Кейс: как запустить успешную социальную сеть
Растущая популярность социальных сетей спровоцировала тренд роста нишевых social media — для банкиров, для участников рынка недвижимости, для фотомоделей и фотографов и т.п. Некоторые из них оказывались достаточно успешными и закрепились в нише.
MMR решил поговоритьс главным идеологом одного из таких проектов и попытаться ответить на вопрос, как в современных условиях и при наличии сильных игроков создать социальную сеть и сделать ее успешным бизнес-проектом.
www.MoyaShkola.com стала активно раскручиваться в сентябре 2010 года. На сегодня соцсеть имеет уже более 400 тыс. зарегистрированных школьников. Об идее создания портала «Моя Школа», уникальном предложении для потребителей и планах на будущее MMR рассказала Юлия Сивенок, главный идеолог проекта «Моя Школа», заместитель директора компании «Лео Медиа».
Юля, кто автор идеи создания соцсети для школьников www.MoyaShkola.com? Как она родилась? Привлекалось ли к разработке идеи и продвижению рекламное агентство?
Идея создания социальных сетей родилась еще в конце 2003 года и была успешно воплощена в реализации сетей общения для мобильных пользователей, поскольку наша компания с 2002 года специализируется на разработке новых технологий и решений на рынке допуслуг для абонентов сотовых сетей. Успешный опыт сотрудничества с ведущими операторами мобильной связи и желание реализовать собственный сервис с четко выделенным сегментом аудитории привели к созданию портала «Моя Школа». Мы не привлекали к разработке рекламные агентства, так как сами четко понимали, что и как хотим сделать.
На основании каких исследований/данных вы пришли к выводу, что «фишка» проекта строгой сегментации по классам и школам и ограничение возраста интересна аудитории, что она сработает?
Первое, что мы изучили, это потребности разных сегментов аудитории и их потенциал. И на основании такого анализа выделили для себя сегменты для наших проектов. Реализовывать проекты-аналоги Facebook или MySpace на территории Украины и России для нас не было задачей, поскольку изначально мы решили сконцентрироваться на конкретных сегментах аудитории.
Мы провели обширное исследование рынка и начали с пилотного проекта «Мои Уроки». В его рамках поводился опрос более чем в 90 школах, мы общались со школьниками, узнавали их интересы и желания. И кроме основных потребностей детей, были выделены еще такие важные факторы, как их желание не быть так жестко контролируемыми родителями, иметь возможность свободно общаться со своими сверстниками и главное — самовыражаться в своем обществе.
Поэтому пилотный проект «Мои Уроки» с основной идеей помощи в решении домашних заданий перерос в портал «Моя Школа», где школьники не только решают «домашку», но и свободно общаются, помогают друг другу, участвуют в конкурсах, заводят друзей и многое другое. Все модераторы портала и форума выбраны нами из самих же школьников.
На портале введено ограничение в 21 год ввиду сохранения целевой аудитории и нежелания самих же школьников видеть на портале другую аудиторию. Разную аудиторию они получают при необходимости в сети «ВКонтакте». Применена технология самомодерации, и школьники всегда могут поябедничать или пожаловаться на неприемлемое поведение других участников.
Возможно, успех соцсети «Моя Школа» не что иное, как эффект новинки, которую подхватила ЦА, склонная к экспериментам? Какие нововведения и стратегические шаги будут предприниматься в будущем для удержания и наращивания аудитории?
Успех соцсети основан на предварительном изучении ЦА и ее потребностей. Нововведения на портале происходят на постоянной основе и в большинстве случаев делаются на основании пожеланий самих школьников. Данная ЦА очень отзывчива. Опросы учеников мы проводим на постоянной основе, и они принимают в этом активное участие.
В ближайшее время на портале будет запускаться программа лояльности. Все заработанные за свою активность фишки школьники смогут менять на реальные товары. Готовимся к проведению масштабных конкурсов с ценными подарками.
На портале в онлайн-режиме на постоянной основе проводятся видео-чаты с кумирами. В ближайшее время появится возможность консультаций с учителями, легальные учебники, уже запущена мобильная версия портала m.moyashkola.com. В мае все ученики смогут принять участие в конкурсе «Моя Школа ищет таланты» с суперфиналом и вручением премий.
Также мы ведем переговоры о создании фильма о школьниках, в котором смогут принять участие все зарегистрированные посетители. Наш опыт работы позволяет держать аудиторию в постоянном контакте и реализовывать для них новые идеи и решения согласно текущим тенденциям и потребностям.
Не станет ли школьникам со временем в соцсети с достаточно узкой аудиторией скучно?
Тенденции развития социальных сетей в мире уже показывают успешные примеры сегментации по аудитории или четко выделенной тематике. Кроме того, уникальность нашего портала в том, что ежегодно подрастают наши новые пользователи и происходит обновление состава участников портала. А взрослые идут в новую жизнь, новые общения. Портал «Моя Школа» — это та же школа, только виртуальная и свободная, без «советских» ограничений и с возможностью самореализации детей. Это их государство, которое они строят сами и сами выбирают, что им делать, с кем общаться и т.д.
Мы не ставим себе за цель конкурировать с сетью «ВКонтакте» и другими сетями, мы предлагаем школьникам проверенный ресурс, в котором они сами себе хозяева и сами могут его формировать.
Какой ежемесячный прирост пользователей?
Ежемесячный прирост пользователей портала — более 60 тыс. При этом расширяется география. Если с начала учебного года в сентябре 2010-го в основном регистрировались школьники Украины, то сегодня на долю России и других стран СНГ приходится до 35% регистраций новых участников. Сейчас на портале уже зарегистрировано более 400 тыс. школьников. Они очень активны, у каждого на портале сотни друзей. По некоторым показателям мы значительно обгоняем известные в мире соцсети.
Каналы коммуникации и способы продвижения проекта?
Стартовым каналом продвижения стал выпуск более 12 млн. школьных тетрадей с рекламой портала. Сейчас мы все больше переходим в онлайн-продвижение. Но при этом планируются масштабные оффлайновые мероприятия с целью поддержания бренда проекта. Что касается прироста базы пользователей, то это делают сами школьники. Я бы сказала, что «Моя Школа» уже преодолела «эпидемиологический барьер» посещаемости и других показателей, а это означает, что пользователи уже активно сами приводят друзей на портал. Для учащихся быть на портале «Моя Школа» стало модно!
Какова политика администраторов относительно активности брендов на страницах соцсети?
Мы открыты к различным активностям со многими брендами, однако осознаем огромную социальную ответственность, потому что школьники все впитывают как губки. Они еще не очень различают, что хорошо, а что плохо. Поэтому в каждом отдельном случае ко всем активностям брендов на портале будем относиться с максимальной аккуратностью.
В качестве эксперимента мы проводили опрос среди детей, и его результаты показали, что для них очень важен бренд. Они готовы поменять дорогостоящие и действительно нужные небрендовые принадлежности на брендовую безделушку. И какой мы бренд разместим, такое понимание будущего будет у подрастающего поколения.
Расскажите подробнее, как соцсеть способствует оптимизации учебных процессов?
Уникальность портала заключается в том, что на нем размещены не только готовые домашние задания (ГДЗ), но и лента заданий, где школьники делают друг другу задания и получают за это бонусы. Кроме того, весь контент на портале легальный,и мы приучаем ребят пользоваться легальными источниками информации. В ближайшее время появится возможность онлайн-консультаций с учителями по ряду предметов.
Ведь зачастую они стесняются спросить «вживую». Задача консультирующих учителей не просто давать нужную информацию, а направлять детей, стимулировать их мыслить самостоятельно. Кроме того, на портале будут представлены разделы с полезной литературой, возможность тестировать и улучшать свой уровень знаний, квизы, проведение вебинаров и многое другое. Мы будем всячески и ненавязчиво доносить детям важность обучения и вовлекать их в этот процесс, используя новые тенденции виртуального общения, технологические решения и развитие интернета и мобильных устройств.
Каким образом «Моя Школа» мотивирует школьников не просто списывать готовые домашние задания, но и предлагает самим школьникам решать «домашку» и помогать друг другу?
На портале реализована внутренняя монетизация. Главная валюта портала — фишки. Небольшое количество фишек мы даем на этапе регистрации, можно пополнить свой кошелек с помощью SMS, но главное, что фишки школьник может заработать сам, решая задания другим учащимся. Так мы приучаем детей к рыночным отношениям. За фишки можно купить ГДЗ, проголосовать, сделать подарки, получить преференции в социальных играх, в перспективе производить микроплатежи за товары и услуги. Количество желающих решать за фишки стремительно растет. Уже есть умники портала, которых мы еженедельно отображаем на доске почета.
С одной стороны, уникальность и привлекательность своей сети вы видите в том, что школьники максимально ограничены от влияния взрослых, но пишете, что в планах портала привлечение учителей для участия в вебинарах. Не отпугнет ли это пользователей?
Мы не ставим целью на портале «Моя Школа» изолировать школьников от общения с взрослыми, тем более с учителями, Но мы хотим предоставить им свободу общения в своей среде и возможность общения и высказывания своего мнения без напряжения и страхов. Они должны ощущать свободу и не испытывать чувства давления со стороны взрослых. Мы сами уже родители и категорически против нахождения детей в общей среде со взрослыми, где присутствуют порнография, насилие и много других материалов, совсем не желательных для показа подросткам.
Есть какие-то другие мотиваторы к участию в конкурсах портала, кроме того, что победители конкурсов, как и лучшие ученики недели, попадают на «доску почета»?
Портал дает возможность показать себя, свои возможности и таланты. А для школьников это многое значит. Но при этом и ценные подарки мы тоже раздаем, которые выбраны на основе опроса самих же учеников. Недавно раздавали iPhones и iPods, готовится мотивационная программа, включая гранты на обучение в вузах. Но об этом поговорим ближе к запуску таких программ.
Екатерина Петрова
Читайте также: