Made in Russia: как изменится спрос на российские товары
Вчера Fozzy Group (сети Сильпо, Fozzy и др) заявила, что готова полностью вывести из своего ассортимента товары российского производства, если они перестанут пользоваться спросом у украинских покупателей. Речь шла не только о российских марках, но и о товарах мировых брендов, произведенных на территории РФ. «Если даже и такую продукцию украинцы перестанут покупать, мы гарантируем, что выведем ее из ассортимента», — говорится в сообщении на официальном сайте Fozzy Group. Комментировать это решение в Fozzy Group отказались.
Участники рынка полагают, что компания приняла такое решение на фоне волны бойкота российской продукции, развернувшейся в последнее время в социальных сетях. В рамках протеста против агрессивной внешней политики России по отношению к Украине, пользователи составляют и распространяют списки известных брендов, которые производятся в РФ.
Производители стараются избежать попадания в такие списки, тем более что в них иногда записывают и продукцию, которая производится в Украине. Например, туда записали российские пивные бренды «Белый медведь» и «Старый мельник». «Они раньше действительно производились в России, но уже больше года производятся в Украине. Мы реагировали на каждое такое появление, выходили на составителей списков, представляли им реальные данные о производителе. На нас реагировали с пониманием и исключали из таких списков» — рассказывает Валентин Бойницкий, директор по внешним коммуникациям компании-производителя Efes Ukraine.
Впрочем, сами сети считают заявление Fozzy Group чересчур эмоциональным. Ни одна из трех крупнейших сетей (Велика кишеня, Фуршет, Эко-маркет), опрошенных ЛІГАБізнесІнформ, не подтвердила падение спроса на российские товары.
Маркеты утверждают, что доля российских товаров на их полках невелика. «Более 70% нашего ассортимента составляют товары украинского производства. Из оставшихся 30% львиную долю занимают товары, произведенные в Китае, Турции и Польше. В нашем случае, товары, произведенные в России — это единицы в общем огромном ассортименте», — отметили в пресс-службе Эко-маркета.
Российские эксперты рассчитывают, что падение спроса на их товары если и будет, то точечно. «Такое сокращение не может быть равномерным, учитывая, что российские компании в продуктовых группах имеют разное значение и долю рынка. Есть категории, где доля продуктов российских компаний слишком значительна, чтобы просто вывести эти продукты с рынка — например, алкоголь. Кроме того, реакция на российские продукты не будет одинаковой по регионам», — поясняет Андрей Стась, управляющий партнер группы компаний Stas Marketing (Россия).
Кроме того, россияне считают, что упавший спрос восстановится после завершения конфликта. «Можно посмотреть на торговлю между РФ и Финляндией, с которой политический контекст тоже был разный и где до сих пор остается значительная доля населения, не симпатизирующего России. Сегодня 90% всего внешнеторгового оборота Финляндии приходится на РФ, Германию и страны Балтии, причем РФ является вторым по значимости партнером», — отмечает Стась.