18 Янв 2018, 11:48

Думы про шаровары: прощание со старыми смыслами

Основатель агентства GOLUBi GROUP Марина Голуб о том, каким должно быть представление Украины миру

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. 
Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. 
В одно окно смотрели двое.

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Первое впечатление невозможно произвести дважды. Много лет подряд мы слышим, что Украина плохо представлена в мире и люди ничего о нашей стране не знают. Естественно, в этом направлении предпринимались определенные усилия. В ХХ веке мир узнавал о нашей стране через победы спортсменов – братьев Кличко, Яны Клочковой и других. Мир через победы в спорте получал информацию, что Украина – независимая страна (а не Russia), и видел, что в Украине не только Чернобыль, а живут здоровые, красивые и талантливые молодые люди-спортсмены. 

Истории спортивных побед мирового уровня – прекрасное начало коммуникаций; любые истории успеха вызывают интерес и эмоциональный отклик. Но рассчитывать, что одних спортивных побед или событий уровня Евровидения будет достаточно для формирования репутации Украины как современного европейского государства, – наивно и непрофессионально. Страны африканского континента или островов-бывших колоний тоже завоевывают золотые медали и ставят мировые рекорды в спорте, их певцы становятся звездами мирового уровня. Однако такие истории не меняют сложившуюся репутацию этих стран как бедных, отсталых, неблагоприятных для бизнеса и просто опасных для жизни. Потому что в другом контексте об этих странах – совсем другие истории.

Рассчитывать, что одних спортивных побед или событий уровня Евровидения будет достаточно для формирования репутации Украины как современного европейского государства, – наивно и непрофессионально

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Но только заходит речь о серьезном контексте для представления Украины миру, на этом этапе со смыслами и содержанием – полный провал и катастрофа. С этим мы сталкиваемся постоянно, когда в других странах организовываются деловые мероприятия, на которых представляют Украину. В прошлом году в торгово-промышленной палате одной из стран ЕС украинским бизнесменам организовывали встречу с местными бизнесменами. Чиновник-организатор с украинской стороны настаивал включить в нашу делегацию трио бандуристов и искренне недоумевал, почему его предложение не нашло отклика в наших сердцах. Но разве цель встречи – обмен культурным наследием прошлого? Чем бандуристы могут быть полезны во время деловых переговоров между бизнесменами двух стран? Лично я не имею ничего против культурного наследия. Но было бы странно, если бы на технологические выставки, экономические форумы и дипломатические приемы представители Греции приходили бы исключительно в хитонах, лавровых венках и сопровождали бы свои доклады и презентации исполнением мелодий на лирах и арфах.

Задача коммуникации в XXI веке – показать определенную картину, создать настрой, дать содержание, которые вызовут отклик и подтолкнут к определенным действиям. К каким действиям желают подтолкнуть иностранцев украинские чиновники, с упорством впихивающие по любому поводу, в любой контекст одни и те же бандуры, вышиванки, булавы и прочие артефакты прошлых столетий? Визуальный ряд украинцев как странных людей в веночках, шароварах, с булавами и бандурами, с вековечной печалью в глазах и думами про «Дніпро і кручі» – на серьезных деловых мероприятиях это все показывает Украину отсталой страной, где люди застряли в прошлом, в глаза не видели смартфоны и не пользуются современными благами цивилизации. Получая такое представление об украинцах и затем приезжая сюда, иностранцы испытывают культурный шок. Здесь они видят вполне обычную европейскую страну, где внешний вид людей и предметы обихода ничем не отличаются от Лондона, Брюсселя или Варшавы.

Любой психолог скажет вам: смыслы, стилистика и айдентика прошлого выдают в человеке его непонимание настоящего и неспособность мыслить в категориях будущего. Застревать в образах прошлого и выдавать его за настоящее – тупик. Люди, которые «продвигают» нашу страну через булавы, бандуры и веночки как единственное культурное и историческое отличие Украины от всего мира, скорее всего, сами не знают страны, в которой живут. Их уровень понимания отличий Украины застрял на том, что запомнилось из начальных классов советской школы.

А ведь есть другие истории. Украинцы создали технологии, которые входили в каждый дом, меняли жизнь человечества, начиная от разработки лекарств, первой в мире керосиновой лампы, пассажирского самолета, вертолета, космического аппарата, современных сервисов WhatsApp, PayPal. И сейчас здесь живут молодые, талантливые и креативные люди, которые продолжают генерить и воплощать уникальные идеи.

BBC Ukrainian показал сюжет про украинского изобретателя Андрея Карпюка, который вошел в рейтинг инноваторов года Восточной Европы – New Europe 100. Он придумал девайс, с помощью которого за 10 минут можно сделать анализ пищевых продуктов уровня лаборатории и получить полную информацию о содержании в пище полезных и вредных веществ и решение, можно ли есть эти продукты, можно ли их давать ребенку, и сохранить здоровье. 

Украинские стартапы выигрывают международные конкурсы. Это и разработанные украинцами часы-дисплей LaMetric Time, которые называют «Apple Watch для дома или офиса»; устройство Сardiomo, с помощью искусственного интеллекта анализирующее сердечный ритм и сигнализирующее о первых симптомах заболеваний сердца; уникальный 3D-принтер для керамических изделий и форм, которые могут использоваться в медицине и аэронавтике. А тот факт, что SpaceX использует для перевозки крупногабаритной детали своей ракеты транспортный самолет АН-124 Руслан украинского авиаконцерна «Антонов»? Это все – истории, через которые миру нужно рассказывать, почему Украина – это интересно, это в тренде, здесь XXI век, и кто инициативный, продвинутый – вам тоже сюда нужно, нам есть о чем поговорить.

Украинцы создали технологии, которые входили в каждый дом, меняли жизнь человечества, начиная от разработки лекарств, первой в мире керосиновой лампы, пассажирского самолета, вертолета, космического аппарата, современных сервисов WhatsApp, PayPal

Марина Голуб
основательница GOLUBi Group, совладелец агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко»

Украинская культура уже узнаваема в мире. Петриковская роспись признана частью мирового культурного наследия; стилистика украинского орнамента стала трендом современной моды. Украинские коллективы, рок- и фолк-группы – ансамбль имени Вирского, «Океан Эльзы», «ДахаБраха», ONUKA и другие – покоряют мировые сцены и сердца меломанов. Мини-альбом «Vidlik» ONUKA занял первую строку электронных чартов iTunes в Великобритании, Польше, Германии, Дании, Нидерландах и Швеции. Звезда Manchester United, «икона стиля» Дэвид Бекхэм представил свою новую торговую марку под музыку «ДахаБраха»; песня этой группы стала саундтреком к популярному американскому сериалу Fargo. Это результаты высочайшего профессионализма – как в творчестве, так и в коммуникациях. 

Пока коммуникация не выйдет за пределы лубочно-шароварных смыслов, мир не понимает какую из двух разных «Украин» воспринимать серьезно – ту, которая выглядит архаичной и отсталой, или другую – модерную и креативную.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео