06 Авг 2010, 10:00

Константин Максимюк: ругающий человек дает тебе бесплатный консалтинг

Константин Максимюк: ругающий человек дает тебе бесплатный консалтинг

 

Сегодня публикую первое интервью в рамках этого блога. В виртуальных гостях -, совладелец агентства «Новый Интернет», автор книги «Новый Интернет для бизнеса». В социальных сетях Костя прячется под ником mosmellowman (ЖЖ,  Twitter). Ниже вопросы и ответы на тему корпоративных блогов и околобложной тематики.

 

Как давно вы занимаетесь блогами и социальными медиа?

Последние пять лет. Начал со своего ЖЖ, который завел, чтобы знакомиться с девочками и продвигать свою музыку. Потом предложили вести коммюнити для «Билайн». И понеслось…

 

На сегодня я поработал с 10 брендами как фрилансер, консультант, сотрудник компании. С 30 поработало мое агентство «Новый интернет». Два моих бренда (агентство и ретро-коллектив «Пиджаки») также используют эту среду, получая от этого славу и деньги.

 

Оцените пожалуйста, рынок корпоративных блогов русскоязычного сегмента Интернета?

В числах и деньгах — это несколько сотен проектов. Ежегодный оборот в России — около 5-7 млн. долларов (то есть, примерно треть рынка SMM, остальное — агенты влияния, вирусный маркетинг и т.п).По ряду причин, которые опишу позже, мы не очень активны в этом направлении SMM. Именно корпоративных блогов лично я как фрилансер и агентство, сделал не более пяти. Из ярких и несекретных, мы делали (с Антоном Поповым и «Редкой маркой») корпоративный блог МИАН. Сообщество, которое я вел для «Билайн», это все-таки экспертное коммюнити, а не корпоративный блог.

 

С коммюнити в целом — другая история. Мы делаем на facebook свое сообщество о моде. Но это немного другая история, так как оно для себя, не для бренда.

 

Еще более интересная штука — внутренние коммюнити. Эдакий интранет 2.0. Сообщества, повышающие эффективность работы внутри компании. Сделал в агентстве, своему ретро-коллективу, также помог внедрить одному Интернет-магазину.

 

Есть и другие вещи, подробнее поясню в следующем вопросе.

 

Какие корпоративные блоги вы читаете (=считаете действительно интересными), кроме работ, сделанных вами и вашим агентством?

Самый выдающийся пример, которому скоро, страшно сказать, шесть лет  можно посмотреть здесь. С помощью этого коммюнити бизнес этого турагентства вырос за последние годы в несколько сотен раз. Все остальное, увы, и близко не приблизилось к этим показателям.

 

Я читаю русские сообщества «Афиши», cheaptrip, а также западные H&M и Mini. Правда, на facebook. ЖЖ мне поднадоел. Так что не слежу, но временами мне нравится то, что делает Samsung в своем ЖЖ-сообществе. Нравится кое-что еще, но зная, сколько за это платит заказчик, не готов это хвалить прилюдно — растрата денег это не лучший повод.Кроме того, мне не нравится этот формат «компания — ее блог — потребители».

 

В Интернете люди скорее сгруппируются вокруг потребности (как в случае с cheaptrip, где они собрались вокруг дешевых туров, а не турагентства). Или вокруг культовой компании (сообщество Nokia vkontakte). Но таких единицы.

 

А из первого типа, кстати, можно извлекать деньги, даже не создавая таковые! Так, недавно некие люди, узнав о существовании полумиллионной группы любителей лопать пузырики на упаковах во vkontakte, запустили бизнес — компанию, выпускающую эти упаковки!

 

Так что, я за коммюнити, несущие пользу. Ниш — полно. Но, к сожалению, продать такие идеи очень тяжело (рынок не готов), поэтому таких кейсов мало. Большинство — довольно скучные, если вы не реальный фанат бренда, блоги компаний.

 

Уж если хочется завести блог, я за нишевые коммюнити вокруг бренда. У vkontakte есть сообщество разработчиков на habrahabr. Там ИТ-шники общаются друг с другом, и vkontakte имеет бесплатный краудсорсинг. Клево! Мы в «Билайне» делали коммюнити test_beeline, дабы помочь департаменту юзабилити снизить затраты на свою работу.Так что, в нынешнем виде, в «чисто корпоративные» блоги я не верю. Надо искать ниши.

 

По вашему опыту, оправдываются ли ожидания компаний от корпоративных блогов?

Если ожидания — красиво отчитаться перед руководством, несомненно. Если получить business value — редко и только после больших временных или денежных вложений в промо.Да и, честно говоря, лояльность (основная задача обычного корпоартивного блога), вообще деньгами измеряется сложно.

 

Какие самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются компании, желающие завести корпоративный блог? ТОП-3, например?

По убывающей:

 

Раз. Отсутствие хорошего модератора, с хорошим слогом, юмором, креативом и бизнес-мозгами, словно созданного для того, чтобы вести такой проект.

 

Два. Отсутствие позиционирования и стратегии, способной выстрелить здесь и сейчас. Многие вещи, работавшие на одной площадке, могу провалиться на другой. Как в шоу-бизнесе.

 

Три. Проблемы в бизнесе компании. Тогда блог может превратиться в жалобную книгу.

 

Назовите три успешных составляющих корпоративного блога?

Все как в п. выше, но наоборот.

 

Не секрет, что избежать негатива в коропративном блоге не удастся. По вашему опыту, готовы ли компании к публичному негативу?

Если это тупые компании просоветского толка с соответствующим мышлением — скорее всего, не готовы. Им сюда не надо. В остальных случаях, в компаниях есть люди, которые понимают — ругающий человек дает тебе бесплатный консалтинг. А излить негатив человек всегда найдет куда. И лучше это будет в официальном коммюнити. Иначе он пойдет и откроет душу где-то еще.

 

Чем руководствуются компании, при создании корпоративных блогов? Какие цели перед собой ставят?

Этот инструмент. Прежде всего, на лояльность. Еще им можно экономить на рекламе, исследованиях, юзабилити, HR и даже делать продажи. Если концепция блога решает одну из таких задач за вменяемые деньги (то есть, дешевле, чем в традиционных методах), цели могут быть достигнуты. Цель «завести блог» годится только для Портоса «Я дерусь просто потому, что дерусь», при всей моей любви к нему.

 

ТОП-5 того, чего нельзя делать в корпоративных блогах?

Раз. Стирать комментарии. Изольют душу в другом, неподконтрольном вам месте.

 

Два. Публиковать пресс-релизы. Кому надо, получает их в рассылке.

 

Три. Отмазываться. То есть, уходить от ответов на вопросы. Лучше сказать — информация закрытая, извините, сказать не могу.

 

Четыре. Опускаться до уровня собеседника — в случае хамских наездов. Вы на работе

 

Пять. Выгонять конкурентов. Вам же лучше них, правда? Значит, они не опасны.

 

У вас есть опыт работы, как с коммерческими, так и с государственными структурами. Ощутима ли разница в подходах?

Я работал с двумя ведомствами. С одним — продолжаю. Вижу несколько проектов у коллег. Почти все они, увы, секретные. Вот пожалуй, это единственное, что мне в них не нравится. Можно делать то же самое, более открыто, и более эффективно — если это не вещи «с душком» (есть и такие задачи). А вообще, в подходах большой разницы не вижу. Везде есть люди, которые болеют за дело, и есть пофигисты-взяточники-непрофессионалы.

 

Могу сказать, что некоторые гос.заказчики профессионально растут прямо на глазах. И вообще, задачи вторых мне, в целом, больше нравятся, поскольку они стараются решить социальные проблемы. А не эти скучные коммерсантовские потребности срубить побольше денег

 

Правда, все зависит от ведомства. Работать с «инноваторами» и «модернизаторами», или какой-нибудь бюрократической партией я вряд ли буду. Мои заказчики не из этих.

 

Что должна знать компания, собираясь запустить корпоративный блог?

Что существует моя книга «Новый интернет для бизнеса», а также еще более полезная для именно таких проектов книга Антона Попова «Блоги. Новые сферы влияния».

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео