Mail.ru приобрела Smape.com и Smaper
Сделка по покупке Smape.com была закрыта в июле этого года, рассказали в Mail.ru. В компании не раскрывают сумму сделки, но источник, близкий к обеим сторонам переговоров, рассказывает, что она составила $2 млн. В эту сумму входит стоимость портала Smape.com, который специализируется на обзорах мобильных устройств, и ICQ-клиента для сотовых телефонов Smaper (по данным компании, около 1,5 млн пользователей). На базе купленного ресурса Mail.ru запустил ресурс Mobile.mail.ru, посвященный тестированию и обзорам мобильных телефонов, а разработчики Smaper перешли работать в Mail.ru. Это не первая покупка Mail.ru на интернет-рынке. Портал стал владельцем примерно 30% службы онлайн-знакомств "Мамба", а гендиректор компании Дмитрий Гришин вошел в совет директоров "Мамбы".
По данным Naspers, в 2007 году выручка Mail.ru составила $55,8 млн, EBITDA — $36 млн, EBITDA margin — 64,5%. Ежемесячная всемирная аудитория Mail.ru составляет 52 млн уникальных пользователей. 50,55% Mail.ru контролирует фонд DST, 13,4% — Tiger, 32,6% — южноафриканская медиакомпания Naspers Ltd, остальное принадлежит миноритариям.
Факт сделки подтвердил бывший владелец сервисов Никита Зубов, подтвердивший факт их продажи, но "сохранивший за собой право на процент с прибыли". По словам господина Зубова, сайт Smape.com посещало около 500 тыс. уникальных пользователей в месяц, прибыли проект не приносил. "Он (проект) находится в инвестиционной стадии. Мы планировали привлечь венчурного инвестора, но получили более интересное предложение",— поясняет Никита Зубов.
В Mail.ru отмечают, что пока не приняли решения о судьбе ICQ-клиента Smaper. Никита Зубов говорит, что на основе Smaper будет разработана новая версия мобильного мессенджера "Mail.ru@Агент". "По нашим оценкам, около 2,5 млн человек в России используют ICQ на мобильных телефонах, и эта цифра растет. В конечном счете мы планируем занять 80-90% рынка ICQ-клиентов для мобильных телефонов",— рассчитывает господин Зубов. По его словам, зарабатывать на мобильном агенте пока не получится, поскольку "компании борются не за деньги, а за пользователей".
Гендиректор компании "Медиамир" Михаил Гуревич считает мобильные приложения для общения перспективным направлением, так как их проще монетизировать, чем обычные. "Согласно статистике рунета на сайте Liveinternet, число пользователей с разрешением экранов 240 х 320, характерным для мобильных телефонов, увеличивается ежемесячно почти на 4%",—приводит пример господин Гуревич. Кроме того, добавляет он, в интернете люди привыкли получать услуги бесплатно. А за приложения для мобильных телефонов и допуслуги пользователи готовы платить.
Однако ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что монетизировать аудиторию мобильного клиента для общения будет непросто. "Бесплатные программы для телефонов никуда не делись. Зачем пользователю платить деньги за то, что он может получить бесплатно?" — удивляется господин Муртазин.