Коммунальное измерение
Приватизация коммунальных СМИ — процесс неизбежный и необходимый. MMR анализировал, насколько готова законодательная база для приватизации СМИ в Украине и чему наша страна может поучиться в этом деле у зарубежных коллег.Если спросить жителя одного из областных центров, например Тернополя, читал ли он когда-либо такие газеты, как «Голос Лановеччини», «Бережанське віче» или «Новини Шумщини», то вряд ли мы услышим утвердительный ответ. По всей Украине издаются несколько сотен вот таких Голосов, а кое-где еще по старинке «Правд». Среднестатистический тернопольчанин читает в основном городскую прессу, иногда пролистывает киевские газеты, но никогда не держал в руках районные издания. Для него остается неизведанным другое измерение информационного пространства — районные коммунальные газеты.В Тернопольской области насчитывается 19 коммунальных печатных СМИ. За редким исключением, все издания четырехполосные и черно-белые. Выходят два раза в неделю. Качество печати и фотографий — на уровне середины прошлого века. Средний тираж одной районной газеты колеблется от 2 000 до 5 000. Но если суммировать эти цифры, то получается, что разовый тираж коммунальных газет в области составляет почти 100 000 экземпляров. Для сравнения — самая тиражная городская «Тернопольская газета» издается в количестве чуть более 20000. Она продается максимум в двух-трех районных центрах. Немаловажную роль играет цена. Деревенский житель не согласен платить полторы гривни за набор абсолютно не нужной ему информации, которой заполнены полноцветные городские и общенациональные СМИ. Его полностью устраивают районные газеты по 50 копеек.Немного статистики. В Украине на сегодня зарегистрировано 737 коммунальных изданий (больше всего в Донецкой области — 66). Учредителями 41 газеты являются облсоветы и обладминистрации, 199 — городские власти, и 487 — райсоветы и райадминистрации. Две трети изданий расположены в помещениях, которые находятся в коммунальной собственности. Общий штат сотрудников составляет более 5 тысяч человек. Редакции коммунальных СМИ наполовину состоят из работников старше 50 лет. Согласно законодательству, сотрудники изданий, учредителями которых являются органы местного самоуправления, получают надбавки и пользуются льготами наравне с госслужащими.И если стоимость районной коммунальной газеты или областной государственной телестудии ненамного превышает стоимость занимаемого ими помещения, то холдинг киевских городских СМИ, который создается под чутким руководством мэра Леонида Черновецкого, эксперты оценивают более чем в $100 млн.Общий одноразовый тираж коммунальных газет по всей Украине измеряется миллионами. Содержание большинства местных изданий отвечает четкому алгоритму. Первая полоса — решения местной власти, вторая — экономика, третья — интервью и репортажи, четвертая — объявления и программа ТВ. И если в период между выборами коммунальные издания — это боевой листок районного или городского руководства, то в избирательную кампанию они являют собой значительный информационный ресурс, которым легко управлять той политической силе, которая контролирует областной админресурс. История отношений местной прессы и киевской власти непроста. В 2005 году президент Виктор Ющенко выступил с идеей приватизации всех коммунальных газет.Эта инициатива полностью соответствует взятым Украиной обязательствам перед Советом Европы. Резолюция ПАСЕ О выполнении обязательств Украиной от 05.10.2005 года, в частности, требует от Украины ограничить влияние органов государственной власти и местного самоуправления на печатные СМИ, а также обеспечить прозрачность отношений собственности в СМИ.Приватизации коммунальных СМИ мешает отсутствие законодательной базы и политической воли. Каждый раз кто-то рассчитывает сыграть на местной прессе в избирательной кампании. Поэтому многочисленные концепции и законопроекты на эту тему до сих пор не приняты. Этот процесс тормозят также сами трудовые коллективы, которые понимают, что после смены собственника многие сотрудники будут уволены. По некоторым оценкам, около 80% коммунальных газет после приватизации обанкротятся. Ситуация могла бы измениться с приходом иностранного инвестора. Например, в Польше уже давно все местные газеты находятся в немецкой или шведской собственности. Однако более реальным выглядит приход на рынок региональной прессы крупных украинских ФПГ, которые уже начали создавать свои собственные медиахолдинги.Приватизировать нельзя оставитьПроблема приватизации коммунальных СМИ была одной из центральных тем круглого стола «Законодательное обеспечение деятельности СМИ и их реформирования», проведенного в июле Центром стратегических исследований при поддержке посольства США и Центра документации и информации НАТО. Свобода слова — одно из требований евроатлантической интеграции Украины. Иностранные партнеры готовы предоставить необходимую помощь в подготовке законопроектов, которые бы регулировали, в частности, приватизацию коммунальных СМИ. Какая же на сегодня ситуация с правовым регулированием деятельности местной прессы?Под коммунальными СМИ украинское законодательство понимает «аудиовизуальное или печатное средство массовой информации, созданное органом местного самоуправления или местной госадминистрацией на базе или с участием коммунальной собственности и соответственного финансирования из местного бюджета, уставом которого предусматривается информировать граждан о деятельности местных и центральных органов власти».Часть 3 статьи 11 Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» разрешает в процессе приватизации коммунальных СМИ использовать нормы общих законов о приватизации. «Органам местного самоуправления (собственникам) разрешается при приватизации, с учетом конкретных обстоятельств и позиции трудового коллектива, использовать нормы Закона «О приватизации небольших предприятий (малой приватизации)», Закона «О приватизации имущества госпредприятий».Подготовленные в последние годы проекты специализированных законов о порядке приватизации коммунальных СМИ так и не были приняты, что в частности объясняется принципиальной позицией Компартии, фракция которой блокировала рассмотрение всех проектов.На сегодня подготовлены два профильных законопроекта. Один предложен Украинской ассоциацией издателей периодической прессы (УАИПП) при поддержке Института открытого общества (Будапешт). Второй — группой депутатов под руководством главы Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации Андреем Шевченко (БЮТ).Ассоциация издателей предложила проект закона «О разгосударствлении печатных СМИ». При его подготовке по заказу УАИПП социологической компанией «Тейлор-Нельсон Sofres» были проведены исследования региональной прессы. Результаты соцопросов дали интересные результаты. Многие считают, что украинцы перестали читать газеты. На самом деле 54% населения читает прессу каждый день, 80% — хотя бы раз в неделю. Более того, пресса находится в лидерах общественного доверия, уступая только церкви и значительно опережая органы центральной власти. Кроме того, оказалось, что наибольшим доверием украинцев пользуются государственные и коммунальные газеты, потом партийные, и на последнем месте — коммерческие.Закон, предложенный УАИПП, предусматривает такой принцип приватизации коммунальных газет: конкурсная продажа имущества редакции с последующим переведением прав учредителя СМИ новому собственнику. Для увеличения общественного контроля над процессом законопроект предлагает создать наблюдательный неправительственный орган — Комиссию по разгосударствлению печатных СМИ. В комиссию предлагается включить представителей журналистских профсоюзов и экспертов. Этот орган планируется использовать для определения победителей приватизационных конкурсов.Проектом закона также предлагается неприватизированные коммунальные СМИ превратить в официальные печатные бюллетени. Это определение авторы предлагают изложить в следующей редакции: «Печатные издания, которые содержат только официальную информацию, используются и финансируются органами государственной власти, чей правовой статус определен нормативно-правовым актом органа местного самоуправления».Из состава потенциальных покупателей коммунальных СМИ предлагается исключить сотрудников органов государственной власти, должностных лиц органов местного самоуправления, любые юридические лица, если в их имуществе присутствует какая-либо доля государственной собственности, членов Комиссии по разгосударствлению.Представитель БЮТ Андрей Шевченко совместно с другими депутатами Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации разработал проект закона «О моратории на отчуждение от редакций государственных и коммунальных СМИ помещений и имущества». Авторы законопроекта аргументируют необходимость его принятия тем, что в последнее время многие местные советы вышли из состава учредителей коммунальных газет. Это приводит к увеличению задолженности СМИ и последующему банкротству. При этом экономические трудности используются органами самоуправления для влияния на редакционную политику. В связи с роспуском Верховной Рады рассмотрение законопроекта было отложено.Европейские стандартыНаши бывшие соседи по соцлагерю — страны Балтии, Польша, Чехия и другие — уже давно избавились от коммунальной прессы как исторического рудимента. В странах Восточной Европы государство поддерживает лишь культурно-просветительские издания и газеты национальных меньшинств. В европейских странах не существует не только коммунальной прессы, но и парламентских газет. Из трех балтийских стран только парламент Литвы издает собственный журнал. Общей же практикой является распространение информации о работе парламента через интернет-портал. Некоторые парламенты даже транслируют свои заседания в Сети или в текстовом режиме (Словакия, Великобритания) или в видеоформате (Австрия, Ирландия, Франция).Украине необходимо учитывать опыт приватизации государственных и коммунальных СМИ в других странах. Кроме позитивных примеров, нужно научиться обходить возможные риски. Например, в Болгарии на конкурсной основе были приватизированы государственный телеканал Efir 2, крупнейшее национальное издательство «Отчизна» и большинство региональных газет. В Румынии большинство коммунальных СМИ оказались в собственности мэров городов или их бизнес-партнеров. В Эстонии государственные и коммунальные газеты были приватизированы или оказались в собственности трудового коллектива. В тех случаях, когда эстонское правительство не выдавало разрешения на выкуп издания редакцией, газеты стали банкротами после увольнения журналистов, которые потом создавали новую газету. В Латвии в начале 1990-х прошла хаотичная приватизация СМИ, на конкурсной основе было приватизировано крупнейшее издательство Press Nams. Государственное телевидение трансформировали в общественное. В Литве две трети региональных газет были проданы коллективам, остальные приватизированы через конкурсы. Впоследствии большинство изданий было выкуплено скандинавскими инвесторами.В Польше все прибыльные региональные издания были проданы трудовым коллективам, убыточные — приватизированы на конкурсной основе. Дистрибуторская сеть осталась в госсобственности. Вся региональная пресса скуплена немецкими или шведскими медиахолдингами. Очень часто результаты приватизации оспаривались в судебном порядке. Венгрия распрощалась с коммунальными СМИ еще в 1989-90-х годах, приватизация носила спонтанный характер, поскольку в то время отсутствовала правовая база. Конкурсная продажа типографий и дистрибуторской сети была проведена в 1997 году. Распределение частот вещания в том же году закончилось крупным коррупционным скандалом. В Чехии были использованы четыре разных схемы приватизации коммунальных и партийных СМИ: 1) ваучерная приватизация; 2) создание коллективом акционерного общества; 3) увольнение коллектива с последующим созданием газеты с похожим названием; 4) конкурсная приватизация. Единственной страной Восточной Европы, где разгосударствление коммунальных СМИ не проводилось, остается Сербия. Во времена пребывания при власти Милошевича были даже реприватизированы некоторые бывшие государственные газеты. Плюсы и минусы приватизации коммунальных СМИ*Схема приватизацииВыкуп трудовым коллективом — наиболее распространенный способ приватизации СМИ в Восточной Европе.Конкурсная приватизация — применялась по отношению к теле/ радиокомпаниям, крупным изданиям, типографиям, сетям дистрибуции.Бесплатная передача трудовому коллективу — применялась лишь в Польше, Сербии и Хорватии.Позитивные последствия:- личная заинтересованность работников в развитии издания;- сохранение рабочих мест;- коллектив покупает СМИ по цене ниже рыночной;- собственник (государство, орган самоуправления) может продать СМИ за реальную стоимость;- новый собственник заинтересован в развитии издания;- контроль государства за выполнением условий приватизации;- самый простой способ разгосударствления;- сохранение рабочих мест и имущества;- государство или местная власть снимают с себя ответственность за дальнейшую судьбу издания (в Литве почти все газеты, переданные трудовым коллективам, обанкротились).Условия применения /возможные угрозы:- срабатывает лишь в случае, если менеджмент назначается самим коллективом (в случаях, когда за государством или органами самоуправления оставалось право назначать редакторов, как например, в Хорватии и Сербии, издания обанкротились);- применимо только к мелким СМИ;- срабатывает только при условии рентабельности газеты;- необходимо согласие всего коллектива, привлечение бывших работников или членов семей;- необходимость прозрачной процедуры приватизации;- во многих странах (Венгрия, Румыния, Хорватия) коммунальные СМИ продавались политически лояльным новым собственникам;- очень часто не соблюдаются социальные и трудовые права работников СМИ;- в случае приватизации СМИ по заниженной цене высокая вероятность дальнейшего доведения издания до банкротства с целью вымывания активов и дальнейшей перепродажи;- в Польше и Венгрии в связи с отсутствием законодательного ограничения концентрации СМИ рынок печати был монополизирован несколькими крупными собственниками;- срабатывает лишь в случае, если менеджмент назначается самим коллективом;- существует угроза, что трудовой коллектив не сможет работать в рыночных условиях без поддержки государства или местных органов власти;- низкий уровень заинтересованности работников в развитии издания.