации. Но учить этому необходимо. Нужно нацелить учебные программы на обучение качественным и количественным методам. Количественные методы изучают закономерности, а качественные анализируют то, что выходит за рамки закономерностей. Начинающий исследователь часто просто отбрасывает все, что на самом деле является самым интересным для заказчика. Необходимо увеличивать часы на практическую подготовку специалистов.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео