27 Мар 2009, 16:25

Картофель фри forever

52 млн. посетителей ежедневно. 31 тыс. ресторанов в 119 странах мира. Созданный 54 года назад накануне первого послевоенного мирового кризиса, сегодня бренд McDonald's стоит, по версии рейтинга Interbrand, более $31 млн., уверенно занимая восьмое место в списке самых дорогих брендов мира

Картофель фри forever

52 млн. посетителей ежедневно. 31 тыс. ресторанов в 119 странах мира. Созданный 54 года назад накануне первого послевоенного мирового кризиса, сегодня бренд McDonald's стоит, по версии рейтинга Interbrand, более $31 млн., уверенно занимая восьмое место в списке самых дорогих брендов мира.Новая эра в маркетинге McDonald's началась в 2003 году со стартом всемирной рекламной кампании i’m lovin’ it (также знакомой нам как «Я це люблю»). Тогда впервые в истории корпорации одновременно в более чем 100 странах мира начали использовать единое позиционирование бренда. Более того, эта рекламная кампания стала первой глобальной кампанией McDonald's, разработанной за пределами США мюнхенским агентством Heye & Partner, членом Worldwide Communications Group, Inc. Тендер, объявленный компанией среди ведущих международных рекламных агентств, поставил задачу: полностью забыть обо всем, что все и так знают о McDonald's, и выступить со свежим, оригинальным предложением. Победила идея i’m lovin’ it, а с ней и агентство Heye & Partner, ее разработавшее. Для новой рекламной кампании было снято 5 рекламных роликов, призванных донести до потребителя мысль, что McDonald's идеально отражает стиль жизни потребителя. В реализации кампании в Украине приняла участие группа «Танок на майдані Конго». Музыканты творчески переосмыслили, адаптировали и исполнили песню «Я це люблю».Ко всему прочему, новая концепция несла в себе еще один кардинальный переворот в глобальной стратегии корпорации. Вместо экстенсивного пути развития, когда, например, в 1984 году в мире открывался каждые 17 часов новый ресторан McDonald's, теперь был сделан акцент на интенсивный путь развития. Новая стратегия предполагала не столько открытие новых заведений, сколько повышение посещаемости уже существующих ресторанов.А помнишь, как все начиналось?За последние 50 лет компания сменила 23 слогана, чутко реагируя на изменения в психологии общества XXI века. На заре своей жизни, в годы расцвета масс-маркетинга, слоганы McDonald’s были достаточно безликими и прямолинейными: «All American Menu — A Hamburger, Fries and Shake» (1960), «McDonald’s Sure is Good to Have Around» (1974). С течением времени все более важным становится индивидуальность, в моду входит трепетное отношение к удовлетворению собственных потребностей. И на сцену выходят новые актуальные слоганы — «You, you are the one» (1976), «Together, McDonalds and you» (1983), «What You Want is What You Get at McDonald’s» (1992) и совсем эмоциональное «We love to see your smile» (2000).В нынешнем слогане — i’m lovin’ it — вопреки грамматике английского языка, слово «я» пишется с маленькой буквы преднамеренно, чтобы показать, что «я» — не эгоцентричный субъект, а часть общества.В последние годы компания успешно подхватила тренд здорового образа жизни и питания: вводит в меню новые блюда, делая акценты на натуральности их ингредиентов, привлекает к рекламным кампаниям известных спортсменов.Продуманная политика приносит успешные плоды, и доля рынка, занимаемая McDonald’s, стабильна последние несколько лет и составляет около 15%. Занимательные даты1958 — в McDonald’s продан 100-миллионный гамбургер1961 — в Елк Гроув Вилледж (штат Иллинойс) был открыт Университет гамбургерологии1965 — McDonald’s — единственная компания в рейтинге Standard & Poor 500, которая в течение 100 кварталов подряд сообщала о росте выручки и прибыли по акциям1965 — Журнал Life назвал Рея Крока одним из 100 самых выдающихся американцев ХХ века1955-1984 — было продано 50 млрд. гамбургеров1988 — Журнал Fortune назвал гамбургер McDonald’s одним из 100 продуктов, которые Америка производит лучше всего1996 — Беларусь стала 100-й страной, в которой появился McDonald’sЭтапы становления15 апреля 1955 г. в городке Дес Плейнз (штат Иллинойс) открылось первое заведение McDonald’s.В 1956 г. товарооборот 14 заведений в США составил S1,2 млн. В 1960 в США было 228 заведений с товарооборотом $37,6 млн.В 1965 г. компания стала акционерной, выпустив свои акции в открытую продажу по $22,5 каждая. В 1967 г. McDonald’s впервые выходит за пределы США, открывается ресторан в Канаде.В 1984 г. товарооборот компании превышал $10 млрд., а в 36 странах работало 8 300 заведений. Ежегодный объем товарооборота среднего заведения составлял $1 264 000.В 1985 г. McDonald’s был включен в список Dow Jones Industrial (показатель ежедневного состояния национальной экономики США, которая рассчитывается на основе показателей 30 наиболее влиятельных компаний страны).Блиц-интервью с Сергеем Братусевым, директором по маркетингу McDonald’s в УкраинеСергей, что, по вашему мнению, позволяет компаниям выживать в кризисное время?История показывает, что если компания входит в сложный для себя период, ей стоит обратить особое внимание на свои ключевые факторы успеха, то есть «вещи, которые мы делаем особенно хорошо». Концентрация на сильных сторонах поможет удержать позиции и даже обеспечить рост показателей компании. Именно этот подход позволяет нам выходить из непростых ситуаций в нестабильных экономических условиях. Есть ли у Вас, как у опытного маркетинг-менеджера, профессиональные «фишки»?В McDonald’s принято внимательно следить за предпочтениями наших посетителей. Например, рыбный сандвич «филе-о-фиш» придумал один из франчайзеров McDonald’s Лу Гроен. Он заметил, что по постным пятницам в его ресторан приходит меньше посетителей, чем в соседний рыбный ресторан. В то время в меню McDonald’s не было ни одного рыбного продукта. Тогда Лу Гроен придумал и предложил гостям сандвич «филе-о-фиш». Результат не заставил себя ждать — прибыль ресторана Лу Гроена по пятницам возросла в 5 раз. Или другой пример. В 2005 году компания провела исследования, которые показали, что посетители с большим удовольствием покупают кофе в зернах, чем растворимый. Поэтому было принято общее для всех европейских ресторанов McDonald's решение о введении в меню кофе в зернах. А недавно совместно с компанией Укртелеком мы предложили нашим украинским посетителям бесплатную услугу WiFi. У нас есть основания считать, что она будет привлекать дополнительных гостей, которые хотели бы одновременно перекусить и, например, проверить электронную почту. Для меня же лично важно понимать, чего ждет клиент от общения с компанией. В случае McDonald’s — чего он желает, придя в ресторан. Поэтому команда нашего маркетингового отдела ежеквартально проводит своеобразное исследование, для которого была разработана специальная методика. Мы называем это исследование in-store interviews (интервью в ресторане). Его суть проста: мы приходим в рестораны McDonald’s и общаемся с посетителями. Встречаем их около входа, вместе делаем заказ и садимся за столик. В процессе непринужденной беседы гости рассказывают нам, как они оценивают меню, цены, обслуживание, вкус продуктов. Называют свои любимые блюда и обсуждают наши новинки. Я считаю эти интервью эффективными, так как непосредственное общение с посетителями дает «живую» информацию и почву для размышления. И какие же интересные нововведения вы планируете в этом году?Один из основных планов на этот год — предложить утреннее меню МакЗавтрак во всех ресторанах Украины и сделать его популярным среди наших посетителей. В Украине пока не существует традиции завтракать вне дома. По данным исследования компании TNS, проведенного по нашему заказу, большинство украинцев сегодня завтракают дома, и тратят на это около 30 минут. В утреннее меню чаще всего входят бутерброды, каши, мюсли, омлеты, тосты. И мы решили предлагать посетителям традиционные утренние продукты — сандвичи, тосты с сыром, блинчики, омлеты. Не секрет, что многие любят читать свежую прессу во время завтрака. Поэтому приятным бонусом для покупателей меню МакЗавтрак станут бесплатные газеты и журналы.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео