08 Июл 2013, 09:28

Клиент созрел, несите Льва

О результатах рекламного шабаша в Каннах с маркетологами украинских компаний побеседовали Дмитрий Федоренко (Studio7) и Михаил Красюк.

Клиент созрел, несите Льва

О результатах рекламного шабаша в Каннах с маркетологами украинских компаний побеседовали Дмитрий Федоренко (Studio7) и Михаил Красюк. Специально для MMR.

 

Во время "Каннских львов" и после оглашения их результатов украинское околорекламное инфополе было атаковано очередью репортажей, впечатлений и мнений. О том, как выигрывать "Льва". Зачем выигрывать. Что это дает рынку. Какие направления его дальнейшего развития подсказывают кейсы-победители.

При всем многообразии сообщений все их объединяло одно: они исходили от представителей агентств. То ли корпоративные маркетинг-джедаи проигнорировали ключевой отраслевой ивент, то ли не хотели портить вольным креаторам момент славы. А ведь было чертовски интересно, что думают о кейсах да трендах те, ради которых, собственно, и работает вся индустрия. Как они видят перспективы развития рекламного рынка и относятся к битвам подрядчиков за гривастые статуэтки.

Но прошла неделя, а клиентов так никто и не спросил. Что ж, хотим узнать — спрашиваем сами.

Формат этой статьи пришел сам по себе и, по закону жанра, в самый последний момент, когда материал был собран и осмыслен. Уж слишком разные, а иногда и противоположные, взгляды на отдельные вопросы высказали маркетологи, трудящиеся в разных сферах народного хозяйства. Настолько разные, что слепить их в одну сюжетную линию, приправив прямой речью, как это принято в журналистике, не получалось. А выходило самое настоящее виртуальное ток-шоу вроде тех, что политически озабоченные телезрители наблюдают по пятницам. Ну, ток-шоу так ток-шоу.

 

Наблюдатели или болельщики?

Результаты "Канн", как оказалось, клиенты все же отслеживают. С интересом. Но мимоходом. В основном, благодаря социальным сетям. "Спасибо Facebook, за последнее время каннские работы появлялись в ленте по нескольку раз", — передает привет Цукербергу руководитель отдела маркетинга Терра Банка Дмитрий Братина. Вторит ему и Татьяна Лукинюк, бренд-директор и директор по коммуникациям Центральной и Восточной Европы "САН ИнБев Украина": "В прошлом году агентство Prodigi, например, само проявило инициативу и пришло к нашей команде маркетинга с презентацией своего взгляда на то, что оказалось актуальным и интересным на "Каннах" прошлого года. В этом году никому приходить не надо — все было в фейсбучной ленте — участников от Украины, по ощущениям, было больше, чем поданных работ". Что ж, предлагаем агентствам брать пример с Prodigi и не перекладывать так часто декларируемую задачу "просвещения клиента" на милость алгоритмов ленты Facebook.

Из всех опрошенных только маркетинг-менеджер компании Miratech Олеся Черная отрезала, что не интересуется рекламными фестивалями и не считает, что награды могут что-то изменить в качестве продуктов и сервиса. "Мое субъективное мнение: конкурсы — исключительно агентское дело и на 90% клиентов влияния не имеют".

Переубедить коллегу берется директор по маркетингу ООО ПП "ЗИП" (краски Zebra, Triora) Сергей Коваленко: "Если украинские агентства начнут получать "Львов", клиент от этого выиграет и существенно. Только если это будут какие-то бизнес-кейсы, а не "социалка"".

""Львы" сейчас все меньше ориентированы на бизнес, — спорит с Сергеем Алексей Филановский, директор по маркетингу Global ABC (торговая марка "Снежная панда"). — Ну, например, кто-то из украинцев снимет трешевый мультик под веселую прилипчивую мелодию. Ну, допустим, агентство уговорит кого-то подтвердить, что мультик решает очень важную, но несуществующую проблему (спасает одного самоубийцу за 20 лет в мельбурнском метро). Этот мульт получит десяток Гран-при. Но что меня должно побудить заказать у создателей такого мульта рекламу? С таким же успехом я могу обратиться к PSY, который клепает еще более популярные ролики".

В спор вступает Елена Ковальская, директор департамента маркетинга банка "Ренессанс Кредит": "Для себя я четко разделяю маркетинг и рекламу. Рекламист — в большей мере дизайнер. Этому сообществу нужно следить за креативными идеями, инструментами, трендами в мировой индустрии создания рекламы. А вот маркетолог — инженер. Мое глубокое убеждение, если маркетолог мыслями заваливается в креатив, он теряет эту инженерную составляющую в понимании своей работы. Ролики международных конкурсных программ обязательны к просмотру для  рекламиста. Обязанность маркетолога на стороне клиента — знать, какие ролики идут у его конкурентов".

Физики и лирики вместе строят БАМ!

"Подобные конкурсы — больше для тех, кто работает в рекламе, — продолжает Елена. — Но клиентская сторона однозначно бы выиграла от появления "Каннского льва" в Украине. К сожалению, об украинских агентствах складывается не очень высокое мнение. У нас нет своей школы, здесь нечему учиться. "Каннский лев" в Украине поднял бы уровень профессионализма в украинских агентствах. Подобные вещи завели бы сюда международные стандарты. Пока что рекламистов в Украине спасает исключительно талант".

 

"Наличие очередной награды не сдвинет индустрию, а только добавит плюсик в карму агентства, — резюмирует дискуссию маркетинг-менеджер корпорации Intel в Украине Юрий Мыколышин. — Однако считаю, что участие в таких мероприятиях жизненно необходимо — оно заставляет агентства подтягивать качество исполнения проектов до мирового уровня".

Алаверды от Елены Ковальской: "У меня была возможность сравнить на одной и той же задаче работы зарубежного агентства и хорошего именитого агентства в Украине. Никакого восхищения "зарубежным", но результат — это небо и земля. Совершенного разный уровень профессионализма, подходов и управления проектом. У зарубежных коллег заложена мысль в каждом завитке".

 

"… а Шаляпина мне Изя напел"

Ох уж это качество исполнения! Раз о нем заговорили, то приходится признать, что у победителей "Канн" оно высочайшее. Украинцам же пока приходится довольствоваться вердиктом «Good idea, bad execution», который, по мнению многих, и является главной бедой отечественной рекламы. Клиенты признаются, что часто сталкиваются с ситуацией, когда исполнение подрядчиком рекламного продукта не в лучшую сторону отличается от того, что было в презентации.

"Качество исполнения страдает в 90% моего опыта как с сетевыми РА, так и дизайном, продакшном и диджиталом последние несколько лет", — утверждает Олеся Черная. Согласен с ней и Сергей Коваленко: "Лично сталкивался. Было дорого, обидно. При этом для меня такие ситуации — это опыт, который невозможно переоценить. При этом есть отдельные проявления на рынке, которые явно лучше всего рынка, и это не может не радовать. Причем во всех сегментах, от креатива до производства".

 

Вот так, господа. Не делайте клиенту дорого и больно. Делайте дорого, так уж и быть. Но приятно.

Предыдущим ораторам аргументировано возражает Алексей Филановский: "Не думаю, что это беда. Это реальность. Нельзя за три копейки купить раков на три рубля. Возможности экзекьюшена ограничены рамками бюджетов. А бюджеты ограничены объемами рынка. И я четко представляю себе, что получу за свои деньги. И понимаю, что если бы я мог оперировать суммами на порядок или два большими, то и уровень исполнения был бы столь же высок, как и на Западе".

Да, да, мы помним, Алексей: если бы вы могли оперировать суммами на порядок большими, вы наняли бы PSY.

"Главная беда отечественной рекламной индустрии: «small experience and low budgets».

 

И первое — очевидное следствие второго", — добавляет Эльдар Нагорный, маркетинг-директор United Online Ventures (bigmir.net, i.ua, tochka.net).

"Как раз бюджеты — это естественное следствие, — не отступает Сергей Коваленко. — Вот вы вложите свои деньги в футбольный клуб Украины ниже десятого места? Нет! Так как это потерянные деньги. Бюджет — это инвестиция. И пока риски их невозврата будут так высоки, все останется без изменений".

"С диджиталом ситуация вообще забавная, — добавляет Дмитрий Братина. — В нем можно отследить все движения клиента, и от него ждут предсказуемого отклика и продаж, а агентства показывают нечто красивое, но сложно конвертируемое в продажи. Под такую идею сложно выторговать бюджет. Даже интересно иногда становится, как же развивались внутренние процессы в компании-заказчике, что они пошли на такой проект".

 

"Я думаю, что качество рекламного продукта является не столько необходимостью рынка, сколько явным признаком его зрелости, — примиряет несогласных Эльдар Нагорный. — Серьезные бюджеты на разработку рекламной продукции порождают высококлассных специалистов, но это происходит не за одно мгновение".

 

"Верхи" хотят, "низы" готовы?

Решают кадры, считает Сергей Коваленко. "Все дело в том, что нет конкуренции нормальной, любой отличный сапожник через 1,5 года становится руководителем. А место сапожника всегда занято студентами. Меняется ли что-то? Меняется. Но только эволюционным путем".

Поддерживает коллегу и Елена Селютина, директор по коммуникациям и PR группы компаний "Новые продукты": "У любого проекта должен быть хороший продюсер, человек, который видит продукт "от и до". Часто бывает так, что люди, у которых есть такой опыт, уже не хотят заниматься самим процессом в деталях. А кто готов — не имеет должного опыта".

"Думаю, проблема в следующем, — продолжает Елена Ковальская. — Директор по развитию или директор агентства на старте делают классную презентацию, предлагают отличные решения, и  клиент в предвкушении. Но после старта работы эти прекрасные люди исчезают. Все светлые мысли, к сожалению, разбиваются об аккаунтинг. Должна быть преемственность философии агентства от уровня директоров по развитию, которые завоевали нас как клиента, до уровня аккаунтов, с которыми мы остаемся для ежедневной работы, — уверена Елена Ковальская. — У нас был опыт, когда из-за аккаунтинга и его постоянных ошибок развалилась работа по многомиллионному контракту с агентством международного уровня — с прекрасной стратегией, замечательными идеями. Те агентства, с которыми мы успешно сотрудничаем, продолжают с нами работать как раз на уровне руководителей агентства. У них не происходила смена людей, которые нас завоевывали как клиента, на тех, кто нас ведет".

"А почему вы считаете это главной бедой именно украинского рынка? — недоумевает Татьяна Лукинюк, — В рекламной сфере, и особенно в интерактивных коммуникациях, это неизбежная ситуация, независимо от страны — мы все учимся на ходу, на своих собственных ошибках, иногда на чужих, если эти "чужие" быстрее. Разом решить проблему мы не сможем никогда — такова природа рекламного продукта, как и любой другой услуги. Это как с инновациями — "пробиваются" только 5% из 100%".

 

"Процесс продажи идеи всегда сопряжен с некой эйфорией. Тут и агентства, и клиенты наполнены электричеством и заряжены по полной. Конечно, в процессе реализации все тускнеет. Процесс, рутина, соблюдение гайдлайнов, копирайтинг — все это влияет на отклонение реализации от изначальной идеи. Решить эту проблему практически невозможно, — подводит черту Юрий Мыколышин, и ту же предлагает вариант решения. — Ситуацию может улучшить только полное погружение агентства в проблематику заказчика и полное вовлечение клиента в процесс".

"Агентства действительно теряют монополию на "знание клиента", — соглашается с коллегой Дмитрий Братина. — Чем дальше, тем больше важной информации накапливается на стороне заказчика — профиль активности клиента и характер использования продукта, частота и темы обращений в колл-центр, аналитика с сайта, воронка продаж и прочее. Мы избалованы интернетом и пропускаем мимо ушей рассказки про "охват", "повышение узнаваемости" и "улучшение имиджа" — их к делу не пришьешь. Поэтому, когда агентство предлагает креатив, то его начинаешь "приземлять" на свои реалии и редко получается. Видимо, вопрос в погружении агентства в специфику рынка и клиента. Особенно это заметно в бизнесах с большим количеством "транзакций" или взаимодействий с потребителем — большинство креативных идей отпадают как уже опробованные и неработающие. Или имеющие ограниченное применение".

 

Светит ли Украине каннский "Лев"?

"Украина очень оторвана от прогрессивного мира. То, что создает сейчас та же Азия в сфере цифровых решений — для нас недосягаемо. Недостаточно посетить фестиваль, вдохновиться и сразу же по возвращении домой начать выдавать "идеи будущего". Токио и Киев — это разные миры, понимаете, о чем я?", — утверждает Елена Селютина.

"Не вижу проблемы ни в отсутствии креативного потенциала, ни в технологической отсталости — все самое последнее и "крутое" в мире можно реализовать и в Украине", — возражает Татьяна Лукинюк.

Елена Ковальская: "В Украине  такой рынок, менее зрелый, менее технологичный, это  наш народ, менталитет, наша целевая аудитория, от этого никуда не денешься. Но, наоборот, это здорово — мы знаем, что у нас будет через год, через два. У отставания есть и преимущество — нам легче предсказывать будущее".

 

"Когда "Каннский лев" станет реальным ответом на запросы украинских рекламодателей, можно будет с уверенностью сказать, что наш рынок достиг тех высот, которых мы все так от него ждем", — на мажорной ноте завершает наше ток-шоу Эльдар Нагорный.

Что ж, вывод налицо: клиенты становятся чем дальше, тем образованнее, подкованнее и амбициознее. Они готовы выделять бюджеты на создание высокотехнологичного продукта, но желают видеть не только аморфный фестивальный "креатив", а доказательства эффективности, возврата инвестиций и роста финансовых показателей. За это они не прочь вместе с агентствами делать проекты, которые могут претендовать на победу в Каннах. А значит, агентствам стоит прокачивать скиллы организованности, эффективности и умения убеждать — и "аз воздам", как обещал Господь римлянам в пресс-релизах апостола Павла.

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео