09 Сен 2014, 11:31

Джейми Андерсон: Коллективная креативность в помощь руководителям

MMR публикует продолжение статьи профессора Джейми Андерсона о креативности в решении управленческих задач.

Джейми Андерсон: Коллективная креативность в помощь руководителям

MMR профессора Джейми Андерсона о креативности в решении управленческих задач. В первой части речь шла о трех уровнях активного мышления: вдохновении, интуиции и воображении.

 

Вдохновение — это тот момент, когда мы замечаем нечто новое и получаем первую искру идеи. Иногда люди описывают подобный момент, как освежающий «клик» в их голове. Сама идея еще не ясна, но ты уже начинаешь чувствовать, что из этого может получиться. Большинство людей чувствуют интуицию в процессе креативности. Они начинают ощущать приближение новой идеи. И просто доверяются этому шестому чувству.

Если мы спросим самых успешных людей о секрете их успеха, большинство из них скажет, что они больше доверяли своим чувствам, а не логике. Интуиция — это эмоциональная сторона процесса личной креативности. Воображение является финальным шагом в активном мышлении. То, что пришло к нам в виде искры и стало более реальным благодаря ощущениям, далее создает картинку. В процессе креативности мы позволяем картинке расти, даем ей четкие очертания и реальные формы, чтобы можно было представить саму идею. Воображение — это способность думать и визуализировать конечную точку идеи, делать ее видимой.

По сути, вдохновение, интуиция и воображение неразрывно связаны друг с другом и являются концепцией личной креативности, но активное использование данного подхода в бизнесе может зажечь искру креативности внутри компании и команды в целом.

Вдохновение обладает двумя, казалось бы, противоречивыми требованиями. С одной стороны, оно нуждается в четких рамках (представлении, куда идти), а с другой стороны — в открытой позиции (отсутствии четкой цели). Рамки создают некую напряженность для продвижения вперед; когда открытая позиция, наоборот, создает пространство, где рождаются идеи. Вспомните Pixar Animation Studios — киностудию, выпустившую в мир первые компьютерные полностью анимационные полнометражные фильмы — «История игрушек», «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Тачки» и другие. Успех ее фильмов связан не только с усовершенствованием техники анимационного кино. Профессионалы студии Pixar поняли, что почти каждая сцена ее фильмов должна содержать необычную идею, чтобы удивлять зрителей снова и снова.

Креативная команда Pixar создает тысячи идей. И хотя рамки четко обозначены (использование техник анимации), Pixar дает возможность своей креативной команде генерировать разнообразие идей в рамках широкой анимационной основы. Большинство идей Pixar получили право на жизнь только потому, что управленцы компании поощряют неопределенность и открытость.

Интуиция — это эмоциональная сторона активной формы мышления. В большинстве больших корпораций не принято принимать решения, основываясь на интуиции, так как это воспринимается иррационально и не соответствует проверенному методу решения бизнес-задач. Корпоративная культура маленьких компаний, наоборот, более открыта к интуиции. Ванделин Вон Бох, CEO производителя элитной керамики Villeroy & Boch, как-то поделился в интервью, что все его клиенты на 85% принимают решения, полагаясь на свою интуицию.

Задумайтесь, например, о таком важном решении, как вопрос стратегии. Вы приглашаете всю свою управленческую команду на совещание, чтобы выработать правильное направление движения из множества представленных вариантов и концепций. Вместо рационального шаблонного анализа попросите своих коллег в первую очередь полагаться на свою интуицию. Дайте им возможность на минуту раскрыться индивидуально, а затем попросите внести свой вклад и поделиться разработанной информацией. И вы увидите кардинально другой результат…

Воображение является последним шагом на пути улучшения творческой составляющей и характеризуется способностью визуализировать желаемую картинку будущего, которая обладает особенной силой и помогает преодолевать потенциальные преграды. Вспомним снова киностудию Pixar. Чтобы укрепить возможность свободного воображения внутри Pixar, компания кардинально изменила миссию для своих команд-разработчиков. Вместо того, чтобы придумывать новые идеи для фильмов, как делает большинство других студий, их работа состояла в том, чтобы собираться в небольшие инкубаторы, с помощью которых режиссеры совершенствовали свои собственные идеи в мощную картинку потенциального анимационного фильма.

 

Процесс креативности

Вернемся в искусство…. В своей скульптурной теории выдающийся художник Йозеф Бойс утверждал, что каждый материал, который мы используем для создания произведения искусства, находится между двумя полюсами — полюсом структуры и полюсом движения. Процесс творчества, в соответствии с теорией Бойса, является активным формированием ситуации (путем добавления большей структуры или, наоборот, хаоса). С таким подходом сам по себе процесс становится творческим. Для управления процессом креативности вы должны внимательно наблюдать за ситуацией и судить о его тенденции через структуру или хаос.

 

Коллективная креативность

Когда Йозефа Бойса просили назвать его самые ценные художественные работы, которые он когда-либо создавал, он всегда отвечал, что это была концепция «социальной скульптуры». Заявление концепции как произведения искусства — это уже само по себе необычное утверждение. Что он на самом деле сделал — это соединил воедино две ценнейшие вещи — социальное поведение и принципы создания скульптуры. Сердце концепции социальной структуры Бойса лежит в «социальном мышлении». Йозеф Бойс видел взаимодействие людей как скульптурное пространство, которому можно придавать форму на метаморфическом уровне — так же, как и реально создаваемой скульптуре.

Используя пример Бойса и понимая его подход к креативности, современные руководители могут открыть для себя способы стимулирования творческого процесса, чтобы дать возможность своей команде развивать индивидуальный и коллективный творческий потенциал. Идеи Йозефа Бойса — это бесценный инсайт, который помогает раскрыть индивидуальный потенциал креативности в командах и разработать процессы, структуры и экологическую среду, способствующую инновациям. Руководитель будущего должен понимать, что несмотря на постоянное появление новых аналитических и метрических подходов к решению задач, три кита — воображение, вдохновение и интуиция — играют огромную роль в современном бизнесе.

Для достижения настоящих изменений в инновациях и стратегиях развития бизнеса такое понятие, как «формирование креативности» должно стать ключевым в лексике и навыках руководителей XXI века.

 

Профессор Джейми Андерсон

Расскажите друзьям про новость

Новое видео